Антикризисный взрывпакет

Поделиться
Антикризисный взрывпакет
В администрации президента, на Грушевского наконец решили всерьез подступиться к вопросу пересмотра налоговых льгот. Шаг, который планировался еще при разработке правительственной программы стимулирования экономики и обсуждался в ходе переговоров с МВФ, однако до последнего времени откладывался по причинам своей "чувствительности".

Начавший разгоняться российский каток будет, вероятнее всего, только набирать обороты по мере приближения своеобразного момента истины для Украины - запланированного на ноябрь подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего и формирование зоны свободной торговли с ЕС.

Время для активизации российского давления выбрано, как всегда, "удачное". Неблагоприятные факторы внешней конъюнктуры сошлись воедино: на фоне высоких цен на энергоносители фактически стагнирует мировая экономика, а вместе с ней и зависимая от мировой конъюнктуры украинская. Тем временем сигналы американского центробанка о возможном начале сворачивания многомиллиардной программы накачки своей финансовой системы деньгами вносят нервозность в жизнь международных финансовых рынков, из-за чего стоимость заимствований для украинских заемщиков на внешних рынках оказалась сейчас слишком высокой.

Возобновление финансирования МВФ по причине нежелания украинской стороны повышать дотируемые на многие миллиарды газовые тарифы для населения и теплокоммунэнерго выглядит маловероятным.

Тем временем госбюджет уже выполнятся с большими напрягами, поэтому осенние вызовы для обеспечения макрофинансовой стабильности очевидны. Как очевидно и то, что в этой ситуации необходим поиск дополнительных внутренних ресурсов поступлений в госказну. По данным ZN.UA, сейчас в правительстве идет активный поиск таких источников. Задача непростая: удержать экономику - наполнить бюджет - сохранить доходы хозяев жизни от паразитирующих на бюджете схем. При этом, по возможности, уйти в канун выборов от применения непопулярных в рядах избирателей мер. Но колдовать над принятием окончательного перечня шагов будут Арбузов, Азаров, Янукович. Сегодня же мы поговорим о том перечне мер, который, по данным ZN.UA от ряда источников в администрации президента и Кабмине, подготовили члены правительства и привлеченные эксперты.

Что происходит?

О перипетиях и нынешних сложностях внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией и другими странами ZN.UA уже немало писало и еще обязательно напишет. Пока большинство возможных и уже объявленных санкций по отношению к Украине не вступили в силу, последствия их введения сложно оценивать в конкретных гривневом, долларовом или процентном эквивалентах. А посему оценки носят весьма прикидочный и условный характер.

Текущие тенденции во внешней торговле, а точнее, статистические отчеты о ее состоянии вызывают смешанные чувства. С одной стороны, отечественный экспорт, согласно последним статистическим данным, в июне продолжил падение (на 12,3% по отношению к июню 2012-го). Причины - снижение поставок зерновых на фоне сокращения их прошлогодних запасов, экспорта продукции машиностроения (из-за перенасыщения российского рынка грузовыми вагонами) и продолжившегося падения экспорта продукции черной металлургии (хотя они и значительно замедлились по сравнению с прошлым месяцем - до 6% по сравнению с 25,7% в мае).

В то же время июньское сокращение товарного импорта оказалось почти в два раза большим (на 21,8%). В основном вследствие сокращения поставок природного газа (в 3,6 раза за июнь, а в целом за полугодие их физический объем уменьшился на 35,1%). Сокращение импорта продукции машиностроения составило 11,4%, и это расценивается, в частности, как результат введения пошлин. Кроме этого, второй месяц подряд продолжается падение импорта потребительских товаров и, в частности, промышленных изделий (на 12,2%).

Итог - за шесть месяцев этого года дефицит текущего счета (баланс торговли товарами плюс услуги плюс денежные трансферты) сократился до 3,7 млрд долл. (по сравнению с 5,8 млрд в аналогичном прошлогоднем периоде).

Как эти тенденции расценивают чиновники? В экономическом министерстве настроены, похоже, чрезмерно оптимистично. Действительно ли можно утверждать, как там заявляют, что украинская экономика уже научилась работать в условиях кризисных явлений?

Что ожидается?

Во втором полугодии, как прогнозирует большинство экспертов, в ходе подготовки к отопительному периоду и пополнения запасов ПХГ объемы закупок газа неизбежно возрастут, а значит, ситуация во внешней торговле ухудшится. Если за первые шесть месяцев объемы импорта голубого топлива составили 10,6 млрд кубометров, то в целом на 2013 г. прогнозный баланс предусматривает 27,3 млрд кубометров.

Признавая это обстоятельство, в Нацбанке все же прогнозируют, что по итогам нынешнего года, в отличие от 2011–2012 гг., платежный баланс будет все-таки сведен с профицитом. Обусловлено это, как там считают, отчасти хорошими результатами полугодия (положительное сальдо платежного баланса в целом, с учетом операций с капиталом и финансовых операций, составило 3,26 млрд долл. - в восемь раз больше, чем за такой же период 2012 г.). А отчасти - ожиданиями того, что ухудшение ситуации с финансовым счетом будет умеренным, так что его профицит все-таки перекроет дефицит текущего счета.

Насколько обоснованы эти прогнозы? Особенно если учесть, что положительный итог первого полугодия был получен в основном благодаря удачной конъюнктуре мировых финансовых рынков, воспользовавшись которой, государству и корпоративным заемщикам удалось разместить евробонды на 6 млрд долл.

Однако с тех пор ситуация на мировых финансовых рынках значительно ухудшилась из-за объявления главы центробанка США о возможном сворачивании программы количественного смягчения, в рамках которой производилась ежемесячная многомиллиардная накачка финансовых рынков денежной ликвидностью (только в рамках последнего, третьего, этапа программы QE-3 - около 800 млрд долл.).

Одно из не самых благоприятных сообщений нынешней недели - сразу четыре представителя американских монетарных властей отметили готовность сократить объемы QE-3 уже в нынешнем году. Основанием для этого стали опубликованные в прошлую пятницу данные о состоянии американского рынка труда, согласно которым в прошлом квартале в Штатах ежемесячно занятость росла в среднем на 196 тыс. рабочих мест, а значит, оживление экономики стало уже ощутимым настолько, что она не нуждается в столь внушительной денежной подпитке.

Возникший новый всплеск нервозности на мировых финансовых рынках смогли несколько подуспокоить только превзошедшие рыночные ожидания статистические данные о внешней торговле и промышленном росте в Китае.

Но это - частности. В целом же нынешнюю ситуацию в мировой экономике сложно назвать чрезмерно обнадеживающей - несмотря на практиковавшиеся в последние годы более чем щедрые денежные вливания, она так и не смогла толком восстановиться с момента начала кризиса в 2007–2008 гг. А посему все применявшиеся в последние годы инструменты стимулирования - это, скорее, пилюльно-терапевтические методы, не ведущие к качественному оздоровлению больного пациента. Особенно это справедливо в отношении Европейского континента, где продолжает витать призрак долгового кризиса, угрожая в любой момент снова обрести вполне реальные и осязаемые очертания.

Тем временем на второе полугодие приходится выплата обязательств перед МВФ на 2,5 млрд долл. Также Минфину предстоит погасить размещенные на внутреннем рынке валютные облигации на 1,4 млрд долл (вероятнее всего, они будут замещены новыми выпусками).

Но главное - это сезонный рост спроса на иностранную валюту. Удастся ли властям с ним совладать предстоящей осенью, зависит от их способности обеспечить контроль над ситуацией в отношении настроений наших соотечественников. Пока в Нацбанке констатируют повышение доверия к гривне. Так, рост депозитов населения в национальной валюте за семь месяцев текущего года составил 17,8% при одновременном сокращении валютных на 0,6%. В результате, как отмечают в НБУ, уровень долларизации депозитов сократился с 43,7% в начале года до нынешних 39,6%. Подспорьем в борьбе за умы граждан власти считают даже слишком умеренную инфляционную ситуацию. Согласно опубликованным на нынешней неделе данным официальной статистики, индекс потребительских цен в июле снова снизился (на 0,1%).

Умеренный рост инфляции, очевидно, совсем не помешал бы фиксирующей "минуса" экономике. Одной из главных палочек-выручалочек, на которую ставят отечественные политики и чиновники, является рекордный урожай, которого в нынешнем году предположительно будет собрано 57–58 млн тонн.

За завершившийся в июне 2012/2013 маркетинговий год Украина экспортировала рекордные 23 млн тонн зерновых. Как ожидают в Минагропроде, с июля 2013-го по июнь 2014-го экспортеры продадут около половины собираемого нынче урожая, то есть приблизительно 27–28 млн. тонн. Баланс торговли аграрной продукцией составит около 11 млрд долл. (в прошлом году - 10,3 млрд долл.).

Что планируется?

И все же прироста от продаж зерна на экспорт будет, очевидно, мало для обеспечения необходимых компенсаторов в виде не только валютных, но и бюджетных поступлений. Видимо, осознавая это обстоятельство, в правительстве снова вернулись к вопросу поиска дополнительных источников поступлений в госказну.

Речь идет о разработке целого комплекса мер, призванных улучшить ситуацию в госфинансах. Как известно, по причине продолжающегося спада в экономике даже заложенный в госбюджете достаточно умеренный план бюджетных поступлений выполняется сейчас очень непросто.

Согласно бюджетному закону, он принят с дефицитом в 50,4 млрд грн (3,2% ВВП), доходами - 361,5 млрд, расходами - 411,9 млрд, предельным уровнем госдолга на 31 декабря 2013-го - 483 млрд грн. Как ранее сообщал Минфин, дефицит доходов госбюджета по итогам первого полугодия достиг 22,7 млрд грн, сводного бюджета - 28 млрд грн.

Согласно ряду экспертных прогнозов, по итогам года дефицит госфинансов (с учетом дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и Пенсионного фонда) может составить около 4–6% ВВП (при запланированных 3,5%). Такие проблемы бюджета в былые времена решались за счет инфляции, но сейчас по итогам семи месяцев текущего года она пока нулевая.

Поэтому в нынешней ситуации для компенсации потенциальной недоимки приходится искать альтернативные традиционным источники. Как известно, перед самым уходом парламентариев в отпуска правительству удалось провести через парламент ущемляющий интересы крупного бизнеса законопроект о трансфертном ценообразовании. И даже добиться его вступления в силу с 1 сентября с.г. Однако имплементация этого закона может оказаться делом непростым, да и не быстрым. Так что основные результаты его введения, скорее всего, начнут проявляться уже в следующие годы.

По этой причине, по данным источников ZN.UA в администрации президента, на Грушевского наконец решили всерьез подступиться к вопросу пересмотра налоговых льгот. Шаг, который планировался еще при разработке правительственной программы стимулирования экономики и обсуждался в ходе переговоров с МВФ, однако до последнего времени откладывался по причинам
своей "чувствительности". Согласно правительственным подсчетам, общая сумма льгот по налогу на прибыль и НДС составила в прошлом году более 100 млрд грн (почти 22 млрд - по налогу на прибыль и свыше 88 млрд - по НДС). При этом сумма потерь налоговых поступлений из-за существования этих льгот оценивается в сумму свыше 15 млрд грн - по налогу на прибыль и 30 млрд - по НДС (в 2011-м - свыше 40 млрд грн).

В почти половину прошлогодних недопоступлений НДС - около 15 млрд грн - госбюджету обходится поддержка предприятий сельскохозяйственной отрасли, пользующихся соответствующей налоговой льготой. Пункт об изменении режима налогообложения для АПК был зафиксирован в проекте меморандума с МВФ, так пока и не подписанного сторонами. Сейчас налоговые льготы для агросектора снова под угрозой минимум частичной ликвидации. Как ожидается, это должно принести в казну дополнительно от 10 до 13 млрд грн.

Надо сказать, что многие инициативы, призванные стать источником дополнительных поступлений в бюджет, уже зарегистрированы в парламенте в виде законопроектов, поданных народными депутатами. В частности, речь идет об отмене освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Украины природного газа и энергосберегающих товаров (законопроект нардепа Килинкарова №2473); введении пониженной ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (Бахтеева, Хомутынник, №2475а); отмене освобождения от уплаты ввозной пошлины при ввозе на территорию Украины летательных аппаратов по договорам оперативного лизинга (Килинкаров, Калетник, №2482а); увеличении на 4,8% (индексация) ставок акцизного налога на пиво, алкогольные изделия, спирт этиловый и табачные изделия (Хомутынник, №2876-д); усилении требований к проведению азартных игр (Царев, №2945).

Особняком стоит инициатива облагать налогом на недвижимое имущество коммерческую (нежилую) недвижимость (по ставке 1–2,7% размера минимальной заработной платы за 1 кв. м) - законопроект был ранее разработан Госкомпредпринимательства, но на рассмотрение КМУ не подавался.

И, наконец, едва ли не наибольшее количество горячих дискуссий ведется вокруг инициатив по легализации зарплат, объемы теневых выплат которых оценивались в прошлом году налоговиками в 170 млрд долл. С этой целью, помимо пряников в виде снижения ставки единого социального взноса (ЕСВ), обсуждается и значительное усиление ответственности за нарушение работодателями и нанятыми работниками законодательства о труде в части легального трудоустройства, оформления трудовых отношений, выплаты зарплаты без оформления трудовых отношений и т.п. При этом на одной чаше весов - социально взрывоопасные аспекты подобных нововведений, на другой - миллиарды гривен, которые такие нововведения могут принести.

Это - только очень выборочный перечень потенциальных нововведений, которые должны быть вскоре поданы на рассмотрение первых лиц правительства. В их числе - и целый ряд новшеств, которые должен обеспечить и Национальный банк в подотчетных ему сферах регулирования. С подачи последнего (об этом уже просачивалась информация в СМИ) рассматривается возможность возврата к прошлогодней идее введения 10-процентного сбора с продажи валюты на наличном рынке (правда, только на случай возникновения чрезмерных спекуляций и волнений в отношении гривни - как временная и заградительная норма).

Тем временем остается пока непонятным, вернется ли правительство к рассмотрению реального, а не мнимого законопроекта о роскоши, вокруг которого в свое время ломалось так много копий. И возьмется ли всерьез за наведение порядка в сфере сбора акцизов на нефтепродукты и пересмотрит ли, наконец, политику в сфере государственных закупок, на которых в настоящий момент формируются баснословные состояния отдельными хорошо известными лицами. Чем не способ для наведения порядка в госфинансах? Или для того, чтобы наконец прикоснуться к "священным коровам", даже злобы сегодняшнего дня мало?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме