Бюрократия 2.0

Поделиться
Бюрократия 2.0
Сегодня, когда появилась задача распространить систему электронных услуг на всю Украину, мы оказались перед сложным выбором: и в дальнейшем придерживаться философии разнообразия или же создавать единую унифицированную систему?

В сфере государственных электронных услуг для граждан и бизнеса Украина пока значительно отстает от большинства развитых стран. Впрочем, в обществе уже сформировался запрос на оптимизацию админуслуг в целом и электронных, в частности. Начали появляться волонтерские инициативы, помогающие органам местного самоуправления в частичной автоматизации предоставления услуг.

Благодаря поддержке руководителей местных органов власти, волонтеров, а также донорской помощи в таких областях, как Волынская, Харьковская, Днепропетровская, Львовская, Ивано-Франковская, электронные порталы и услуги развиваются очень активно. На сегодняшний день по всей стране уже создано свыше 260 информационных систем, предоставляющих электронные услуги разного качества. Поэтому общий процесс их формирования как на местном, так и на государственном уровнях можно охарактеризовать как хаотичный и фрагментированный. Сегодня, когда появилась задача распространить систему электронных услуг на всю Украину, мы оказались перед сложным выбором: и в дальнейшем придерживаться философии разнообразия или же создавать единую унифицированную систему?

Разнообразие или унификация: мировой опыт электронных услуг для Украины

Поздний старт развития электронных услуг государства в Украине можно считать ее слабостью. Впрочем, это позволяет избежать десятилетнего опыта ошибок, внедрить уже проверенные современные модели, доказавшие свою эффективность. Международный опыт в этой сфере значительно отличается и в некоторой степени зависит не только от культурных традиций (значительная степень децентрализации власти в Швеции и директивная централизованная модель в Южной Корее), а также от времени, когда эти решения внедрялись.

Так, страны, начавшие внедрять электронные услуги раньше, не могли строить информационные системы с существенной концентрацией вычислительных мощностей. Поэтому в таких странах системы имеют признаки распыленности информационных ресурсов, что уже сегодня остро ставит вопрос взаимодействия или концентрации (Швеция, Норвегия, Германия). Еще в 90-х годах прошлого века Финляндия, один из пионеров электронного правления, избрала путь разнообразия, что, как казалось, соответствовало духу децентрализации, но в 2000-х была вынуждена потратить 60 млн евро, чтобы создать единую платформу для предоставления унифицированных электронных сервисов своим гражданам. Следовательно, страны, начавшие развивать это направление позже, больше склоняются к системам, удовлетворяющим концепцию one-stop-shop (Эстония, Литва, Чехия, Катар и др.) и имеют централизованные архитектуры.

У централизованных государственных порталов есть преимущества не только с точки зрения удобства для граждан, но и с точки зрения реализации модели проактивного подхода, рекомендованного ООН. У государства будет возможность общаться с гражданином напрямую через его личный кабинет, приглашая на выборы или присылая сообщение о том, что истекает срок действия лицензии. В рамках проекта ePUAP единый способ предоставления услуг сегодня реализует и Польша.

Единый портал: современная модель электронных услуг для Украины

Опираясь на мировой опыт, при создании концепции предоставления электронных услуг Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) взяло за основу модель, где государство является целостным субъектом предоставления услуг, при котором максимально упрощаются процедуры их предоставления, а промежуточные этапы - элиминируются. Единый портал предоставления административных услуг должен реализовать именно этот долгожданный механизм "единого окна", когда без очереди, быстро и комфортно можно получить услугу от представителей государства.

Реализация "электронного окна" требует больше синхронизированных усилий органов власти на всех уровнях, но уже сегодня есть немало примеров реализации таких проектов. В сентябре МЭРТ запустило в тестовом режиме "Единый государственный портал административных услуг"
www.poslugy.gov.ua, на котором накапливается информация о предоставляемых услугах, их стоимости, способах получения, форме заявлений и т.п. Информация постоянно обновляется.

С марта этого года для представителей бизнеса Министерство экономики предлагает получать услуги по лицензированию, получению разрешений, выписок и прочего электронным путем. На сегодняшний день автоматизированы 12 услуг регулирования внешнеэкономической деятельности. Это и регистрация внешнеэкономических контрактов на осуществление экспортных операций, и выдача лицензий на импорт и экспорт товаров, разрешения на реэкспорт товаров и др. Также совместно с Государственным агентством по электронному правлению на портал уже интегрированы четыре услуги Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины. Уже с марта можно будет, зарегистрировавшись на Едином портале и создав личный кабинет, зарегистрировать декларацию о начале выполнения строительных работ.

До запуска этих услуг онлайн предпринимателям приходилось приходить в министерство минимум дважды: подать документы и получить лицензию. Но чаще всего надо было прийти намного больше раз и потратить иногда до нескольких месяцев. Часто бывало, что заявки были заполнены с ошибками, об этом сообщалось письмом, предприниматель снова их заполнял, потом оказывалось, что пакет неполный, отсутствует какой-то документ. И так по кругу, пока предпринимателю посредники, консультанты или юридические компании не предлагали помочь в решении вопроса.

При использовании Единого государственного портала предпринимателю не нужны помощники или посредники. Всю необходимую информацию он сможет получить на портале, заполнить соответствующие формы, приложить необходимые документы и, применив электронную цифровую подпись, отправить весь пакет онлайн. Это поможет бизнесу сэкономить до 500 млн грн на услугах "посредников".

Система заставляет госслужащего в первый же день проверить комплектность документа и присваивает ему регистрационный номер. В тот же день предприниматель получит в свой личный кабинет и на электронный адрес сообщение, что документы приняты в работу и когда лицензия будет готова, а также в случае необходимости - об отсутствии какого-то документа. При корректных действиях предпринимателя исключается возможность подачи неполного пакета документов. При заполнении форм система задает вопрос и предлагает варианты ответов.

Раньше документы рассматривались последовательно каждым департаментом. Теперь их будут рассматривать параллельно, что сократит время предоставления услуги с 10–15 дней до трех. Также существует возможность взаимного контроля внутри системы. Вся информация о прохождении документов фиксируется в системе, и в любой момент можно увидеть, у какого исполнителя находятся документы и сколько времени.

Что дальше

Централизованная платформа предоставления электронных услуг государства в Украине на сегодняшний день является безальтернативным выбором. Впрочем, как это ни парадоксально, ее создание - это необходимое условие в будущем делегирования, в соответствии с мировым опытом и украинским законодательством, части сервисов. В частности, можно ли себе представить регистрацию недвижимости или местожительства без благоустроенных государственных информационных систем и реестров? Государство должно сначала составить эти реестры, упорядочить информацию (в случае с регистрацией местожительства начать хотя бы с переведения картотеки паспортов с бумажных носителей), а уже потом открывать безопасный доступ к этой информации.

В целом же Национальный портал решает три основных задачи:

- упорядочение и автоматизация бизнес-процессов органов предоставления административных услуг;

- исключение контакта с чиновниками и уменьшение количества отказов в предоставлении услуги;

- уменьшение времени на получение услуги в пять раз, максимальное упрощение и удобство этого процесса.

Впрочем, реализация этих задач сегодня сталкивается с серьезными проблемами - неготовностью информационных систем других органов власти, отсутствием законодательного урегулирования идентификации (Bank ID, Mobile ID), кроме электронной цифровой подписи, популярной только у юридических лиц. Пока непреодолимой проблемой остается отсутствие механизмов и ресурсов для внедрения комплексных изменений в Украине. Многие решения являются половинчатыми, принимаются без комплексного общегосударственного подхода и целостного видения реформы. Координация действий между различными государственными органами остается слабой.

Так что на сегодняшний день Министерство экономического развития и торговли работает над созданием общегосударственной стратегии, которая определит путь развития административных услуг с учетом роли центров предоставления административных услуг (ЦПАУ), субъектов предоставления и портальных решений электронных услуг с целью упорядочения подходов. После принятия стратегии развития электронных услуг должен быть составлен план действий по упорядочению законодательства в этой сфере. Эти изменения в законодательстве могут осуществляться не последовательно, а параллельно с внедрением услуг. Практический опыт доказал, что последующие шаги по внедрению электронных сервисов в Украине невозможны без политической поддержки и необходимых изменений в законодательстве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме