Конфликт: из лабиринта в туннель

Поделиться
Страна находится у бездны, где уровень равенства определяют инструменты Кольта и Калашникова. Еще несколько шагов - и массы будут упиваться парадами, маршами и факельными шествиями. И в то же время небывалая волна патриотизма, благотворительности, самопожертвования, что создает условия для конструктивного диалога. Такой конструктивный диалог может развиваться на основе сепарации культурных ценностей выделенных групп общества.

В сложнейших условиях конфликта, требующего от всех поколений украинского общества неимоверных усилий для отражения агрессии, обнаруживаются тенденции, которые либо недостаточно осознаются, либо не учитываются должным образом в социуме. Правильная общая установка здравого социального смысла на достижение мира получает различную интерпретацию в разных группах общества, а значит, и особый смысложизненный вектор.

Одним из условий разрешения конфликта выступает всестороннее (политическое, экономическое, моральное) объединение общества. Что может стать центром такого объединения: история, национальные приоритеты, государственные интересы, ценности культуры, духовные ориентиры? Как все это органично согласовать? Безусловно, можно перевести все проблемы на язык лозунгов, требующих отстоять и возвысить землю, границы, символы, веру. Однако многообразие лозунгов означает наличие различных дорог к интуитивно обозначенной цели. Панорамный взгляд на сложные движения в украинском обществе приводит к следующей картине понимания ситуации: украинское общество провалилось в лабиринт конфликта. Это динамичный лабиринт, в котором одновременно в движении находится несколько групп общества. При этом каждая группа не просто ищет свой выход из лабиринта, но и активно изменяет его. Поэтому в постоянно изменяющейся ситуации необходимо найти способы единой координации действий всех групп. Подобная задача предполагает два этапа: объяснительный и объединительный.

Объяснительный охватывает качественную системную интерпретацию позиций, принципов и действий каждой из пяти основных групп в рамках общеизвестного сценария.

Сценарий "Давид и Голиаф". Его приверженцы ориентированы на успешное завершение военных действий. Их не смущает мощь и наглость филистимлянина Голиафа, поскольку они питают надежды с помощью "летального оружия" достичь скорых и убедительных результатов. Как известно, одним из пяти камней, пущенных из пращи, Давид свалил Голиафа, а остальное пастух завершил с помощью меча поверженного.

Это путь быстрой войны, которая завершается Победой. Образ врага и справедливой ненависти не дает шансов проснуться социальной памяти и понять, что филистимляне пришли утвердить превосходство вавилонской культуры над израильской. В состав этой группы, центром которой выступают силовые структуры нынешней власти, входят: часть коалиционных партий, некоторые внепарламентские партии, часть общественных организаций, многочисленные отряды молодежи, патриотически настроенные ветераны и др. Осознанными принципами этой группы являются: "Украина - не Россия", "Украина - это Европа" и "За ценой не постоим".

В тени этой группы обнаруживается несколько олигархов, которые в условиях конфликта решают вопросы передела собственности. Их существование и влияние выводится за пределы реальной политики и фактически приобретает статус постоянной угрозы интересам страны, народа, власти. Поэтому следует помнить, что Давид до конца жизни царя скрывался в пустыне, спасаясь от гнева Саула.

Путь к победе в действительности имеет свою цену - кровь, нищета, карточная система, разруха, тысячи могил и миллионы нерожденных. Ожидание победы сковывает поиск конструктивных подходов и решений, что означает подмену необходимой стратегии совокупностью хаотичных и противоречивых тактических ходов и решений. В то же время потенциал этой группы огромен, что дает ей возможности осознать необходимость перехода от постоянного влияния на иные группы к их последовательному взаимодействию.

Дальнейшие практические шаги:

1) уточнение принципов и оптимизация кадровых решений;

2) признание того, что агрессор занимает позицию и пользуется логикой Шерхана.

Сценарий "Шахрияр и Шахерезада". Сторонники этого варианта признают возможность длительной осады, истощения ресурсов и высокую цену крови каждого дня конфликта. Понимают недостаточность ориентации на чисто военное его разрешение и поэтому предпочитают затратить часть усилий на непрерывно реконструируемом переговорном процессе. Результат, достигнутый за столом переговоров, не отождествляется с победой, у него другой смысл.

Достижение мира, возвращение территориальной целостности, сохранение государственности и поддержание демократии совмещается в одном приоритете - свобода. В этой группе ведущую роль играют представители экономического и правового блоков власти, которых поддерживает часть парламента, серьезные представители бизнес-структур, иерархи разных церквей, аграрное сообщество, значительная часть интеллигенции, организованная молодежь, значительная часть общественных организаций и т.п. В этом плане жизнь, сложившаяся в царстве неумолимого Шахрияра, ежедневно бравшего в жены красивейшую девушку своей страны, а на следующее утро отдававшего ее в руки палача, передает патовую ситуацию конфликта.

Избавить страну от разорительного налога на красоту, учитывая всю остроту и важность проблемы, взялась Шахерезада. Ее оружием стали не красота или сила, а мудрость, знания и умения. Средством борьбы за освобождение было избрано переубеждение. Постоянное поддержание интереса, владение словом, постепенное приближение к желаемому результату, которым выступает свобода - личности, народа, страны.

При всей позитивности продвижения по этому пути у него есть один существенный недостаток - время. И дай Бог, чтобы переговорщики уложились в 1001 ночь. Безусловно, Шахерезада может отыскивать в истории самые изысканные сказки с целью переубеждения, но слушают их бандерлоги…

Сценарий "Ясон и команда "Арго". Эта слабо структурированная группа настроена на преодоление реальных трудностей: военной агрессии, политических интриг, экономического и энергетического шантажа, информационной войны и т.п. Эти люди объединены общей целью и ориентированы на то, чтобы отстоять европейскую систему ценностей для Украины.

Тем не менее, это команда, а ее непроявленный лидер еще не выдвинут из патриотических рядов. Если опираться на потенциал мифа, то лидер выйдет из когорты целителей-врачей. Ясон как предводитель аргонавтов обладал особыми моральными качествами, ведь в команду "Арго" входили Геракл, близнецы Диоскуры, Орфей и др. В этой группе находятся выходцы с Майдана, члены батальонов Национальной гвардии и бойцы добровольческих батальонов, представители среднего и малого бизнеса, волонтерское движение, значительная часть интеллигенции, священнослужители, студенческая молодежь, фермерский актив и т.п.

Как известно аргонавты выполнили поручение, достигли цели - вернули золотое руно в Грецию. Подобную высокую цель ставят представители третьего отряда - привить украинской действительности ценности демократического западного общества.

Мотивацией этой группы, а точнее ориентиром, выступает не победа или свобода, а нечто другое. Это оценка и признание эффективности их действий не властью, не лидерами, а сообществом в целом. В историческом ракурсе такое отношение имеет точное обозначение - триумф.

Само существование третьего отряда вызывает определенные опасения у власти, которая энергично использует его потенциал. Следует помнить, что после возвращения Ясона преследовали неудачи и беды, а свою смерть он нашел под обвалившимся "Арго".

Действительно, подвиг и триумф аргонавтов не вызывает сомнения, что подтверждают древние фолианты, но разве имеют об этом представление рыжие собаки?

Сценарий "Апостольское служение". Это самый малочисленный отряд в лабиринте. Однако от этого возможности его влияния на настроения, глубокие ментальные сдвиги, формирование системы ценностей не уменьшаются. Как известно, двуединая задача апостолов состоит в несении Благой Вести всем народам и в том, чтобы быть основанием Церкви Христовой. Апостолы выступали как образец для спасаемого верою человечества и были людьми максимального духовного авторитета и большого духовного потенциала.

В украинской действительности людей такого масштаба действительно немного, и они воплощают образцы высокой морали, верности идеалам, подвижничества. Среди ушедших такими были В.Черновил, Н.Амосов, С.Крымский, Б.Ступка, А. Кузьменко. Те, кто ныне среди нас, еще не все осознали свой дар, но их "апостольское служение" продиктовано идеей блага стране, народу, грядущим поколениям. Они преисполнены верой, не ждут наград и почестей, до конца выполняют своей долг.

Как известно, апостолам было доверено исцелять болезни, молиться за больных, изгонять бесов, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и проповедовать Царство. Простые действия - изложение апостольского учения, молитва, общение и хлебопреломление - стали основой бурного роста Новозаветной Церкви.

Одно из редких достоинств нынешних апостолов заключается в том, что они не только легко общаются с различными социальными группами, но и достигают глубокого взаимопонимания. В то же время смысл их деятельности заключается не в том, чтобы вести за собой, а в том, чтобы задать направление движения, обосновать совокупность духовных ценностей, которые и следует принять ради будущего своего и своих детей.

Большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, что стало еще одной причиной их почитания. Безусловно, состав группы меняется, пополняется и соответствует духу и требованиям времени. Сегодня мученическое служение исполняет Надежда Савченко.

Информационный фон и смысл призыва группы апостольского служения всем понятен, но Каа его не слышит. Он меняет кожу…

Пятый сценарий "Содом и Гоморра". В конфликт вовлечена еще одна, самая неопределившаяся группа. Ее участники ощущают, что конфликт, начатый Россией на Востоке Украины, - явление глобального характера. Надо признать, что эта группа насчитывает миллионы людей, и с ней необходимо считаться. Это означает, что необходимо учитывать вектор их чаяний, который определяется как желание. Желание мира, благополучия, равных возможностей, социальной справедливости и многого другого. Имеют ли эти желания региональный смысл?

То, что видел Лот, значительно отличалось от того, что видел Господь, глядя в сердца людей, живших на земле Содома, Гоморры, Адма и Севоима. Библия описывает содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств, во главе которых стоят цари. Следует помнить, что желание быть, жить, продолжать свой род вылилось в кровосмешение. Обещание пощадить города было связано с моральным критерием - если в них найдется хотя бы десять праведников. Где же эти праведники: Стрелков с "Буком" и упавшим "Боингом", "Грады", "Смерчи", "Буратино" и все остальное, что обеспечивает падение с небес на головы пенсионеров, женщин, детей, инвалидов? Праздность, богатство и наглость "донецких" нашли свою оценку в социуме, и она не очень отличается от отношения к олигархическим семьям. Эта группа понимает, что Путин не достиг своих целей внутри Украины и опасается его дальнейших действий. Они находятся в политическом и социальном ступоре, то есть никуда не продвигаются в лабиринте. Массу этой группы составляет молчаливое большинство центра и запада Украины, а также часть населения ДНР и ЛНР. Их интересы на общеукраинском уровне стремятся выражать сегодня представители оппозиционного блока, среди которых, надо признать, есть и здравомыслящие члены. Вместе с тем следует видеть, что будущее тех, кто замер в лабиринте, не имеет достойного продолжения. Желание спастись любым путем оказывается тупиками и барьерами, которые участниками пятой группы не осознаются.

Кто же эти серые - жмущиеся к стенам лабиринта или грызущие их? Это часть стаи Акелы, серые братья…

Таким образом, пять групп обречены на блуждания в лабиринте, поскольку их приоритеты (победа, свобода, триумф, вера, желание) не освещают троп, которые могут вывести из лабиринта конфликта.

Объединительный этап следует рассматривать как возможную модель согласования интересов и действий групп, находящихся в лабиринте. Построение такой модели возможно при осознании ответов на два вопроса.

1. Ради чего все тяготы, беды, мучения, страхи, потери, кровь?

2. На каком поле могут объединиться все пять отрядов, то есть может быть достигнуто единство моральных и духовных факторов, а значит установлено глубокое доверие?

Резкое ухудшение условий жизни, рост тарифов, катастрофическое падение гривни, аннексия территорий, волны переселенцев, самоубийства, безработица, организованная преступность и террористические акты - все это характеристики процесса деградации культуры, который органично вплетен в социальный контекст.

Ответ на первый вопрос приходится искать в дебрях журналистских расследований, политологических доктрин, версий экспертов, размышлений аналитиков и т.п. Наиболее вероятным следует признать следующее: объединение всех групп украинского сообщества возможно ради того, чтобы состоялось будущее страны, народа, государства. Это означает, что открывается возможность для следующих поколений, рождения нерожденных. Обретение доверия, с одной стороны, предполагает координацию передвижений в лабиринте конфликта, а с другой - трансформацию лабиринта в туннель.

Ответ на второй вопрос требует выхода за пределы стандартов и стереотипов (государственно-правовых, этнических, религиозных). Это означает, что необходимо разрушить сложившиеся барьеры на пути к единству и доверию к государству, власти, парламенту, партиям, церквям, этносам. Путь согласования интересов проходит через постоянный диалог всех групп общества, который может осуществляться только на поле культуры. Именно путь культуры, а не ненависти и неприятия, может выполнить магистральную функцию в диалоге. Ступенями на этой лестнице к единству выступают согласие, взаимопонимание, доверие.

Возникает парадоксальная ситуация. Страна находится у бездны, где уровень равенства определяют инструменты Кольта и Калашникова. Еще несколько шагов - и массы будут упиваться парадами, маршами и факельными шествиями. И в то же время небывалая волна патриотизма, благотворительности, самопожертвования, что создает условия для конструктивного диалога. Такой конструктивный диалог может развиваться на основе сепарации культурных ценностей выделенных групп общества. Сама процедура диалога фиксирует переход из лабиринта в туннель компромиссов. Движение в туннеле требует иной тактики выживания, источником которой оказывается культура. Именно согласование современного ценностного отношения к культуре каждой из групп становится необходимой предпосылкой формирования единства украинского общества. Единства, которое порождает надежду на свет в конце туннеля, то есть выход в реалии эпохи глобализации.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме