Выборы в России: барьеры для ОБСЕ, «электоральные паровозы» и «НАТО у границ»

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Выборы в России: барьеры для ОБСЕ, «электоральные паровозы» и «НАТО у границ» © Официциальный сайт Кремля
Как Кремль пытается добиться оглушительной победы провластных сил

ОБСЕ отказалась от наблюдения за российскими парламентскими выборами по предложенным Кремлем процедурам.

В РФ одновременно будет избираться Госдума, главы девяти субъектов федерации (не считая еще трех, избираемых местными депутатами), 39 региональных законодательных собраний и местные органы власти. Голосование будет проходить с 17 по 19 сентября. В семи субъектах федерации, включая аннексированный Севастополь, опционально будет организовано дистанционное электронное голосование. Оно же будет использовано для вовлечения в выборы жителей ОРДЛО с российскими паспортами (их приписали к Ростовской области, а не к иностранному избирательному округу, как для жителей непризнанной ПМР — обладателей паспортов РФ).

Трехдневное голосование было введено в российский политический оборот в прошлом году, в ходе плебисцита за новую конституцию, под предлогом соблюдения карантинных ограничений. Тогда процесс получил название «голосование на пеньках» — ввиду широко примененной практики волеизъявления вне установленных участков. В этот раз такое сомнительное голосование будет ограничено. Но повышенная сложность наблюдения за выборами, проходящими несколько дней, признана российскими властями полезной практикой. Она все еще оправдывается борьбой с COVID-19. Однако в прочих аспектах карантинные ограничения уже год как в РФ минимальны. Это, в частности, позволило российской экономике вернуться к докарантинному уровню быстрее других стран, но ценой дополнительной смертности от COVID-19, многократно превышающей европейские показатели.

Помимо новшества трехдневного голосования, в этом году в РФ были значительно усилены недемократические практики и проведена тотальная зачистка информационного поля, позволившая свести к нулю агитацию за неугодные Кремлю политические силы. Были созданы особо надежные фильтры, позволившие ограничить само участие в выборах неугодных, не допускать их к регистрации и снимать уже зарегистрированных.

ЦИК России

Широко применяются в этом году, правда, не больше чем раньше, «электоральные паровозы». В списки партий включаются популярные в обществе фигуры — от музыкантов до министров, которые собирают голоса, но затем отказываются от мандатов, оставляя места малоизвестным, но нужным власти персонам. В этом году таких «паровозов» насчитывается около 10% от списочного состава Госдумы.

Тем не менее сама процедура голосования за предложенные Кремлем политические бренды могла бы теоретически быть «честной» в рамках постсоветских приличий. В этом году наблюдать за выборами в РФ были приглашены СНГ, ОБСЕ, ШОС, ПАСЕ, ПА ОДКБ, ПА ЧЭС, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Межпарламентская Ассамблея Православия и другие экзотические организации. Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова заявляла о готовности зарегистрировать сотни международных наблюдателей при соблюдении разумных карантинных мер.

Однако для ОБСЕ разумные, с точки зрения РФ, карантинные меры оказались неприемлемыми. ОБСЕ — единственная из приглашенных организаций, способная не просто увидеть то, что будет показано, но провести реальную оценку электорального процесса, исходя из отработанных годами методик. Установленная практика заключается в том, что на выборы направляются две группы экспертов. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ направляет миссию, работающую на всех этапах — от избирательной кампании до объявления результатов. Ее численность составляет десятки специалистов по наблюдению и оценке. Для мониторинга собственно голосования, Парламентская ассамблея (ПА) ОБСЕ направляет подготовленных наблюдателей, которые посещают максимальное число избирательных участков. Количество таких наблюдателей исчисляется сотнями. По результатам наблюдения ОБСЕ готовит отчет, дающий оценку честности, демократичности и прозрачности выборов.

ОБСЕ предложила РФ принять 80 экспертов БДИПЧ и 420 наблюдателей Парламентской ассамблеи. Сославшись на карантинные ограничения, РФ согласилась принять всего 50 наблюдателей ОБСЕ, то есть одну десятую часть от предложенной миссии. ОБСЕ вынуждена была объявить, что в таких параметрах наблюдение не может быть проведено. В России заявили, что ОБСЕ отказалась от наблюдения в условиях карантина, выразили сожаление по этому поводу и уверенность, что легитимность выборов не пострадает. Ничто из этого не является правдой. Именно РФ отказалась принять наблюдательную миссию ОБСЕ такой, как она должна быть. Это означает, что российская власть не хочет реального наблюдения за выборами, и это повлияет на их международную легитимность. Возможно, в российской власти действительно имеется некоторое сожаление. Но оно относится к невозможности превратить ОБСЕ в статиста предложенных РФ оценок.

Стремление ограничить наблюдение проявилось в еще одном решении Центральной избирательной комиссии РФ. После массовых протестов против фальсификаций 2011-2012 годов, вернувшийся на президентский пост Владимир Путин предложил сделать голосование максимально прозрачным с помощью общедоступных камер видеонаблюдения на избирательных участках. С тех пор система внедрялась и совершенствовалась. На парламентских выборах 2016 года примерно 50% участков было охвачено видеонаблюдением. В этом году их больше 95%.

Неожиданно такое расширение охвата было сопровождено ограничением доступа к видеонаблюдению. Портал, через который любой желающий раньше мог наблюдать за происходящим на избирательных участках, был закрыт для общего доступа. Имеющие право и даже просто желающие наблюдать за процессом по-прежнему могут делать это, но они должны пройти дополнительную процедуру получения доступа.

ЦИК России

Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова, комментируя решение об ограничении доступа к видеокамерам, использовала несколько необычных аргументов. Она заявила, что на публичный доступ нет денег, кроме того, наблюдение — занятие не для «диванных экспертов» и вообще НАТО приближается к границам РФ и нужно обеспечить суверенность электорального процесса.

Меры, предпринятые в РФ для обеспечения заданного результата думских выборов, выглядят чрезмерными, если исходить из того, что Кремлю нужна просто победа провластных сил. Она вполне возможна, хотя популярность «Единой России», даже по данным лояльных власти социологических служб ВЦИОМ и ФОМ, опустилась до исторических минимумов — ниже 30%. Но по данным те же служб, на выборы готовы прийти около половины избирателей, и в этой среде определившихся «Единая Россия» может собрать больше половины голосов. Остальные получит вполне контролируемая «оппозиция» — КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Картина на мажоритарных округах, которые дают половину состава Госдумы, еще более благоприятна для российской власти. Все неугодные вычищены еще на подходе к регистрации. Несколько оппозиционных кандидатов, имеющих шансы в одномандатных округах Москвы, картины не изменят, даже если сумеют пробиться в Госдуму.

Но Кремлю нужна не просто победа провластных сил, он жаждет победы оглушительной. Вряд ли это просто прихоть Владимира Путина или его политических менеджеров, желающих выслужиться либо отработать выделяемые на выборы деньги. Режим власти в РФ стал столь стабилен, что утратил гибкость. Появление даже небольших зон свободы чревато брожением умов, элит и их потенциальных спонсоров. С этой точки зрения недопустимо, чтобы «Единая Россия» в следующем составе Госдумы получила меньше, чем в нынешнем. Сейчас у нее 335 мест из 450. Если станет меньше 300, то даже полностью контролируемые «оппозиционные» партии могут возомнить себя реальными политическими силами и начать «качать права». Что тогда подумают «простые россияне»? Так не далеко и до «смуты», а допустить этого Кремль не может.

Вряд ли российская власть обеспокоена тем, что ОБСЕ не вынесет в этом году своего вердикта по результатам парламентских выборов. Международная легитимность определяется для нее понятием: мы признаем вас, вы признаете нас. Куда важнее для российской власти внутренняя легитимность, а она определяется способностью добиться оглушительной победы при сохранении общественного спокойствия. Наблюдателям, тем более иностранным, незачем знать, как эта победа достигается.

Больше статей Алексея Ижака читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме