Газовий компроміс для України ціною в $ 4,6 млрд

Поділитися
Газовий компроміс для України ціною в $ 4,6 млрд
Формально газовий компроміс - тимчасове рішення з безумовними зобов'язаннями для "Нафтогазу" і "доброю волею" уряду РФ, яка в будь-який момент може стати недоброю.

Как и печально известные "газовые" контракты 2009-го, временный "зимний пакет" газовых договоренностей между Украиной, РФ и ЕС тоже подписан ночью. С 30 на 31 октября, практически в последние часы полномочий действующего состава Еврокомиссии, стороны в Брюсселе подписались на то, что в каждой из столиц было объявлено их собственной победой.

Какие документы подписали представители Киева, Москвы и Брюсселя и что из этого следует? Попробуем разобраться.

Первый из документов - это обязывающий межправительственный протокол об условиях поставок российского газа из РФ в Украину на период с ноября 2014 г. по 31 марта 2015 г., подписанный министром энергетики РФ А.Новаком, главой Минэнергоугольпрома Украины Ю.Проданом и заверенный еврокомиссаром по вопросам энергетики Г.Эттингером как посредником. Документ определяет базовые условия реструктуризации выплаты долга и возобновления поставок с ноября 2014 г.

Второй документ - дополнительное "техническое" соглашение №33 к контракту купли-продажи газа от 19 января 2009 г. между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" - подписан главами этих хозяйствующих субъектов, соответственно, А.Миллером и А.Коболевым. Он уточняет детали ежесуточных поставок и по сути является юридически обязывающим документом, но со многими условиями в основном для Украины.

Третий документ - письмо президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу на имя президента Украины П.Порошенко. В нем закреплены гарантии со стороны Евросоюза в адрес Украины о финансовой поддержке в случае, если РФ не выполнит обязательств по цене, а также готовность ЕК содействовать наращиванию реверсных поставок из стран ЕС в Украину.

В документах, по словам подписантов, речь идет об обязательстве украинской стороны погасить до конца 2014 г. долг в сумме 3,1 млрд долл. за неоплаченные "скидочные" поставки по дополнительному договору еще при Януковиче - за ноябрь-декабрь 2013-го и первый квартал 2014 г.

Сумма долга рассчитывалась, исходя из цены 268 долл. за тысячу кубометров. Первый транш в 1,45 млрд долл. украинская сторона должна выплатить уже в ближайшие дни. После чего "Газпром" ожидает предоплаты за ноябрьские и декабрьские поставки текущего года - 2 млрд кубометров ежемесячно по цене 378 долл., что составляет около 760 млн долл. ежемесячно. В течение 48 часов после поступления платежей "Газпром" готов начать поставки природного газа в адрес "Нафтогаза". А.Миллер ожидает первый транш до конца следующей недели. Второй транш в погашение долга в размере 1,65 млрд долл. должен быть отправлен "Газпрому" до конца текущего года.

О цене возможных поставок газа в Украину с января 2015 г. стороны уверенно не говорят. Ю.Продан утверждает, что это будет 365 долл. Эта цена, по его мнению, рассчитана по формуле ценообразования, закрепленной в контракте купли-продажи газа от 19 января 2009 г., и привязана к цене нефти, которая сейчас на мировых биржах резко упала. Новак и Миллер, в свою очередь, также говорят, что цена будет зависеть от цены нефти и нефтепродуктов, но точную цифру не называют.

Таким образом, российская сторона должна получить от НАКа до конца 2014 г. 3,1 млрд долл. в счет погашения долга и 1,52 млрд долл. предоплаты за 4 млрд кубометров возобновленных поставок. Кроме того, правительство РФ должно принять на днях постановление о предоставлении скидки в 100 долл. за счет отмены экспортной пошлины на газ, поставляемый "Нафтогазу". Выходит, что украинская сторона считает, что она добилась снижения цены газа до уровня рыночной, а российская - что правительство РФ предоставляет, как и при Януковиче, 100-долларовую скидку, которую своим решением в любой момент может и отменить. Ведь правительственная скидка - это временная мера, а не изменение в контракт от 2009 г.

Получается, что формально газовый компромисс - временное решение с безусловными обязательствами для "Нафтогаза" и "доброй волей" правительства РФ, которая в любой момент может стать недоброй. Тем более что пакет договоренностей не содержит четких гарантий оплаты со стороны НАКа. По мнению россиян, они просто поверили украинской стороне и гарантиям ее финансовой обязательности, которые закреплены в письме Еврокомиссии.

Украинская сторона добилась только отсрочки применения принципа "бери или плати". Вместо этого Украина будет получать газ по предоплате - за сколько заплатит, столько газа и получит по согласованной цене.

Разобравшись, за что и по какой цене мы платим, попробуем понять, откуда деньги. Еврокомиссар Г.Эттингер, говоря об источниках финансовой состоятельности украинской стороны, перечислил программу помощи Евросоюза (обещано около 2 млрд долл.), кредиты МВФ и собственные средства НАКа. При этом заметим, что Европа 2 млрд долл. не подарит, а МВФ допускает, что заем предоставит Украине только в 2015 г., после согласования условий его выдачи с новым правительством Украины.

В любом случае, именно Украина заплатит за газовое благополучие Европы предстоящей зимой - своими средствами и за счет кредитов, которые ей придется отдавать тем же европейцам и МВФ. А окончательные расчеты по цене газа и сумме долгов, которые НАК выплатит "Газпрому" до конца 2014 г., возможны только после вердикта Стокгольмского арбитража, в лучшем случае, в конце 2015 г.

Что будет с газопоставками в Украину уже с начала 2015-го - никто точно сказать не может. На некоторые размышления наводит присутствие на переговорах в Брюсселе кума российского президента В.Медведчука, который на этой неделе побывал на встрече с Путиным в Сочи, а затем и с Медведевым в Москве. К тому же, как известно ZN.UA, продолжаются попытки возобновить схему поставок газа в Украину через посредническую фирму. И если "Газпром" на это до сих пор не соглашался, то не потому ли, что в ней не учитывались интересы россиян, как это было в схеме с "РосУкрЭнерго"?

Тем временем, по информации источников ZN.UA, при содействии канцлера Германии А.Меркель (?) уже подписано соглашение о закупке нескольких сотен тонн угля в Донбассе и Кузбассе (РФ) по цене 90 долл. за тонну для поддержания генерирующих мощностей в Украине. А также ведутся переговоры о возобновлении перетока электроэнергии из энергосистемы РФ. Как это согласуется со стремлением к энергетической независимости Украины от РФ? Особенно если учесть, что нашей стране продают уголь, который сначала нелегально вывозят с ее территории… Кто в этом случае выступает гарантом энергобезопасности для Украины? Неужели незаконные "ДНР" и "ЛНР"?

"Наверное, приближение Хэллоуина создало магический эффект, и соглашение было подписано. Однако не стоит обольщаться по этому поводу. Договоренности с Россией стоят не больше бумаги, на которой они написаны. Выполнение Минского протокола - тому подтверждение. Угроза газового кризиса не снята, просто временно снизилась его вероятность. Временно - это до конца января 2015 г.", - комментирует ZN.UA достигнутые газовые соглашения президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар.

Теперь о не менее важном событии, произошедшем 30 октября и оставшемся в тени внимания СМИ. Еврокомиссия в очередной раз перенесла на конец января 2015 г. принятие решения об использовании 100% мощностей газопровода OPAL, по которому российский газ из "Северного потока" поступает в Германию.

"Это красивый финальный жест на своем посту уходящего в историю еврокомиссара Гюнтера Эттингера. Все-таки вирус Шредера его не поразил. Этим решением Брюссель "подвесил" "Газпром", который настаивал на немедленном - сегодня и сейчас - исключении OPAL из Третьего энергопакета, потому что украинская угроза срыва транзита - уже, мол, почти свершившийся факт, - говорит М.Гончар. - А главный замысел Кремля на газовом фронте состоял как раз в том, чтобы, имея "добро" от Брюсселя на 100-процентное задействование OPAL, перебросить часть транзита с ГТС Украины на "Северный поток". Это могло бы привести к падению объемов транзита через Украину до критического технологического минимума, особенно в случае теплой зимы и снижения спроса на газ на европейском конце трубы.

Увеличение отбора ГТС топливного газа из потока для поддержания давления в системе было бы интерпретировано "Газпромом", как воровство газа, и транзит через ГТС Украины был бы перекрыт полностью по сценарию 2009 г. Ну и после этого Россия бы немедленно обратилась в Брюссель с требованием поддержать "Южный поток", потому что Украина - "черная дыра" для газового транзита. Теперь этот сценарий "подвешен". Как здесь не сказать: "Ще не вмерла Європи...". Но теперь, если газовый фронт гибридной войны для России временно заблокирован, можно предположить, что произойдет эскалация горячего сценария на восточном фронте".

С другой стороны, пусть и временное, но соглашение о возобновлении поставок газа было необходимо "Газпрому" не меньше, чем "Нафтогазу". Президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает: "Капитализация "Газпрома" может упасть ниже десятилетнего минимума, что затронет долги, обеспеченные активами компании (справедливости ради надо отметить, что большинство займов обеспечены будущими доходами от продажи газа). Нужно было немного подождать, пока рынок отреагирует на негативные новости, и тогда "Газпром" стал бы сговорчивее".

М.Корчемкин считает, что "Газпрому" срочно нужны позитивные новости о будущих доходах от экспорта газа в Украину. "Надо быстро договориться о продаже необходимого объема газа, например, по "равнодоходной" цене и на обычных "европейских" условиях. Такое соглашение было бы выгодным обеим сторонам", - считает эксперт.

Кроме того, есть еще один важный момент. Очевидно, что переговоры о "зимнем пакете" сильно замедлялись из-за отсутствия достаточных полномочий у главы "Газпрома" А.Миллера. Дело в том, что указ президента РФ еще от 2011 г. запрещает таким чиновникам, как Миллер "вносить изменения в договоры, заключенные акционерными обществами и их дочерними хозяйственными обществами с иностранными контрагентами, и в другие документы, касающиеся их коммерческой (ценовой) политики в иностранных государствах". Этим, очевидно, и вызваны отъезды российской делегации во время переговоров из Брюсселя в Москву - Миллеру нужен был мандат на подписание дополнительного соглашения с "Нафтогазом".

По мнению М.Корчемкина, для того чтобы европейцы лучше понимали смысл ценовых предложений "Газпрома", нужно перевести все цены в одни и те же единицы. Например, цена российского газа на границе Германии в сентябре 2014 г. (оценка IMF) составляла 10,4 долл./MMBtu. При этом средняя цена российского газа, экспортированного в дальнее зарубежье в первом полугодии 2014 г., составила 11,4 долл./MMBtu. Далее пересчитаем цену по стандартам контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом": 268,5 долл./mcm = 8,41 долл./MMBtu, 385 долл./mcm = 12,05 долл./MMBtu, 485 долл./mcm = 15,18 долл./MMBtu.

То есть даже со скидкой цена газа в 378 долл. за тысячу кубометров (или 11,83 долл. за миллион БТЕ) выше равнодоходной, выше цены поставок в Германию. Поэтому реверсные поставки останутся привлекательными как для "Нафтогаза", так и для его европейских партнеров.

В пятницу антикризисный штаб под председательством В.Гройсмана заседал в "Укртрансгазе". Обсуждалось текущее состояние дел и перспективы в связи с достигнутыми в Брюсселе договоренностями. "Укртрансгаз" констатировал, что с начала месяца Украина обеспечивалась газом собственной добычи в объеме 54,8 млн кубометров ежесуточно, часть газа - до 0,5 млрд кубометров - была взята из ПХГ в октябре, поставки реверсом из Словакии почти соответствуют запланированным - 750 млн кубометров при планировавшихся 760 млн, или среднесуточным 26,8 млн. В то же время суточные поставки газа в Украину 31 октября составили всего 156,9 млн кубометров, из которых для потребностей Украины - только 26,8 млн кубометров реверсного газа, большая часть - транзит российского газа в страны ЕС. Так что Украина оставалась обязательным транзитером, даже не получая "газпромовский" газ для своих нужд.

Возвращаясь к Брюссельским газовым договоренностям, остается добавить, что ЕК хоть и гарантирует неизменность цены на российские газопоставки в Украину до 31 марта 2015 г., но трудно представить, как именно она может заставить правительство РФ и "Газпром" сохранять "скидочную" цену. Нет такого механизма. И РФ идет на это только потому, что ей нужен позитив о газовом транзите и рынок газа Украины. Но если политика РФ потребует от "Газпрома" жертв, то можно не сомневаться, что Украина будет принесена в жертву безо всякого предупреждения и особой оглядки на ЕК.

Поділитися
Помітили помилку?

Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку

Додати коментар
Всього коментарів: 0
Текст містить неприпустимі символи
Залишилось символів: 2000
Будь ласка, виберіть один або кілька пунктів (до 3 шт.), які на Вашу думку визначає цей коментар.
Будь ласка, виберіть один або більше пунктів
Нецензурна лексика, лайка Флуд Порушення дійсного законодвства України Образа учасників дискусії Реклама Розпалювання ворожнечі Ознаки троллінгу й провокації Інша причина Відміна Надіслати скаргу ОК
Залишайтесь в курсі останніх подій!
Підписуйтесь на наш канал у Telegram
Стежити у Телеграмі