Форум издателей в ВР: пикник на обочине власти

Поделиться
Информповод, без сомнения, удался. Целый легион журналистов, пишущих на околокнижную тематику и не только, сбежался посмотреть, как оно будет...

Информповод, без сомнения, удался. Целый легион журналистов, пишущих на околокнижную тематику и не только, сбежался посмотреть, как оно будет. Потому что присутствовала драматургия. Декорации и мизансцена: книжная выставка-продажа — в парламентских стенах, аккурат к открытию последней сессии. Конфликт: извечное, хоть и латентное, противостояние власти и культуры, книги в частности. Интрига, лежащая на поверхности: что купят? Интрига поглубже: а что из этого выйдет — и выйдет ли вообще?

Кто бы сомневался, что инициаторами действа выступили наиболее креативные и пиар-подкованные фигуры украинского издательского процесса — братья Капрановы. Организационную часть обеспечила бессменный президент Львовского форума издателей Александра Коваль. Европейского уровня и харизмы добавил писатель Андрей Курков, чиновной солидности — президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин.

Этот последний парировал скептический выпад журналиста на пресс-конференции цитатой из своей любимой авторской песни: «Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю, что все это следует шить!»

Интрига первая:
топ-лист

Прокол вышел с мизансценой. Н-да, красиво было бы расставить стенды с книгами непосредственно в кулуарах, вдоль известного всей стране монументального живописного полотна. Тогда депутаты так или иначе были бы обречены на встречу с книгой, и кто знает… ладно, фантазии в сторону. На самом деле форуму издателей выделили вестибюль на третьем этаже, позади балконов сессионного зала. Причем этим третьим этажом и ограничили свободу передвижения участников форума: никаких тебе кулуаров и, не дай бог, буфета. Так что хотя пресс-релиз акции и гласил жирным шрифтом: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет сам пойдет к горе!», реально, увы, оставалось надеяться на добровольное движение горы вверх по лестнице.

Гора явилась на открытие форума в образе спикера Владимира Литвина с приветственным словом участникам. По окончании торжественной части у стендов были с трудом замечены еще некоторые депутаты, общим числом не больше десяти. Оживление и многолюдье в зале создавали сами издатели, писатели и журналисты (две последние позиции часто в одном лице). Тотально знакомые лица одной тусовки, довольно внушительной, если собрать ее на небольшом пространстве. Все здоровались, улыбались, брали друг у друга интервью, общались неформально и соревновались в сарказме по поводу происходящего. Братья Капрановы с калькулятором в руках доказывали всем желающим, что если десять депутатов как процент от их общего количества пересчитать в пропорции, скажем, на население Киева — выйдет более чем внушительная явка для книжной выставки!

На последующие дни форума пессимисты прогнозировали пустоту и тишину. Ничуть не бывало. Журналистам по-прежнему было интересно, более того, к стендам тонкой струйкой, но потянулись-таки депутаты. С книгой в руках были замечены, в частности, Александр Мороз, Сергей Гмыря, Игорь Шурма, Владимир Заец, Николай Жулинский, Владимир Цибулько, Юрий Кармазин, Геннадий Удовенко, Игорь Осташ, Владимир Яворивский, Виталий Олуйко, Юрий Ключковский, Андрей Шкиль, Юрий Оробец, Олег Тягнибок, Лилия Григорович, Валерий Асадчев, Владимир Бронников, Василий Потапов, Владимир Бондаренко, Павло Мовчан, Борис Олийнык (список не полон). На третий день работы выставки сюда заглянули и сам Виктор Ющенко с Юрием Ехануровым.

А теперь — самое интересное. К сожалению, не все участники форума смогли отследить и предоставить организаторам список именно депутатских покупок, а общую статистику существенно подпортили охочие до книг журналисты-писатели. Да и сами издатели никак не отучатся от привычки покупать продукцию конкурентов. Однако общие тенденции властных вкусов подтверждались и в личных беседах с продавцами.

Итак, в первую очередь депутаты заботятся о подрастающем поколении, видимо, о внуках, и это трогательно. Лидер продаж — «100 казок» от «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-Ги», в шорт-лист попали ее же книги «Ліза та її сни» и «Абетка», а также раскраски по 30 копеек от издательства «Богдан».

На втором месте — подарочное издание «Географія України та сумежних земель» Кубийовича, четвертая позиция у подарочного же двухтомника Сковороды (оба — издательство «Обереги»). Что ж, в этом смысле книга — очень нужная вещь в хозяйстве любого депутата. Как и учебник Мочерного и Тришака «Банківська система України»; впрочем, возможно, кто-то не прочь поучиться и сам.

Бронзу взяла единственная из украинских писателей, чье имя, видимо, слышали и в парламентских стенах (к тому же в одном флаконе с брэндом оранжевой революции): Оксана Забужко со сборником статей «Let My People Go». Прорвалась в шорт-лист и поэзия Васыля Стуса «Палімпсест» (обе книги — «Факт»).

Вообще же отечественная художественная литература, по отзывам продавцов, внимания парламентариев не привлекала. Все же любопытно, что первые пять строк списка по «художке» заняли авторы прекрасного пола: Мария Матиос (две первые позиции), Оксана Забужко уже как поэт, Ирэн Роздобудько и Лариса Денисенко. Но, боюсь, женщин любят не депутаты. А если любят и они, то не читать.

Те, кого интересовала первая, поверхностная интрига данной пьесы, могут на этом остановиться. А мы попробуем докопаться до второй.

Интрига вторая:
закон? — есть закон!

Журналистский аншлаг на второй день форума не уступал первому. Еще бы: Книга, в лице президента УАИК Александра Афонина, назначила свидание Власти — в лице спикера ВР В.Литвина, председателя Госкомитета телевидения и радиовещания И.Чижа, министра науки и образования С.Николаенко, министра культуры и туризма И.Лихового, министра по делам семьи, молодежи и спорта Ю.Павленко. Планировался круглый стол на тему «Шляхи розбудови української книговидавничої справи».

Когда к назначенному часу ни одно из приглашенных властных лиц не явилось, присутствующие обменялись мрачными, но удовлетворенными улыбками. Мол, так мы и думали. Доктор, меня все игнорируют. О чем и будет приятно в очередной раз поговорить все в том же тесном кругу.

Кратковременное появление в президиуме нардепа Павла Мовчана общего настроя не изменило, а его сообщение за отсутствием микрофона осталось неуслышанным журналистским большинством. А напрасно. Потому что сообщил господин Мовчан приятнейшее известие. По распоряжению Литвина были подняты парламентские архивы и на свет божий извлечен законопроект четырехлетней давности, касающийся нескольких видов налогов на книгоиздание. Каковой и будет представлен на рассмотрение депутатов уже к концу недели. Чтобы успеть: все-таки последняя сессия.

По ближайшим к докладчику издательским рядам прошелестел ропот. Какие такие налоги?.. слава богу, с налогообложением в их сфере сегодня более-менее порядок. Недоумение, граничащее с ужасом, отразилось на лице Александра Афонина. Какой такой законопроект? Лично он слышит о нем впервые, а с этой властью надо держать руку на пульсе, иначе она способна такого наворотить! Господин Афонин пообещал коллегам непосредственно после мероприятия пойти и разобраться со странным документом (читай — замять для ясности неуместную инициативу). Такой вот незначительный курьезный эпизод взаимоотношений Книги и Власти.

Но только ли курьезный? Ведь так или иначе, Власть была готова на реальный, а главное — оперативный шаг навстречу Книге. (Чем он мотивирован накануне выборов — вопрос отдельный, но отнюдь не главный.) Так что же помешало издателям проявить ответную оперативность? Почему президент ассоциации не выразил энтузиазма действительно разобраться с законопроектом, на месте и в сжатые сроки кардинально переработав его в действительно нужный украинским издателям? Да, успех и в этом случае никто не гарантировал. Но неужели Александр Васильевич забыл свою любимую песню?!

Серьезные дела не делаются на коленке, с бухты-барахты? Стоп-стоп-стоп. Ассоциация круглый год рассылает на рассмотрение своих членов законодательные инициативы, собирает ответные предложения и направляет все это во властные кабинеты, не особенно надеясь на какую-либо реакцию. Аналогичной деятельностью перманентно занят и Форум издателей. Да и о мероприятии в стенах Верховной Рады стало известно не накануне: разве не логично было бы заготовить на всякий случай нечто этакое в жанре законопроекта?

Увы. Организаторы круглого стола не разжились даже на пресс-релизы с его основными тезисами. Возникло впечатление, что диалог с властью как таковой и не планировался вовсе. Депутатов собирались попользовать в качестве информационной приманки, только и всего.

Кстати, в тот день Власть явилась-таки на свидание — в лице главы новоиспеченного Нацсовета по культуре и духовности Николая Жулинского. Это его присутствие давало иллюзию надежды немногим издателям, выступавшим с действительно конкретными предложениями по изменению законодательства. Это его загадочное молчание до конца удерживало внимание журналистов. Финальная же речь депутата прозвучала оптимистически: книгоиздание — могучая сила, и что ему толку надеяться на эту Верховную Раду? Вот дождемся следующей…

После выборов. Самая старая из парламентских песен.

Впрочем, господин Афонин еще раньше пояснил свое нежелание совершать резкие движения. Дескать, сейчас все равно нереально внести какие-либо изменения в главный документ страны — бюджет. А все остальное — так, косметика… Получается, издателям нужна от власти вовсе не оптимизация правового поля для их деятельности. Им нужны, как ни банально, деньги.

Так может, назрел диалог Книги не с Властью, а с Бизнесом? И, кстати, не только о деньгах как таковых.

Интрига третья: выйти замуж за депутата

На форум в парламенте собралось 88 книжных организаций Украины, из них — 78 издательств. Многие приехали издалека, но лишь единицы выступили со своими законодательными инициативами. На что надеялись остальные? Ведь ожидать высоких продаж от априори закрытого мероприятия в любом случае не приходилось…

Кстати, о продажах. Меценат известного литературного конкурса «Коронация слова», шоколадный магнат Юрий Логуш произнес на круглом столе прочувствованную речь о любви к украинскому языку. В которой мельком, через запятую прозвучало что-то вроде «логистика, конкурентная борьба за потребителя, ну, это все мы знаем…»

Господин Логуш, без сомнения, знает, потому и продает успешно свои шоколадки. А многие ли из украинских издателей способны внятно объяснить, что такое «логистика»? У многих ли имеются в штате маркетолог и пиар-менеджер (с соответствующей квалификацией и зарплатой), а не только два человека из «отдела сбыта», рутинно отгружающие пачку-другую товара одним и тем же оптовикам?

Украинское книгоиздание не в состоянии осознать себя бизнесом, балансируя где-то на границе госзаказа и хобби. И главный кризис, который оно переживает, не законодательный и не финансовый. Это кризис идей — не столько в творческом, сколько в чисто бизнесовом смысле. Даже немногие отечественные издатели, пытающиеся «играть в бизнес» по рыночным законам, не в состоянии вывести свою продукцию за пределы одного-единственного брэнда: «Украинская книга». Под ним на одном стенде книжного магазина, на одном лотке Петровки собрано все: от научной монографии до иронического детектива. Читай украинское, покупай украинское, ты же патриот, в конце концов!

Патриоты в стране имеются. Они и приносят украинским издателям свои кровные. Давно уже приносят. Но этих кровных не хватает на то, чтобы называться прибылью.

А как быть с читателем-билингвом, который в выборе книги руководствуется (страшно написать!) вовсе не патриотизмом, а, скажем, желанием насладиться хорошей поэзией или просто расслабиться в метро? Который ищет детектив на стенде или лотке с детективами, фэнтезийный роман — среди фантастики, а модную прозу — корешок к корешку с Эко и Мураками? И пройдет мимо лотка, где все это перемешано под гордой патриотической вывеской. И даже если таких лотков будет, как мечтают наши издатели, десять или сто в ряд — все равно пройдет мимо. Это не его брэнд.

Так что же, сдать этого потребителя (вид, кстати, куда более многочисленный, чем патриот) со всеми потрохами и кошельком проклятым москалям, как это до сих пор благополучно делается? Или все-таки придумать новый брэнд, способный его привлечь, причем желательно не один? Не знаю, какой именно. Не знают и наши издатели. Плохо, что и знать преимущественно не хотят. «Украинская книга» — тоже красиво. Кое-что под него даже неплохо продается.

Кроме того, ностальгируя об общегосударственной книготорговой сети, украинский издатель в своем большинстве понятия не имеет, как продвигать свою продукцию навстречу потребителю. Ну, проведет он презентацию, на которую придет в лучшем случае два-три десятка человек (те, кого обзвонит единственное заинтересованное лицо — автор), ну, продастся на ней книг семь-восемь, — и что? Раздарит с десяток экземпляров дружественным журналистам, двое из них тиснут где-нибудь рецензии — а продажи вроде бы и не вырастут. Или недостижимая мечта многих — реклама на телевидении: так ведь книжки той же «Коронации слова», в отличие от шоколадок, годами пылятся на складах…

Украинский издатель знает только один верный способ получить деньги быстро и большим куском. На него и кладет львиную долю времени и сил. И, не раздумывая, стремится туда, где пахнет возможностью этот способ реализовать. Боюсь быть голословной, боюсь кого-нибудь обидеть. И все-таки.

Все женские журналы советуют юным тусовщицам, желающим выгодно выйти замуж, посещать промышленные выставки и автосалоны — места гарантированного скопления серьезных женихов. Верховная Рада в этом смысле — тоже неплохое место. Что, видимо, прекрасно понимала принимающая сторона, вводя запрет на буфет и кулуары. Но какую девушку остановят преграды, когда на кону — счастливая и обеспеченная личная жизнь?

К сожалению, организаторы форума не собирали статистику по книгам, подаренным издателями народным избранникам. Вполне очевидно, с какой целью.

Девушка утешает себя тем, что все равно заведет после свадьбы любовника. Издатель — что часть сэкономленных спонсорских денег пустит на какой-нибудь проект для души. Так и живем. Не всем же становиться независимыми бизнес-леди. Или бизнесменами.

Где взять свежие бизнес-идеи, чтобы успешно продавать именно книги, а не шоколад, именно в Украине, а не в России или Франции, именно сейчас, а не в начале 90-х? Этот вопрос еще более важный, чем другой: где найти начальный капитал для реализации этих идей? Хотя и без второго, как ни крути, никуда не двинешься. Но проблема в том, что первый большинство отечественных издателей вообще благополучно пропускает.

Так или иначе, ответы на эти вопросы вряд ли знают в Верховной Раде. Независимо от созыва.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме