Как Wi-Max в Филадельфии Wi-Fi дополняет. Американские власти борются за доступность Интернета

Поделиться
Находясь в гостях у дочери в Филадельфии, я заинтересовался проектом обеспечения всеобщего доступа в Интернет «Беспроводная Филадельфия» (Wireless Philadelphia), недавно внедренным в этом городе...

Находясь в гостях у дочери в Филадельфии, я заинтересовался проектом обеспечения всеобщего доступа в Интернет «Беспроводная Филадельфия» (Wireless Philadelphia), недавно внедренным в этом городе. Проект предусматривает повсеместный беспроводный доступ в Интернет с использованием технологий Wi-Fi и Wi-Max за символическую плату на всей территории Филадельфии площадью в 135 кв. миль и населением в 1,6 млн. чел. Мне удалось побеседовать с руководителем этого проекта, известным менеджером в сфере хай-тек, работавшим в Силиконовой долине, энтузиастом развития Интернет в городах США — шефом отдела информационной службы мэрии Филадельфии Даяной Нефф (Dianah L. Neff), которая любезно согласилась поделиться опытом.

Поскольку в Киеве и других городах Украины в 2004—2005 годах также начали предоставляться услуги в стандарте Wi-Max, продемонстрированный филадельфийским проектом системный подход, его социальная направленность, принципы решения финансовых и даже политических проблем будут для нас весьма поучительны.

Сеть на основе технологии Wi-Fi — беспроводная сеть, построенная на базе устройств стандарта IEEE 802.11 на частотах в нелицензируемом диапазоне 2,4 ГГц. Радиус действия приемных и передающих устройств — около 100—150 метров. Пропускная способность — до 11 Мбит в секунду.

Сначала технология применялась на небольших предприятиях, в отелях, офисах, где на ее основе формировались корпоративные локальные сети без использования кабельной разводки. Развитие ее идет в направлении универсальных сотовых сетей передачи данных, открытых для пользователей.

Технология Wi-Max является развитием технологии Wi-Fi. Использует стандарт IEEE 802.16 и работает на частотах 3,5—3,7 ГГц, 5,3—5,4 ГГц и выше, менее чувствительна к препятствиям. Одно базовое устройство Wi-Max способно обеспечить доступом в Интернет на площади радиусом 45—50 км. Технология обеспечивает пропускную способность до 70 Мбит в секунду при прямой видимости и свыше 10 Мбит в секунду — на отраженном сигнале. Ориентировочная стоимость оборудования узла сегодня составляет 20 тыс. долл. и будет снижаться. Стоимость оборудования и работ для организации кабельного соединения такой же пропускной способности в сотни раз выше.

— Г-жа Нефф, в чем вы видите перспективы беспроводного доступа в Интернет, их роль в развитии городов? Сегодня даже в США очень немногие муниципалитеты считают развитие Интернет одной из первоочередных задач будущего…

— В США беспроводный Интернет обеспечивает возможность выбора для многих граждан, которые не могут себе сегодня позволить проводные технологии. Его легче внедрить, он дешевле. Например, широкополосный высокоскоростной Интернет сегодня может стоить для индивидуальных пользователей от 40 до 65 долл. в месяц, в то время как при доступе по беспроводной технологии — около 20 долл. в месяц.

Беспроводной Интернет выгоднее и для корпоративных пользователей. К примеру, если в учреждении есть сотрудники, работающие вне офиса и нуждающиеся в доступе к базе данных с любой точки города, то раньше единственной возможностью для них был доступ через сети мобильной связи. Это очень дорого — до 70 долл. на каждое подключение, и очень медленно.

— Чиновники — весьма консервативные люди, а интернет-технологии и принципы электронного правительства (e-government) часто заставляют их отказываться от традиционных принципов работы. Поэтому внедрение новых технологий часто наталкивается на скрытое противодействие и даже саботаж. Как вам удалось найти единомышленников и добиться начала внедрения этого амбициозного проекта?

— Мы делали пилотные проекты. Работали с малыми группами служащих, а также их руководством, чтобы показать, что их труд может быть более продуктивным. Объясняли, что это хороший инструмент для снижения издержек в случаях, когда урезается бюджет. И вся эта работа, организация тренингов финансировалась государством.

Например, сотрудникам коммунальных служб, посещающим граждан на дому для проведения инспекций, приходится постоянно возвращаться на автомобиле в офис, что приводит к большим потерям времени. Теперь они могут получать свое следующее задание по Интернету. С одной стороны, это позволяет им выполнять больше работы за тот же промежуток времени, с другой — дает возможность менеджерам лучше контролировать своих сотрудников.

— В Украине уже имеются попытки решения подобных проблем. Мы начали с компьютеризации при оплате налогов. На очереди — передача этих данных через Интернет. Что у вас сделано в этом направлении?

— Мы переводим уплату наших налогов в режим онлайн, поэтому люди могут платить их через Интернет. Пришлось выполнить большой объем подготовительной работы, чтобы внедрить эту услугу. Как вы понимаете, здесь было важно не только решить технические вопросы, дабы убедиться в надежной защите операций, но и переработать бланки документов. Потребовалось также провести большую работу с бизнесменами, чтобы показать им, как новая система функционирует.

Сегодня по каналам Интернета в бюджет Филадельфии приходит около 1 млн. долл. ежемесячно — это налоги, плата за воду, разрешения, а также поступления от полиции. Но это в США, где Интернетом пользуются уже 12 лет, с начала 90-х. Люди постепенно научились доверять возможности работать через Интернет с карточками Visa или Master Card.

— Как удалось достичь компромисса с провайдерами кабельного Интернета, теряющими часть своих доходов от развертывания беспроводных сетей?

— Это было очень нелегко. Телекоммуникационные компании, такие, как Verizon, которая является центральной телефонной компанией здесь, в Филадельфии, даже обращались в государственные органы с просьбой принять закон, который бы запретил муниципальным правительствам внедрять беспроводные интернет-технологии. Но у нас была возможность обратиться к нашим гражданам, нашим бизнесменам, нашим школам, чтобы защитить их право выбора. Мы получили разрешение на строительство в Филадельфии конкурентной интернет-сети, но критика и борьба продолжаются до сих пор.

В действительности кабельные операторы обслуживают лишь около трети населения города, и в Филадельфии были районы, где люди не имели доступа к скоростному Интернету либо он был довольно дорог. Кабельные провайдеры традиционно концентрировали свое внимание на более солидных клиентах, а отнюдь не на семьях с низкими доходами. Только 58% наших домохозяйств имеют доступ в Интернет — им охвачено 90% обеспеченных семей и лишь около 25% семей с низкими доходами.

Поэтому мы создали альтернативу телекоммуникационным и кабельным компаниям, которую могли себе позволить уже многие. И рост абонентской базы беспроводных провайдеров будет осуществляться в основном за счет новых клиентов. Мы не ожидаем существенного оттока клиентов от кабельных провайдеров.

— 90-е годы были отмечены бумом инвестиций в беспроводный Интернет. Однако многие инвесторы потерпели крах. Как вы считаете, в чем причина неудач беспроводной связи 90-х?

— Тогда было много стандартов беспроводных сетей, не совместимых между собой. Но сегодня беспроводные технологии уже стандартизованы. Существует IEEE (The Institut of Electrical and Electronic Engeneers, профессиональная ассоциация инженеров, исследователей и ученых в области электротехники и электроники из 150 стран мира. — В.Г.) — это международная организация, которая устанавливает стандарты. Ею введены стандарты 802.11 (b, a и g) для Wi-Fi и 802.16 для Wi-Max. В Соединенных Штатах FCC (Федеральная комиссия по коммуникациям) выделила нелицензируемую часть диапазона 2 ГГц, который теперь можно использовать без значительной платы за частоты. Поэтому вскоре все наши ноутбуки, карманные компьютеры, смартфоны и т.д. будут оснащены Wi-Fi, а в будущем и Wi-Max, которые также будут иметь невысокую стоимость.

— В настоящее время бурно развивается технология Wi-Max (корпорации Intel), о которой вы уже упомянули. Одни считают ее конкурентом технологии Wi-Fi, другие — дополнением к ней. Каково ваше мнение об этих технологиях?

— Я думаю, они дополняют друг друга, и в действительности все будет зависеть от ваших конкретных потребностей. Если у вас очень большая, не слишком густонаселенная площадь и свойство мобильности (качества перехода из зоны в зону) вас не слишком волнует, то удобнее организовывать покрытие с помощью Wi-Max.

Но с этим стандартом сегодня такая же ситуация, как когда-то с Wi-Fi. Поэтому если один пригород использует систему Wi-Max с оборудованием Alvarion, а другой —BelAir, то абоненты из одной зоны не смогут обслуживаться в другой. В то время как для Wi-Fi эта проблема уже решена, и любое оборудование можно использовать в режиме «hot spot» — «прямо сейчас». Wi-Fi — это технология, которая уже обеспечена стандартами и недорогими устройствами.

Использование Wi-Fi в небольших густонаселенных, а Wi-Max — в больших малонаселенных зонах на окраинах городов дает комплексное решение в беспроводной городской сети Интернет от центра до окраин и устраняет слабости каждой из технологий. Да, лет через десять—пятнадцать Wi-Max созреет, и устройства этого стандарта станут общедоступными, компактными. Но на это уйдет достаточно много времени.

— В Тайбэе — столице Тайваня также идут работы по внедрению беспроводной сети. Планируется, что город площадью 272 кв. км и с населением 2,65 млн. чел. будут обслуживать 10 тыс. базовых станций. На сколько Wi-Fi-станций рассчитано покрытие площади Филадельфии в 135 кв. миль?

— Дальность действия одной Wi-Fi-станции — около одной трети мили (500 метров). Сегодня мы используем около 4000 таких станций и 24 станции Wi-Maх. Как видите, разница в количестве огромна. Но, повторюсь, Wi-Max не обладает ни свойством мобильности, обеспечивающим переход из зоны в зону, ни совместимостью устройств. Для монтажа Wi-Fi-антенн мы используем наши уличные фонари. Затем от одной до девяти антенн объединяются в сети и подключаются к магистральной сети через входной блок. К одному входному блоку также могут подключаться от одной до трех базовых станций Wi-Max.

— В бывшей столице Казахстана, Алматы, разработан проект для покрытия зон в 300 кв. км и с населением 1,2 млн. чел. У них 1082 базовые станции будут объединены скоростной оптоволоконной магистралью. В отличие от Филадельфии, там планируется введение платы как за интернет-доступ, так и за траффик (количество полученной информации), тогда как проект в Филадельфии ориентирован на предоставление значительного объема бесплатных услуг. Не является ли взимание платы принципиальной ошибкой?

— Действительно, одна из задач, которую мы решаем, — это внедрение чего-то вроде субсидированной платы за доступ в Интернет для семей с низким доходом, которая будет составлять около 10 долл., в перспективе — пять долларов в месяц. На наш взгляд, именно таким является порог доступности этой услуги для семей с низким доходом. Более того, планируется помогать им в приобретении компьютеров и обучении.

Надеюсь, жители города смогут по достоинству оценить эти возможности. Ведь сегодня в США дети, не имеющие доступа к Интернет, оказываются в неравных условиях по сравнению со сверстниками. Даже в колледжах требуется заполнение различных вступительных и других документов в режиме онлайн. Если у вас нет Интернета, вы остаетесь позади. Поэтому главное, что мы должны сделать, — это убедиться, что каждый имеет равные возможности добиться успеха. Для этого мы и работаем, чтобы люди получили необходимый инструмент — компьютер и опыт обращения с ним. Следовательно, им нужна и финансовая возможность доступа в Интернет.

Мы также планируем создать в городе места, свободные от платы за Интернет, — в библиотеках, парках и проч. На остальной территории города нужно будет платить.

— Учитывая ваш опыт, не могли бы вы дать совет странам, в которых еще не слишком развиты интернет-коммуникации? Какова последовательность шагов, с которыми они должны продвигаться в развитии современной интернет-технологии?

— Очень важно понять, зачем вы делаете это. Нужен ли вам беспроводный Интернет? Если да, то почему он вам нужен? Как вы его хотите использовать?

Прежде чем начать инвестирование средств в этот проект, мы провели так называемый партнерский анализ. Собрали вместе представителей малого бизнеса, учебных заведений, организаций, отвечающих за здравоохранение, неправительственных организаций, чтобы обсудить потенциальные возможности беспроводного Интернета. Спросили у них, какие возможности Интернета их больше всего интересуют.

Анализ помог нам определиться, чего же мы хотим достичь. Например, экономического развития в наших округах с низким уровнем доходов — наш мэр, мистер Джон Стрит, был очень заинтересован в том, чтобы они получили доступ к современным коммуникациям, преодолели «цифровое неравенство». Снижение стоимости услуг для государственных учреждений также было очень важным компонентом.

Еще мы являемся туристическим округом и хотим сделать Филадельфию привлекательным местом для отдыха. Если люди захотят подобрать себе какой-то ресторан или заказать отель, или изменить свои условия и планы путешествия, они должны иметь возможность сделать это через Интернет. Это повысит комфортность их путешествия в Филадельфию.

Таким образом, мы уже реально имеем четыре разные причины, почему следует осуществить этот проект. А вы должны определиться с этим для себя.

Затем необходимо выбрать финансовую модель. В небольших городах наиболее реальным будет правительственное финансирование подобного проекта. Если местные власти полагают, что это поможет развитию бизнеса и экономики, если город является туристическим центром, то это повысит его привлекательность. Кроме того, вам необходимо говорить с жителями, узнавать их мнение, провести просветительскую работу.

Также необходим технологический анализ. Но прежде я бы рекомендовала уделить большое внимание вопросам политическим. Необходимо знать, для кого это будет вызовом, чьи интересы затронет. Для нас это были телекоммуникационные и кабельные компании.

В нашем случае мэр сказал, что беспроводный Интернет необходим городу, но это дело должно быть взаимовыгодным. Это значило, что местное правительство не собирается платить за его развертывание. Мы должны были найти бизнес-модель, позволяющую привлечь к партнерству компании частного сектора, которые бы взяли на себя часть рисков, а со временем могли бы вернуть свои инвестиции. Вот так и вышли на проект «Беспроводная Филадельфия» (Wireless Philadelphia).

— Кто ваши бизнес-партнеры?

— Наш партнер — из частного сектора. Это фирма EarthLink.

— Будет ли необходимо туристам платить за беспроводный Интернет?

— У нас была фокус-группа, созданная из предпринимателей в сфере туризма и путешествий. Так вот, они сказали, что если беспроводный доступ будет обеспечен в городе везде, где они захотят, тогда у туристов будет стимул платить за него. При условии, что они заплатят только за время доступа в Интернет, проведенное здесь. Поэтому необходима либо подневная, либо почасовая оплачиваемая услуга, но отнюдь не помесячная плата.

Выражаю признательность Кристине Литтон, члену совета Philadelphia Chapter, United Nations Association of the United States
of America (UNA-USA), за помощь
в организации интервью.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме