«АДМИРАЛ НАХИМОВ» — ТАИНСТВО ДРАМЫ

19 января, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 19 января-26 января

Петр Голуб - специалист в области астрономии и космо-земных связей. В период 1989-1995 годов входил в группу прогноза и компенсации чрезвычайных ситуаций при Союзе научных и инженерных обществ России...

Петр Голуб - специалист в области астрономии и космо-земных связей.

В период 1989-1995 годов входил в группу прогноза и компенсации чрезвычайных ситуаций при Союзе научных и инженерных обществ России.

На основе научной концепции, используемой в прогнозах чрезвычайных ситуаций, провел экспертизу наиболее значительных технологических катастроф и инцидентов последнего времени: Чернобыля, гибели южнокорейского «Боинга» и других.

С 1995 года проживает в США.

В конце ноября по RTN был показан документальный фильм «Черный круиз» - о гибели теплохода «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска 31 августа 1986 года. Как известно, катастрофа произошла в результате столкновения этого судна с сухогрузом «Петр Васев», возвращавшимся из Канады.

Авторы фильма подвергают уничтожающей критике действия бывших капитанов столкнувшихся судов В. Маркова и В. Ткаченко. Камера настойчиво преследует их, за кадром произносятся язвительные замечания... Следователь по особо важным делам Уваров называет их «авантюрист», «барин»... В фильме звучат слова: «Их следовало расстрелять»...

Каждый зритель закипает гневом, глядя, как эти «убийцы» более чем четырехсот человек, досрочно выпущенные из тюрьмы, разгуливают по улицам, сидят в своих уютных квартирах. Этакие «Симпсоны» советского образца.

Однако о суровом наказании для себя просили на суде сами капитаны!

«Я не собирался пересекать курс «Нахимова». Готов в этом поклясться. Расстреляйте меня. Только пусть они (кивок в сторону зала) не проклинают моих детей», - говорил Ткаченко на суде, терзаясь от непонимания случившегося.

Действительно, поражают обстоятельства катастрофы: она произошла в условиях удовлетворительной видимости, при наличии радиоконтакта.

В чем же истинные причины трагедии?

Путь

к катастрофе

«Сухогруз «Петр Васев». Слушаю вас. Я пароход «Адмирал Нахимов». Следую в Сочи. Какие действия относительно нас собираетесь предпринять?»

«Мы вас пропускаем», - ответил «Петр Васев» (Цит. по книге: Н. Черкашин. Последний рейс «Нахимова». М., 1988 г.).

Тем не менее в 23 часа 12 минут эти два судна столкнулись.

В ту ночь, кажется, все стало с ног на голову.

Обычно спокойный вахтенный помощник капитана «Адмирала Нахимова» Чудновский, управлявший движением судна, очень нервничал. Сам же капитан Марков ушел в каюту (это будет потом поставлено ему в вину) дочитывать мистический роман С. Кинга «Воспламеняющая взглядом». Он не подозревал, что вскоре с ним и вверенными ему людьми произойдет нечто едва ли не более фантасмагорическое, чем события, описанные в романе.

На мостике «Петра Васева» находился сам капитан Виктор Ткаченко. «Обычно капитан был суетлив при входе в порт, а здесь необычно спокоен, хотя и торопился», - вспоминает третий помощник Зубюк, который стоял рядом с капитаном.

Включив систему автоматической радиолокационной прокладки курса (САРП), Ткаченко стал наблюдать за движением «Нахимова» в приборе.

В. Ткаченко: «Я считал, что поскольку вектор относительно движения проходит по корме, то мы нормально расходимся».

Однако с «Нахимова» поступает предупреждение: «Петр Васев», застопорите ход!».

Зубюк несколько раз сообщает своему капитану, что визуально теплоход опасно сближается с сухогрузом и пора менять курс. Но Ткаченко, уверенный в ювелирной работе техники, спокойно отвечает: «Не паникуйте, штурман, машина показывает прекрасное расхождение».

С «Нахимова» Чудновский вновь передает: «Немедленно дайте задний ход!».

В конце концов Ткаченко начинает осознавать противоречие между идеальной картинкой на экране прибора и реальностью: неотвратимо приближающейся с каждым мгновением громадой теплохода. Он дает команду заднего хода. Однако двигатели запускаются лишь через 40 секунд, с четвертого раза...

Ничто уже не могло остановить сухогруз, который, отыскав наиболее уязвимое место, плавно вошел в корпус теплохода.

Через семь минут на поверхности остались лишь боровшиеся за свою жизнь люди...

Теплоход, носивший некогда в Германии название «Берлин» второй раз ушел на дно. На этот раз окончательно.

Был ли «Летучий голландец»?

Итак, основная причина катастрофы заключается в расхождении показаний приборов, на которые понадеялся капитан, с действительным положением судов.

Чтобы объяснить эту странность, в 1991 г. Ассоциация морских капитанов г.Одессы провела независимое расследование. Сопоставив траекторию, выданную прибором, с истинной, она пришла к выводу, что случившееся можно объяснить только следующим: система САРП вела с борта «Васева» радиолокационные наблюдения за неким «третьим судном», а не за «Нахимовым», то есть Ткаченко наблюдал в прибор один корабль, а радиопереговоры осуществлял с другим - с «Нахимовым».

Так эксперты Ассоциации морских капитанов ввели в драму новое действующее лицо.

Но вся беда в том, что о «третьем» судне никто ничего не знает. Фактически оно напоминает легендарного «Летучего голландца», внезапно возникшего из мрака ночи и спутавшего все карты и расчеты капитанов.

Попробуем объяснить происшедшее без привлечения мистического объекта. Вспомним, что в течение тех же суток произошла еще одна жестокая трагедия: следовавший рейсом из Мехико самолет мексиканской авиакомпании «Аэро-Мехико» ДС-9 с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту при подлете к Лос-Анджелесу столкнулся в воздухе с двухмоторным частным самолетом. Горящие обломки рухнули на жилые кварталы. Погибло более 70 человек, девять домов сгорело дотла.

Две крупные катастрофы, на воде и в воздухе, происходят практически в одно время, при похожих обстоятельствах, в которых негативную роль сыграл сбой навигационных систем... Случайно ли это?

Неспокойная планета

В наш технологический век мы часто забываем или вообще не представляем себе, что технические системы адаптированы к каким-то средним условиям окружающей среды, которая пронизана многими известными и неизвестными полями. И когда поля по каким-то причинам значительно изменяются, приборы начинают давать искаженные показания; одновременно нарушается и психологическое состояние человека, работающего с техникой. Однако, не имея прямых индикаторов, человек ни о чем не подозревает и продолжает доверять приборам и своим чувствам, что в конце концов приводит к трагедии.

Существуют ли какие-либо доказательства глобальных возмущений полей на планете? К сожалению, они были в тот день совершенно очевидны, но их просто не приняли во внимание.

31 августа 1986 г. в Румынии произошло сильное землетрясение мощностью до 8 баллов. Пришедшая на поверхность с больших глубин Земли энергия привела в колебания значительную часть территории Европы: в Москве ощущались толчки мощностью в 3 балла, в Симферополе и Киеве - 4 балла... Вслед за этим по европейской части СССР пронесся штормовой циклон, перемещавшийся с юга на север к Архангельску. В Москве скорость ветра составила до 27 метров в секунду, в Рязанской и Владимирской областях - до 30 метров в секунду.

А вот как описывается очевидцами - спасателями та ночь, когда в месте гибели «Нахимова» море стонало не только от огромного числа жертв:

«Погода поначалу была штилевая...

Полученное штормовое предупреждение подтверждалось: ветер крепчал...

Когда мы выходили в море, волнение достигло трех баллов, потом и больше... Море волнуется, корабли качаются, все скрипит, визжит».

Разразившийся во время спасательной операции шторм как раз и стал очевидным индикатором изменения геофизических полей в районе Новороссийска.

Опыт трагедии «Нахимова» учит нас, что функционирование технологических систем должно быть рассмотрено в системе «окружающая среда - прибор - человек» Любые изменения в природе, будь то в космосе или на самой Земле, могут роковым образом привести к трагедии.

Нам в очередной раз преподан урок, который мы, несмотря на передовую технологию, усвоили на уровне каменного века, устраивая публичные суды и наказывая по всей строгости закона.

Жестокие судебные приговоры, расстрелы в этих случаях вредны не только потому, что антигуманны, но и из-за создаваемой ими иллюзии, что проблема решена. Увы, эта самоуспокоенность, как правило, нарушается очередной страшной катастрофой...

Природа - не застывшая сцена. В ней есть штили и штормы, гладкие дороги и ухабы. Правильно оценить их влияние на человека мы сможем, только нанеся опыт прошлых трагедий на карту нашей современной и будущей жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно