Александр Омельченко: «МЕНЯ БЛАГОСЛОВИЛ ПРЕЗИДЕНТ»

14 мая, 1999, 00:00 Распечатать

Согласно майскому опросу общественного мнения, проведенному Институтом трансформации общества, ...

Согласно майскому опросу общественного мнения, проведенному Институтом трансформации общества, столичный мэр Александр Омельченко имеет наиболее реальный шанс победить на предстоящих через несколько недель выборах городского головы. Его рейтинг - 23,58%. 6,06% киевлян высказались в поддержку его основного (по мнению большинства журналистов и политологов) конкурента - Григория Суркиса. Особую пикантность поединку между главой Федерации хоккея и президентом Профессиональной футбольной лиги придает тот факт, что и один, и второй небезосновательно пользуются репутацией «человека Кучмы». Появившиеся было слухи о размолвке между главой государства и его столичным наместником развеяли несколько последних рабочих поездок Президента, в которых Александр Александрович сопровождал Леонида Даниловича. Можно ли рассматривать это как демонстрацию президентской поддержки? А если так, можно ли предположить, что Григорий Суркис принял решение баллотироваться без согласования с Леонидом Кучмой? Ответ киевского мэра на вопросы корреспондента «ЗН» звучал однозначно…

- Я не знаю, о чем вели разговор Президент Украины и Григорий Суркис накануне его регистрации кандидатом на пост городского головы. Скажу только, что Леонид Данилович во время одной из последних встреч однозначно поддержал мою кандидатуру и, так сказать, благословил на борьбу за соискание доверия киевлян. Только после этой беседы я дал согласие баллотироваться.

- Ну а если до выборов мэра Президент вдруг назначит нового главу администрации (скажем, того же Суркиса), насколько серьезно это может отразиться на ваших шансах? И не отобьет ли это у вас желания бороться за пост мэра?

- Существующее законодательство дает право Президенту оcвободить меня от должности председателя Киевской городской государственной администрации и назначить другого человека. Но я, честно говоря, не вижу для этого веских оснований. Мне кажется, что в столице Украины за последние годы очень много сделано для стабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки, ведется большая работа по социальной защите малообеспеченных граждан, наращиваются темпы производства и строительства.

- По некоторым сведениям, у вас имеется намерение построить в столице еще один цирк. Вам не кажется, что Киев нуждается во втором железнодорожном вокзале острее, чем во втором цирке?

- Еще один-два вокзала Киеву не помешали бы и разгрузили бы действующий вокзал, но я бы не назвал эту проблему такой уж острой. Во-первых, за последние годы пассажиропотоки изменились и продолжают уменьшаться. Во-вторых, проведен масштабный ремонт железнодорожного вокзала и ведутся работы по его расширению.

В свое время предусматривалось строительство вокзала на левом берегу, в районе Быковни, но в период перестройки оно было приостановлено. Сейчас мы приступили к разработке нового генерального плана развития Киева, в котором предусматривается новая схема транспортного обслуживания киевлян, в том числе и строительство новых железнодорожных вокзалов. Не исключено также использование подъездных путей и сооружений тех предприятий, которые перепрофилируют свою работу.

А что касается второго цирка, то я уверен, что он (например, на левом берегу) городу не помешал бы.

- Говорят, что не так давно вы объявили: «Киевэнерго» будет приватизировано (либо передано в управление) только через ваш труп… Вы являетесь противником приватизации «Киевэнерго» в принципе или же сомневаетесь в финансовой состоятельности и деловой порядочности структур, проявивших к нему интерес?

- Согласно действующему законодательству, 90% энергетического оборудования и сооружений - теплоэлектроцентрали № 5 и № 6 и тепловые сети - приватизации не подлежат. Не может быть приватизировано и переданное в управление «Киевэнерго» (в первую очередь с целью уменьшения потерь в теплосетях) коммунальное имущество во внутриквартальных тепловых сетях, бойлерных и т.д. Общая сумма этого имущества составляет более 140 млн. грн.

Та часть имущества «Киевэнерго», которая подлежит приватизации, распределяется в следующих пропорциях: государство - 63%, акционеры-физические лица - 19%, акционеры-юридические лица - 18%.

И Минэнерго Украины, и правление «Киевэнерго» выступают за сохранение в государственной собственности не менее 51% акций компании. Это мнение поддерживает и Киевская городская госадминистрация. В связи с чем я направил соответствующее письмо по этому поводу в Кабинет министров.

Тем не менее департаменты Фонда госимущества Украины, некоторые комитеты Верховной Рады предлагают уменьшить долю имущества «Киевэнерго», находящегося в руках государства. Подобное практиковалось в отношении некоторых облэнерго. Но я не знаю ни одного случая, когда бы такой подход принес положительные результаты. Для «Киевэнерго» - компании, эксплуатирующей одну из крупнейших в мире систем теплоснабжения, - подобная непродуманная политика может обернуться непредсказуемыми последствиями.

- Не так давно вы пообещали, что тарифы коммунальных платежей в столице будут заморожены. Как долго и за счет каких ресурсов городской бюджет сможет «дотировать» киевлян?

- Мы очень хорошо понимаем, что может последовать за повышением тарифов на коммунальные услуги. Учитывая мизерные пенсии и не слишком высокие заработки большинства киевлян, можно предположить, что очень многие будут просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги. Этим и обусловлено решение - до реального повышения заработной платы и пенсий повышение тарифов на коммунальные услуги не проводить.

В бюджете города, утвержденном сессией Киевсовета, на содержание жилищно-коммунального хозяйства заложено 52,7 млн. грн. Это на 4,3 млн. больше, чем было предусмотрено Министерством финансов Украины на 1998 год. При этом следует отметить: Минфин Украины на 1999 год предусмотрел Киеву на содержание жилищно-коммунального хозяйства только 6,1 млн. грн.

Компенсации затрат транспортников Минфин вообще не предусматривает. Однако мы предусмотрели в бюджете компенсации на транспорт на общую сумму 48,1 млн. грн. Эта цифра меньше прошлогодней, но она дает нам возможность продержаться минимум до сентября.

Могу с уверенностью сказать, что за первое полугодие бюджет города по доходам будет перевыполнен. А это позволяет дополнительно профинансировать городское хозяйство (включая содержание жилья) и компенсировать затраты по общественному пассажирскому транспорту.

- Как вы относитесь к идее создания муниципальной столичной милиции? Способен ли такой шаг, по вашему мнению, снизить уровень преступности в городе?

- Я поддерживаю идею создания муниципальной милиции. Мы уже много делаем в этом направлении. По решению Киевсовета созданы новые подразделения по контролю за работой рынков и подразделения милиции морали. Кроме этого за счет городского бюджета содержатся 2,3 тыс. работников милиции, в частности участковые и инспектора ГАИ.

Однако приступить к созданию муниципальной милиции представляется невозможным из-за отсутствия законодательной базы. Уже создана специальная рабочая группа, которая по поручению Президента Украины разрабатывает соответствующий законопроект.

Плюс муниципальной милиции, на мой взгляд, в том, что она будет осуществлять большую профилактическую работу. А чем выше уровень профилактической работы, тем ниже уровень преступности в городе. Который, кстати за последние годы серьезно снизился. Скажем, тяжких преступлений стало намного меньше.

- Каким образом вы намерены решать проблему «пиратских» автостоянок и незаконных гаражей?

- К решению этой проблемы городские власти подходят достаточно осторожно. В каждом конкретном случае детально изучается ситуация и только тогда дается согласие на временное существование гаражей и автостоянок до начала застройки данной территории в соответствии с генеральным планом города Киева.

В случаях, когда городские службы признают возможным дальнейшее существование незаконно построенных гаражей и автостоянок, обязательно выдвигается жесткое требование - самовольно захваченные территории должны быть приведены в соответствие с санитарно-техническими нормативами. Кроме того, обязательным является оформление в установленном порядке права на временное землепользование.

Если сохранение незаконных автостоянок и гаражей (в соответствии с заключением городских служб) не представляется возможным, то предварительно, до начала застройки территории, гаражи и стоянки переносятся на другие площадки.

Кроме того, в горадминистрации создана специальная рабочая группа (в состав которой входят мои заместители и заместители председателей районных госадминистраций), которая рассматривает законность существования автостоянок, гаражей и отдельно стоящих дворовых гаражей. В настоящее время готовится совещание, на котором будет рассмотрена программа строительства в Киеве до 2005 года автогаражных кооперативов, подземных и надземных стоянок и паркингов на 300 тыс. мест.

Могу с полной ответственностью сказать, что главным приоритетом во время принятия решений (даже в очень спорных случаях) являются интересы киевлян.

P.S. Несмотря на завидную активность, демонстрируемую в последнее время Григорием Суркисом, мало кто из людей, серьезно разбирающихся в политике, сомневается в итоге майских выборов в столице. С другой стороны, ни для кого не является секретом: волеизъявление миллионов - далеко не всегда определяющий фактор победы на выборах. Очень часто результаты избирательных кампаний - всего лишь исполнение воли единиц. Издержки законодательства и законотворчества дают громадный простор для «творчества» кулуарных сценаристов. Чтобы превратить выборы в фарс, порою достаточно заготовить определенное количество бюллетеней-фальшивок, нашпиговать ими избирательные урны и вовремя привлечь внимание общественности и судебных властей к грубому попранию отечественного законодательства.

Увы, частенько повод для издевательства над законами подбрасывают сами законодатели. Свежий пример - разбирательство в Конституционном суде, посвященное конституционности парламентского постановления о выборах городского головы. По имеющейся информации, текст документа, подписанный в соответствии с процедурой спикером, отличается от текста, в действительности принятого народными избранниками. Председатель Верховной Рады поставил свою визу на постановлении, предусматривающем ускоренную процедуру избирательной кампании. А это, как считает целый ряд специалистов, дает железобетонный формальный повод судьям КС поставить под сомнение легитимность проведения майских выборов столичного мэра. Трудно объяснить, каким образом на спикерский стол попала «не та» бумага - расхлябанность ли это или же чей-то злой умысел.

Но разве можно назвать нормальной ситуацию, когда банальная оплошность либо хитроумная интрига способны поставить крест на итогах многомесячной работы громадного количества людей? Разве естественно, что в высшем законодательном органе страны отсутствует система четкого и эффективного контроля за прохождением уже принятых законов? Разве нет повода поговорить о степени ответственности руководителей, чьи неосторожные автографы могут повернуть политическую ситуацию на 180 градусов? Не отбирать же у спикера пропуск в парламент, если вдруг выяснится, что он и в самом деле недобросовестно отнесся к исполнению своих обязанностей? А разве нет оснований ставить под сомнение существование демократии в государстве, в котором суды и КС все чаще почему-то оказываются в ситуации, когда им приходится не столько следовать функциям жрецов права, сколько играть роль политических рефери?

Выборы в нашей стране давно уже превратились из борьбы политиков в борьбу технологий, причем далеко не всегда чистоплотных. Районы, города и области - полигоны, на которых отрабатываются новые приемы управления волеизъявлением. Кто может дать гарантию, что в случае признания выборов в Киеве нелегитимными в столице не повторится «одесский вариант» и на неопределенный срок руководить городом будет не тот, кого выбрали киевляне, а тот, кого выбрал Президент. Тот же Николай Билоблоцкий, к примеру, - благо соответствующий опыт у него имеется. А еще у него (по некоторым сведениям) имеется желание возглавить Кабинет, который, судя по всему, в ближайшее время ожидают серьезные потрясения. И чтобы опередить другого претендента на премьерский пост - Виктора Януковича, - ему потребуется лишний повод доказать свою преданность…

Мы выбираем, за нас выбирают. Так коротко можно сформулировать основное правило проведения избирательных кампаний на территории нашей родины. Которую, как известно, не выбирают.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно