Экономические паспорта для украинцев: особенности, мировая практика и риски

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Экономические паспорта для украинцев: особенности, мировая практика и риски © depositphotos/Syda_Productions
Фонд будущих поколений или будущих разочарований?

Владимир Зеленский внес на рассмотрение Верховной Рады проект закона №6394 «Об экономическом паспорте», то есть об индивидуальном счете ребенка в специально созданном Фонде будущих поколений (ФБП), где ежегодно будут накапливаться государственные взносы в пользу ребенка с дальнейшим инвестированием и осуществлением выплат.

Кто может получить такие выплаты

Участником ФБП может быть гражданин Украины, родившийся с 1 января 2019 года и непрерывно проживающий на территории государства на протяжении последних пяти лет.

После достижения 18 лет средства можно потратить на следующие цели:

  • обучение в учебных заведениях Украины;
  • покупку собственного жилья на территории Украины;
  • перевод средств на собственный счет в системе негосударственного пенсионного обеспечения;
  • лечение.

Деньги будут не выдавать на руки, а перечислять напрямую. Средства можно будет снять досрочно, до достижения 18-летнего возраста, при появлении оснований для лечения тяжелых или критических заболеваний.

В случае смерти участника ФБП право собственности на его средства перейдет к наследнику без привязки к определенным законом целям. Инициаторы законопроекта считают, что совершеннолетний украинец сможет рассчитывать приблизительно на 10 тыс. долл.

Как будет работать Фонд будущих поколений

ФБП будет юридическим лицом со статусом неприбыльной организации. Фонд будет накапливать государственные взносы с дальнейшим инвестированием активов, а также осуществлять выплаты участникам.

Активы фонда будут формироваться преимущественно за счет рентных платежей за пользование недрами:

  • 100% ренты за добычу нефти, природного газа и газового конденсата в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны;
  • 95% рентной платы за добычу нефти, природного газа и газового конденсата в других местах;
  • 70% рентной платы за добычу других полезных ископаемых общегосударственного значения.

При этом в 2023-м (первый год, когда заработает ФБП) отчисления будут поступать в размере 50, 47,5 и 35% соответственно. Но ежегодно будут увеличиваться на 5%, пока не достигнут приведенных выше показателей.

Годовой взнос на одного участника устанавливается в размере двух минимальных заработных плат на 1 января календарного года, в котором вносятся средства.

Государство гарантирует выплаты в сумме не менее размера взносов. Если ФБП обанкротится, государство должно будет возместить средства в сумме взносов, но без процентов.

Все средства будут храниться в государственном банке, имеющем лицензию на осуществление деятельности по хранению активов пенсионных фондов. Управлять ими будет соответствующая компания по управлению активами (КУА) или администратор ФБП (АФБП).

Чтобы деньги не обесценивались из-за инфляции, их будут инвестировать КУА. Эта компания и будет решать, в какие активы вкладывать средства. Это могут быть:

  • счета в банках (у негосударственных — не более 10% от общей суммы в ФБП);
  • ценные бумаги (исключительно государственные облигации) и т.п.

Главным органом фонда будет совет из пяти членов, избранных по конкурсу.

Услуги КУА, банка, администратора или совета фонда и аудиторов будут оплачиваться из самого фонда. На это может пойти не более 0,5% чистой стоимости активов ФБП. За нарушение интересов участников ФБП предусмотрена административная и уголовная ответственность с максимальной санкцией в размере 170 тыс. грн.

Практика накопления и использования средств в фондах благосостояния в других странах

Разработчики законопроекта ссылаются на опыт других стран, в которых действуют накопительные фонды. Часть из них формируется за счет доходов от добычи полезных ископаемых (Норвегия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Кувейт).

Действительно, в некоторых развитых странах мира, преимущественно в странах-экспортерах нефти и газа, существуют накопительные фонды благосостояния. Источники финансирования фондов довольно разные, но самыми распространенными являются профицитные резервы от реализации государственных природных ресурсов, профицит торговли, банковских резервов, которые могут накапливаться из излишков бюджета, доходов от приватизации.

Деятельность фондов сводится к поиску потенциально привлекательных компаний, инвестиции в которые позволяют пополнить бюджет фонда за счет прибыли от этих инвестиций. Для суверенных фондов характерна значительная сумма средств, формирующая основу сбережений для дальнейших инвестиций.

Например, в Норвегии Государственный пенсионный фонд — Глобальный, также известен как Нефтяной фонд, был создан в 1990 году для инвестирования избыточных доходов норвежского нефтяного сектора. Стоимость активов фонда составляет немногим более 1,3 трлн долл. (360% ВВП), что делает его самым крупным в мире национальным фондом благосостояния. Средства фонда не используются на прямые выплаты гражданам, а накапливаются в форме иностранных активов.

Сегодня фонд владеет долями в более чем 9 тыс. компаний в 74 странах мира. Среди таких компаний: Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Nestle, Facebook и другие. Фонд также держит портфели недвижимости и инвестиций с фиксированным доходом. Распределение инвестиций следующее: акции компаний (72%), фиксированная прибыль (25%), недвижимость (до 2,4%), возобновляемая энергетика (0,1%). Управляет фондом инвестиционное подразделение Банка Норвегии.

Основная идея — накапливать избыточные средства от экспорта энергоресурсов в иностранных активах и не допускать, чтобы они быстро попадали в экономику. Так ее защищают от волатильности цен на энергоносители и предупреждают возникновение так называемой голландской болезни (ситуации, когда существует острая зависимость экономики и бюджета от экспорта одного-двух видов сырья, обеспечивающего львиную долю доходов государства; при этом потребности населения в товарах и услугах удовлетворяются за счет импорта, а собственное производство развивается слабо).

А в Кувейте Фонд будущих поколений создали в 1976 году. В его основе — 50% сбережений Общего фонда государства (все доходы государства от продажи энергоносителей и доходы от инвестиций фонда). Ежегодно в фонд поколений перечисляются 10% всех государственных доходов. Кувейтский фонд является третьим в мире по размерам суверенным фондом с общим объемом активов в 693 млрд долл. (510% от ВВП).

Его основная цель — долгосрочная прибыль от инвестиций, сделанных за счет финансовых резервов. Это должно гарантировать альтернативу запасам нефти и позволит будущим поколениям пережить сложные времена. В фонде открыты депозитные счета для каждого новорожденного гражданина, туда зачислена первоначальная сумма в 3 тыс. долл. Распоряжаться этими средствами имеет право только сам владелец после достижения 18 лет.

Приблизительно такая же система действует в Объединенных Арабских Эмиратах. Государство открывает ребенку при рождении счет и начисляет фиксированную сумму от торговли нефтью. При достижении совершеннолетия на счете скапливается с учетом процентов около 100 тыс. долл. Отдельно власть предоставляет ряд финансовых привилегий. В частности, вступающим в брак выдаются беспроцентные кредиты на свадьбу, а при рождении ребенка списывается остаток долга, молодым семьям бесплатно предоставляются земельные участки или квартиры.

Реализация и перспективы фонда в Украине

Международный опыт свидетельствует, что система формирования специальных суверенных фондов актуальна для развитых стран и стран-экспортеров энергоносителей, в которых есть значительный профицит в торговле или бюджете.

Но ситуация в Украине совсем другая. Статистика свидетельствует, что за последние пять лет существенно увеличились показатели внешнего долга и дефицита бюджета. Статистика торговли также не лучше, объемы импорта значительно превышают объемы экспорта.

Если рассмотреть структуру бюджета на 2022 год, то запланированные отчисления от всей рентной платы составят 43,6 млрд грн. Это только 4,2% от всех налоговых поступлений. Бюджетная декларация на 2022–2024 годы, одобренная Кабмином, предусматривает, что рентные платежи в государственный бюджет в 2022 году вырастут до 45 млрд грн, в 2023-м — до 49,4 млрд, 2024-м — до 51,2 млрд грн. Но сейчас объемы добычи природного газа сокращаются уже третий год подряд. Добывая 20 млрд кубометров газа, Украина потребляет около 30 млрд, то есть импортирует еще почти 8–10 млрд кубометров. Для сравнения, Норвегия добывает почти 110 млрд кубометров, а потребляет всего около 5 млрд.

Безотлагательной является и проблема с Пенсионным фондом и пенсионным обеспечением (количество пенсионеров растет, а количество людей трудоспособного возраста сокращается). Дефицит Пенсионного фонда — дополнительный фактор, оказывающий давление на госбюджет.

К тому же финансирование фонда усложняется из-за ряда других факторов, в частности, волатильности цен на ресурсы, процессов декарбонизации, перехода на возобновляемые источники энергии. Все это свидетельствует о постепенном сокращении отчислений от добычи полезных ископаемых.

Вместе с этим согласно проекту закона в 2023 году в ФБП придется внести сумму не за один год, а за пять (2019–2023). То есть из государственного бюджета должны выделить около 21,8 млрд грн. Также с 2023 года придется увеличивать рентные платежи, чтобы достичь прогнозируемой к 2037-му стоимости активов — 1,8 трлн грн. А значит, существует реальная сложность с наполнением фонда.

Международный опыт свидетельствует, что, кроме накопления средств, важно сохранение стоимости активов и обеспечение их ликвидности. Некоторые фонды могут отдавать предпочтение прибыльности над ликвидностью, и наоборот. В зависимости от активов и целей суверенных фондов стиль управления рисками может варьироваться от очень консервативного до высокой толерантности к риску. Деятельность фонда запланирована на десятки лет. Возникает и такой вопрос: насколько смена власти может повлиять на будущее фонда? Не будут ли снова обвинять предшественников в популизме и экономически необоснованных решениях?

Сегодня в Украине существует масса проблемных вопросов по дисбалансам в экономике. Формирование и наполнение фонда становится довольно сложной задачей с учетом политических рисков, периода реализации проекта и администрирования. И для того чтобы Фонд будущих поколений заработал, прежде всего надо ответить на эти вопросы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме