Выборы в Польше: и снова направо

Поделиться
На парламентских выборах, состоявшихся в Польше в воскресенье, победу одержали две партии правоцентристского направления...

На парламентских выборах, состоявшихся в Польше в воскресенье, победу одержали две партии правоцентристского направления. Их представители наиболее вероятно сформируют парламентскую коалицию и будущее правительство. На выборах в сейм (нижнюю и главную палаты парламента) первая из них — «Право и справедливость» (ПиС) — набрала почти 27% голосов, а вторая — «Гражданская платформа» (ГП) — получила поддержку немногим более 24% избирателей. Кроме них, в сейм попали еще четыре партии, которые имели представительство и в парламенте предыдущего созыва: правящий до последнего времени Союз левых демократов (СЛД) — 11,31%, левопопулистская «Самооборона» — 11,41%, а также левоориентированная Польска народная партия (так называемая крестьянская партия) — 6,96% и праворадикальная Лига польских семей — 7,97%. Из этого видно, что победившая коалиция будет чувствовать себя настолько комфортно, что сможет не обращать внимания на мнение оппозиции: несмотря на теоретически возможную сплоченность (а мешают этому определенные причины), той удастся набрать не более 30% депутатских голосов. Но, чтобы прогнозировать образ «правой» Польши на ближайшие четыре года, нужно учитывать специфику как последних выборов, так и польской политической сцены последних лет.

Первое, чем поразили обозревателей польские выборы, — рекордно низкой явкой избирателей за всю новейшую историю Польши. Всего 40,5% избирателей воспользовались своим правом избирать руководство страны. К избирательным урнам, по мнению польских экспертов, пришли те, кто более всего хотел изменений в Польше. Как свидетельствуют результаты выборов, это электорат правых и центристов после четырехлетнего правления «левых», а также электорат левых и правых радикалов — то есть избиратель в большинстве своем безграмотный, безработный и безыдейный.

«Удивительно, что поляки так хорошо умеют бороться за демократию, но не хотят пользоваться ею», — прокомментировал низкую явку разочарованный президент Польши Александр Квасьневский. Но особенно удивительного ничего нет, если принять во внимание, что две последние политические силы (сначала правая — «Акция выборча «Солидарность» (1998—2001), а потом левая СЛД (2001—2005) руководили страной в атмосфере перманентных коррупционных скандалов. Все это породило немалое разочарование поляков политикой вообще и практически «похоронило» традиционный раздел польского избирателя на «посткоммунистов» и «выходцев из «Солидарности». Поэтому на этих выборах главная борьба велась не между «комухами и солидарухами», то есть — левыми и правыми, — а между умеренными националистами и консерваторами с ПиС и «прогрессивными» либералами с ГП.

Польша — солидарная или либеральная?

Учитывая все выше сказанное, нужно осторожно представлять «правость» будущей польской власти. Как заметил один из польских публицистов, если оценивать экономическую программу различных партий в новейшей польской истории, можно прийти к выводу, что в Польше нет настоящих правых — есть только набожные левые. Это определение может служить хорошим «ключом» к пониманию главных программных отличий между ПиС и ГП.

Следовательно, если сравнить главные программные пункты обеих победивших на выборах партий, их общими чертами являются: увеличение экономического роста, уменьшение дефицита бюджета, экономия на аппарате чиновников (в частности путем ликвидации ряда государственных институтов и фондов), повышение благосостояния гражданина и безопасности государства. Главные же программные отличия — в предлагаемых путях достижения этих целей. Либеральная ГП предлагает практически полное освобождение от «пут» капитала, создание более благоприятного инвестиционного климата, завершение реструктуризации экономики и приватизации государственных предприятий, внедрение 15-процентного «линейного налога». Более бедным слоям польского населения, которое может немного пострадать от тотальной либерализации, ГП предлагает компенсацию в виде социальной защиты.

Но рядовых поляков, многие из которых до сих пор не пришли в себя от шоковой терапии начала 90-х, не очень устраивает вариант «сначала либерализация, а потом социальная компенсация», — «сперва — гарантии!» Именно на подобные общественные настроения в стране с 18-процентной безработицей и уровнем зарплат на порядок ниже, чем в Европе, и сделала ставку ПиС. И победила. Три процента избирательных голосов преимущества над ГП дает возможность «Праву и справедливости» предложить кандидатуру премьера и занять приоритетную позицию в переговорах со своим либеральным партнером по коалиции. Следовательно, уже можно смело предположить, что «линейного налога» в ближайшее время в Польше не будет, а окончательная реструктуризация и приватизация будут проходить медленно.

Среди программных «козырей» ПиС, с которыми нелегко будет смириться ГП, главенствующее место будут занимать планы «усиления уголовной системы». Не секрет, что лидеры «Права и справедливости» — приверженцы восстановления в Польше смертной казни, хотят заново расследовать главные приватизационные преступления, «похороненные» предыдущими властями, завершить люстрацию и своеобразную «декоммунизацию». Наконец — в ПиС не очень любят гомосексуалистов.

Все эти «недоразумения» группы экспертов, созданные обеими партиями, должны «сгладить» до конца октября, когда на рассмотрение первой сессии нового сейма будет предложен состав нового коалиционного правительства. Вероятность того, что партнерам по коалиции не удастся договориться, пока что никто в Польше всерьез не рассматривает, поскольку это означало бы чрезвычайно тяжелый политический кризис, который страна едва ли может себе сейчас позволить.

«Айн — райх, айн — фолк, цвай — Качинский»

Такой лозунг написал один из остряков в польском Интернете. Остроумных лозунгов в течение предвыборной кампании в Польше появилось немало, но этот наиболее метко передает еще одну специфику нынешней польской избирательной кампании — через две недели после парламентских выборов в Польше состоится первый тур выборов президента этой страны. Главные кандидаты на сегодня — лидер ГП Дональд Туск и брат-близнец лидера ПиС Ярослава Качинского — Лех, нынче мэр Варшавы, а до этого — министр юстиции в правом правительстве Ежи Бузека. Именно находясь на должности министра юстиции, а вместе с тем и генерального прокурора Польши, Лех Качинский заработал себе имидж «одинокого шерифа», который, вопреки политикам и в угоду обществу, старался воплощать в жизнь лозунг «Бандитам — тюрьмы!»

В конце концов главный лозунг президентских и парламентских избирательных кампаний ПиС — «Сильный президент — честная Польша!». Еще незадолго до парламентских выборов в рейтингах «Гражданская платформа» опережала «Право и справедливость» почти на 10%. Поэтому, судя по польской прессе, братья Качинские готовились к варианту: президент из ПиС, а премьер — из ГП. Но лидеры «Гражданской платформы», скорее всего, хотели получить должности и президента, и премьера. Поэтому потеря большинства в парламенте еще сильнее мобилизует их к победе на выборах президента.

Победа же ПиС стала, по-видимому, несколько неожиданной для ее лидеров и очень спутала «карты». В соответствии с польской парламентской традицией, на которую ориентируются и политикум, и избиратель, премьерское кресло должен занять лидер партии-победительницы — в данном случае Ярослав Качинский. Но, по мнению многих обозревателей, это существенным образом уменьшило бы шансы на успех его брата Леха, поскольку польский избиратель мог бы не согласиться отдать всю полноту власти двум братьям. На вопрос журналистов, поступит ли Ярослав Качинский в соответствии с традицией, тот ответил: «У меня нет задачи помочь Туску стать президентом».

Поэтому неудивительно, что во вторник Ярослав Качинский объявил кандидатом на премьера Казимира Марцинкевича — главного специалиста ПиС по вопросам экономики. Но ни партнеры по возможной коалиции, ни представители оппозиции, ни публицисты не восприняли всерьез этот «ход» лидеров ПиС. Практически все поняли его как попытку братьев-близнецов завладеть двумя главными «центрами принятия решений» в этой стране. Никто не сомневается, что малоизвестный в качестве политика Марцинкевич будет только исполнять приказы «с заднего сиденья» ПиС. Тем более что у поляков уже был подобный опыт — когда лидер «Акции выборчей «Солидарность» Марьян Кшаклевский, формально оставаясь председателем парламентской фракции, фактически руководил премьером Ежи Бузеком. Согласятся ли на подобное поляки, станет известно не ранее 9 октября — во время первого тура выборов президента РП.

Внешние приоритеты — скорее, без изменений

Об изменениях во внешней политике Польши целесообразнее будет поговорить после президентских выборов, поскольку это — прерогатива президента. И не только. Парламент и правительство тоже влияют на внешнюю политику. Именно поэтому победе ПиС не весьма обрадовались как в России, так и в ЕС, особенно в Германии. На перспективу развития ЕС и процветание в его составе Польши «Право и справедливость», в отличие от «Гражданской платформы», тоже смотрит, скорее скептически, нежели оптимистично. А поэтому нетрудно догадаться, что одним из главных партнеров Польши на Западе и в дальнейшем будут оставаться США.

В ЕС тоже, мягко говоря, не очень «ждали» братьев Качинских, создающих барьеры на пути внедрения в этой стране «достижений цивилизации» старого ЕС, а именно: либерализации уголовного права, браков гомосексуалистов, легализации абортов, а особенно — безоблачного налаживания «гармонических» отношений ЕС с Россией.

Относительно России «Право и справедливость» всегда занимала жестко критическую позицию и славились своеобразной охотой на «российских агентов». Это в последнее время особенно раздражало шредеревскую Германию. Но и у немецких христианских демократов нет оснований радоваться приходу к власти в Польше братьев Качинских. Ведь именно Лех Качинский, состоя на должности мэра Варшавы, поручил специальной комиссии подсчитать, сколько немцы должны полякам за уничтожение гитлеровцами их столицы. Поэтому и не удивительно, что на победу ПиС отрицательно отреагировали в Германии не только издания левых и зеленых, но и такие респектабельные газеты, как Frankfurter Allgemeine Zeitung, которая, в частности, отмечает, что: «Националистическая ПиС ставит на сильного лидера и подчеркивает наследственную враждебность по отношению к России и Германии». В общем же, внешнеполитические приоритеты партии братьев Качинских удачно охарактеризовала другая немецкая газета — Die Welt: «Это совокупность национальных комплексов, выраженных недипломатическим языком».

Последнее утверждение вселяет надежду, что политика Польши по отношению к Украине существенно не изменится. Ведь один из национальных постулатов — «без свободной Украины нет свободной Польши». В соответствии с ним, правоцентристы под предводительством Качинских и Туска, так же, как и посткоммунисты под руководством Квасьневского—Миллера—Бельки, будут пытаться играть роль «старшего брата» Украины. Но, поскольку поляки действуют не так грубо и нахально, как россияне, возможно, это и принесет Украине пользу в будущем. Но подробнее — после выборов президента Польши.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме