Как улучшить мобилизацию без потасовок на улицах и облав на мужчин — ответ юриста

ZN.UA
Поделиться
Как улучшить мобилизацию без потасовок на улицах и облав на мужчин — ответ юриста © EPA-EFE/ATEF SAFADI

Громкие скандалы, связанные с мобилизационным процессом, в последнее время происходят едва ли не ежедневно. Граждане снимают, а СМИ публикуют видео, как работники территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП) буквально похищают людей на улицах и с рабочих мест, насильно выводят из маршруток, «патрулируют» больницы, маскируются под автомобили ритуальной службы или скорой помощи или вообще переодеваются в гражданское. В противоположность часто можно наблюдать, как наши сограждане нарочно конфликтуют с военкомами из ТЦК, обижают их, провоцируя конфликт на камеру. Это нарушение с обеих сторон или они имеют право? Разберемся.

Представьте себе ситуацию. Отправили вы своего ребенка на соревнования в составе детской сборной Винницы по тхэквондо. Централизованно, на автобусе, с водителем — понятный и прогнозируемый процесс. Но утром в пункт назначения дети вынуждены были добираться самостоятельно, на такси. Потому что ночью в гостинице работники Ужгородского ТЦК вручили водителю повестку и силком доставили в центр комплектования.

Это не выдуманная история, а реальность. Такой ночной визит Ужгородский ТЦК пояснил общей с Нацполицией проверкой соблюдения правил военного учета и выявления граждан, уклоняющихся от мобилизации.

Любая подобная конфронтация в обществе, во-первых, деморализует военнослужащих в зоне боевых действий. Потому что очевидно, что мобилизованные или добровольцы, находящиеся в рядах Сил обороны с первых дней полномасштабной войны, нуждаются в замене. Отдыхе, наконец. Во-вторых, побуждает относиться к военным не как к героям и защитникам, а как к угрозе.

Для сохранения боеспособности Вооруженных сил Украины приток новобранцев жизненно необходим. Вместе с тем мобилизация должна быть цивилизованной правовой процедурой, а потому работникам ТЦК и СП критично важно осознавать объем своих прав и обязанностей. В противоположность этому гражданским лицам жизненно необходимо быть благодарными, уважать тех, кто носит «пиксель», и помнить, что защита государства не произвольное право, а обязанность, предусмотренная статьей 65 Конституции Украины. Уклонение от ее выполнения — не только нарушение закона, но и позорный поступок. Из-за этого описанные далее алгоритмы и указания призваны не стать «путеводителем уклониста», а сделать мобилизационные процессы более понятными, а потому законными и более эффективными.

Проверка документов

Коммуникация граждан с работниками территориальных центров комплектования обычно начинается с требования предъявить документы для «проверки списка военнообязанных». Однако далеко не каждое требование показать паспорт или военный билет правомерно и должно выполняться.

Так, представители ТЦК обычно ссылаются на статью 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения». Она, в частности, предусматривает возможность для военного командования проверять документы, вещи, транспортные средства, багаж и т.п. либо же военкомы в связке с законом упоминают правительственное постановление №1456, которое именно и регулирует порядок проверки, либо даже руководствуются приказом начальника какой-то военной администрации. Руководителям военной администрации разрешено устанавливать ограничение определенных конституционных прав и свобод, а также предоставлено право проверять документы.

Однако не любой военнослужащий имеет полномочия требовать ваши документы. Проверкой могут заниматься лишь уполномоченные представители Национальной полиции, СБУ, Нацгвардии, Госпогранслужбы, Государственной миграционной службы, Государственной таможенной службы, Вооруженных сил, определенные в приказе коменданта. Упомянутый приказ военнослужащие обязаны предъявить по требованию гражданина.

Вместе с тем даже при наличии соответствующего приказа требование о проверке документов не может быть выдвинуто произвольно, а только при наличии одного из семи определенных оснований. Требовать предъявления документов могут, если:

1) лицо имеет внешние признаки, похожие на признаки лица, находящегося в розыске либо пропавшего без вести;

2) есть достаточно оснований считать, что лицо совершило или имеет намерение совершить правонарушение;

3) лицо находится на территории или объекте спецрежима;

4) у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, обращение которых ограничено или запрещено;

5) лицо находится в месте совершения уголовного, административного правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другого чрезвычайного события;

6) внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания считать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения;

7) лицо нарушает соответствующие запреты, введенные на территории, где внедрен правовой режим военного положения. Например, комендантский час.

При отсутствии описанных выше оснований требование работников ТЦК и СП в сопровождении сотрудников полиции предъявить паспорт не является законным.

Отдельно обращаю внимание на то, что требование предъявить военный билет при таких условиях противоправно a priori, поскольку законодательство предоставляет право требовать документы, которые удостоверяют лицо либо его специальный статус. Военный билет таковым не является.

Так что работники ТЦК в сопровождении полиции при определенных условиях действительно могут требовать предъявить паспорт. Однако проводить рейдовые действия, как в случае с водителем с последующим его задержанием и вывозом, прямо запрещено законом. Статья 38 Закона Украины «О национальной полиции» четко определяет действия полицейских относительно проникновения в жилище или другое владение лица без решения суда. И речь идет только о неотложных случаях, а именно спасении жизни людей и ценного имущества во время чрезвычайных ситуаций, непосредственного преследования подозреваемых в преступлении или, собственно, прекращении преступления, которое угрожает жизни лиц в этом жилище. Очевидно, что такого исключительного случая на момент проникновения в гостиницу не было.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Вручение повестки

После требования предъявить документы работники ТЦК и СП — даже в случае их непредъявления — обычно вручают повестку. Но эта процедура тоже имеет свои особенности.

Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» действительно обязывает граждан являться по вызову в ТЦК для взятия на военный учет военнообязанных или резервистов, определения их назначения на особый период.

Единственным таким вызовом является личное вручение повестки.

В апреле этого года Кабмин расширил полномочия ТЦК и СП. И они имеют право проводить меры оповещения и призыва граждан в особый период независимо от места их пребывания на военном учете. Таким образом, повестку вам могут вручить как по месту регистрации, так и в другом районе, области, на блокпосте, на улице…

Но обратите внимание, повестка должна содержать исчерпывающий перечень необходимой информации:

  • название «ПОВЕСТКА»;
  • ФИО военнообязанного;
  • адрес места регистрации или места фактического проживания военнообязанного;
  • номер повестки, номер и дату распоряжения ТЦК и СП о необходимости явки военнообязанного;
  • дату, время и адрес ТЦК и СП для явки военнообязанного;
  • наименование должности, фамилию и инициалы руководителя ТЦК и СП, который выдал повестку;
  • подпись руководителя ТЦК и СП, который выдал повестку;
  • дату выдачи;
  • мокрую печать ТЦК и СП, должностное лицо которого выдало повестку.

При отсутствии данных из перечня врученный документ не будет иметь юридических последствий!

Также повестку должны вручать исключительно вживую. Обязательство явиться в ТЦК, переданное через родных, присланное по почте, SMS-сообщением или озвученное по телефону, не является официальным вызовом.

В случае же, если работники ТЦК пренебрегают нормами действующего законодательства, стараются куда-то вас доставить или посадить в авто против воли, вы имеете поступить так.

Не начинайте драться, поскольку в таком поведении имеются признаки ряда противоправных действий, за которые Уголовным кодексом Украины предусмотрена ответственность.

Проверьте наличие на повестке всей необходимой указанной выше информации. Повестка, которая не отвечает требованиям, не является официальным вызовом в ТЦК, а следовательно, обязательства явиться нет. Если после выдачи ненадлежаще оформленной повестки вас отпускают домой, — вы абсолютно свободны.

Если работники ТЦК силком стараются поместить вас в транспортное средство, необходимо придерживаться такого алгоритма.

1. Не подписывайте никаких протоколов, ведь если во время конфликта присутствуют или принимают в нем участие офицеры полиции, их действия в дальнейшем могут толковаться как задержание для установления лица и/или выяснения обстоятельств какого-то правонарушения.

2. Независимо от присутствия полиции, звоните по телефону 102 и сообщайте, что вас насильно стараются затолкать в автомобиль, заметив фактический адрес пребывания и адрес, куда вас, вероятно, везут. Не уточняйте, что это работники ТЦК, тогда полиция прибудет с большей вероятностью.

3. Не способствуйте действиям работников ТЦК, не подписывайте документов, не едьте на своем транспорте за ними.

4. В случае конфликтной ситуации, когда ваши права нарушаются, начните видеосъемку и обращайтесь к людям рядом на улице: друзьям, знакомым, обычным прохожим, призывая их снимать правонарушение и вызвать полицию.

5. Если работники ТЦК против вашей воли все же доставили вас транспортным средством в ТЦК и СП, не подписывайте предоставленные вам документы, вызывайте полицию, свяжитесь с адвокатом и продолжайте видеосъемку. Находясь в ТЦК, разговаривайте с работниками вежливо и спокойно, однако уверенно.

Такой алгоритм действий приемлемый и рекомендованный и в случаях вроде того, что случился с водителем автобуса с детьми.

Подводя итоги, подчеркну: в условиях полномасштабной войны с мощным, коварным и безжалостным врагом, очевидно, самым важным ресурсом государства — более дорогим, чем техника и боеприпасы, являются ее граждане.

А потому законодательство, которое регулирует учет, права и обязанности военнослужащих и военнообязанных, является не вопросом комфорта проживания в государстве, а краеугольным камнем его существования. Ведь пополнение армии новыми бойцами — экзистенциальный вопрос для Украины. При таких обстоятельствах к победе нас будут приближать не рейды работников ТЦК на гостиницы Закарпатья с похищением водителей автобусов, а реформированный, цифровизированный и эффективный процесс мобилизации граждан, отвечающий требованиям действующего законодательства. Либо нового законодательства, поскольку настоящее — уже не секрет — нуждается в существенных изменениях: вместо нескольких нормативно-правовых актов мобилизационные процессы регулируются полудесятком законов, множеством постановлений Кабмина и сотнями приложений, приказов, регламентов и уточнений, которые не дают возможности работникам ТЦК эффективно выполнять их обязанности, а у граждан создают иллюзию произвола и беззакония.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме