Живые и мертвые ("Сталинград") 32

1 октября 2013 в 14:58

Режиссер Федор Бондарчук и продюсер Александр Роднянский презентовали в Киеве свой "Сталинград". Сам фильм, как повод для данного субъективного оперативного отклика, в веренице громких осенних премьер смотрится несколько экзотично. Самое место ему в прокате в начале мая. (Любого года). Но обязательно в аккурат ко Дню Победы.

"Праздника ради" этот дорогой проект предполагает а)умеренный пафос, б) "былинно"-компьютерную героизацию подвига русского человека в ВОВ; в) а также перекличку с некоторыми катаклизмами современности.

Данный "Сталинград", возможно, будут путать в кинопоисковиках разные пользователи. На рубеже веков это уже третий одноименный фильм с названием кровавого города-призрака. В 90-м знаменитый кинобаталист Юрий Озеров снял свой "Сталинград", как продолжение эпопеи "Освобождение". И юный Федя Бондарчук там даже что-то играл. В 1992-м появился "Сталинград" немецкий, от режиссера Йозефа Вильсмайера. И одно из выразительных лиц картины – Томас Кречманн – стало единственным актерским украшением "кибер-нуара" от Федора Сергеевича.

Очевидно, тот немецкий фильм двадцатилетней давности (при разном отношении к его художественным достоинствам) менее известен поклонникам военного кино? При том, что тему Сталинграда эта картина развернула остро и  безжалостно. То был Сталинград глазами погибающего элитного немецкого взвода. Холеные, красивенькие "фрицы" направлялись в Сталинград как на парад. А попали в ад! Немецкий постановщик беспощадно показал фактическое безумие и разложение индивида в чуждой ему среде. Повторюсь, не на параде, когда они дружно маршировали по всей Европе "без единого выстрела", а в самом пекле.

В это же время основа фабулы премьерного кинопроизведения Ф. Бондарчука отсылает к параграфам советских школьных учебников. Когда, помню, даже мне вбивали в голову трагический сюжет о знаменитом доме Павлова. Ставшего символом непобедимости защитников города и защитников Родины. Сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин, как утверждают релизы, использовали в разработке своего сценария мотивы и линии "Жизни и судьбы" -- выдающегося романа Василия Гроссмана. И, возможно, эти "мотивы" даже кому-то удастся нащупать за два с лишним часа? Но тут-таки они и "расплавятся" под мощным напором кибер-технологий новейшего "Сталинграда".  Поскольку… Жизнь и судьба (можно даже без кавычек) --  это все-таки рассказ о трагедии человека средствами художественной и человеческой выразительности. А премьерный "Сталинград" -- это использование военной темы исключительно сквозь призму новейших и очень качественных технологий. На которые не поскупились продюсеры. И в этом плане третий "Сталинград" -- абсолютный продюсерский успех. Освоенные 30 млн. долларов, 10 из которых дал российский Фонд кино (надо полагать не за красивые глаза, а за определенные идеологические сигналы) – освоены объемно, подробно, показательно, масштабно. Компьютерная "визуализация" зверств фашизма и подвига русских выполнена до такой степени технично, что, кажется, каждый кадр вылизан до дыр. И, бесспорно, правы те зрители, которые и восприняли "Сталинград" как новую невероятную компьютерную мега-игру. А еще с учетом формата IMAX3D это выглядит особенно впечатляюще. До тех пор покуда не устают глаза от "нуара" и экранного "медляка".

Как правило, человеческие истории внутри таких вот "кибер-атак" всегда тускнеют. И выполняют дополнительную функцию по отношению к магистральной задаче постановщиков.

А задача эта – в захвате новых прокатных территорий (вот, даже Китай купил эту картину для демонстрации); в вовлечении подростков с поп-корном в зубах в новую для них виртуальную "киноигру", чем здесь и является тема ВОВ. (Правда, для подросткового кино тут нет "экшна" и яркого сквозного героя, о чем Снежкин и Тилькин были обязаны знать).

Сам рассказ о пятерых солдатах, защищающих дом и девушку, не такая уж "обязательность" даже для режиссера. Этих солдат могло быть сто, а девушек – двадцать. И сюжетная линия могла быть здесь какой угодно. Благо, военная тема кормит легионы теперешних бездарных сценаристов, обрекающих саму эту важную тему на "инфляцию", на усталость зрителя от ее бесчеловечной и коммерческой амортизации. И миссия данной картины – в том, чтобы преподать "урок истории", но через аттракцион. Достучаться до сердец американских (!) киноакадемиков -- посредством им знакомой "азбуки Морзе", то есть военного гламура в клюквенном соусе (как известно, "Сталинград" выдвинут на "Оскар" от России).

Еще когда выдвигали это кино на "Оскар", многоопытный Никита Сергеевич Михалков и задал в СМИ риторический вопрос: "А в этом "Сталинграде" душа-то есть?".

И вот одна из версий ответа. Душа – все-таки – полагается и предполагается в тех произведениях, где Автор ведет рассказ о живых людях и их же человеческих драмах. А коль вольная интерпретация мифа о войне априорно апеллирует к технологическому наполнению проекта, то и герой здесь не человек, а чаще -- робот. Кибер-призрак в кибер-нуаре. И почти все герои в этом "Сталинграде" -- "мертвецы". Это, конечно, не зомби из треш-репертуара, но механические агрегаты, лишенные каких-либо проявлений непредсказуемости человеческих импульсов, глубины и парадоксальности характеров. Собственно говоря, жизни и судьбы… В 3D все они маячат у зрителя перед носом, а в то же время страшно далеки они  от народа. Потому что между "живыми", о которых рассказывал нам подлинный военный кинематограф и "мертвыми", которых пытается взращивать 3D-аттракцион (с амебами и блондинками-моделями в главных ролях) – трагическая пропасть. "Живые" (и это не обязательно только лишь советское военное кино) приоткрывают бездны небутафорских трагедий Второй мировой. А эти "мертвые" используются режиссером Ф.Бондарчуком в виде персонального амбициозного наполеоновского плана -- "умыть Голливуд"! Или же: выстроить на руинах Сталинграда эдакий "новый русский Вифлеем". То есть… Задачи у них разные. У "живых". И у мертвых.

Вышесказанное вовсе не означает, что просмотр "Сталинграда" - напрасно потраченное время. Фильм щедро наполнен искусственными образами, яркими деталями и даже азиатскими кинозаимствованиями (любо-дорого смотреть, как дерутся и стреляют бойцы). Люди горят как факелы. Солдаты скользят по воде как пророки. Пули свистят у виска. Руины Сталинграда, воссозданные под Санкт-Петербургом, разрушены до основания, показаны подробно, объемно. В картине есть даже притянутая за уши параллель с Фукусимой. Якобы, потомок уцелевшей в Сталинградском доме героини спасает под завалами бедных японцев. И этим как бы продолжает благородное дело отцов. При том, что "Фукусима" и "Сталинград" – катастрофы разного ряда и уровня осмысления.

Вот поэтому, мудрствуя над вопросом Никиты Сергеевича: "А есть ли душа?" - отвечу так: "Когда аттракциона ради осваивают 30 миллионов у.е., то, естественно, душа превращается в потемки. В нуар". 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
32 комментария
  • serechkin 14 октября, 18:25 а чи є душа в "утомленных солнцем" 2 і 3? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Фима 5 октября, 19:45 Олеже , заказ выполнил....? А аванс от Соловьяненко-младшего получил за статью о "Сказке о Царе Салтане?". ТРУДИСЬ, ДОРОГОЙ... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • утро второй хранции 5 октября, 12:07 В то время , как на экраны выходит очередной талановытый фильм украинских мастеров кинематографа - " Иван Сила " ,в котором ВСЕ зрелищные и силовые трюки выполнены вживую и вообще приятное семейное кыно , рецензии почему-то пишут про российское компьютерное , зачем украинскому кинокритику чужеродное кино , когда есть свое патриотичное или хотя бы родственное европейское , а в в плане пропаганды до голливуда всем расти и расти , достаточно вспомнить "Повелителя бури " оскароносца за 2009 , "Аватара " обошел и никто и не вякнул ,что фуфло , ибо сказано премию дать идеологическому фильму про мериканских героив в войне за демократию . Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Вячеслав 5 октября, 11:46 Купите БИЛЕТ и посмотрите фильм. Тогда тролльте. Фильм - фуфло, зритель на него не пойдёт, несмотря на американскую суперграфику. Главный герой - немецкий офицер. Он реально герой: победил русского разведчика и взорвал топливо, вся наступающая дивизия сгорела. Благороден - не убил нашего капитана при этом. Человечен: роман с русской красавицей - это вообще центральная нить фильма. А русские персонажи никакие. Вообще. Ну может. Мне понравился наш снайпер, хотя на него негатива наваляли.Вообще - это перелицовка "9 роты" с возможностями Коламбия пикчерс, которая и СНЯЛА "Сталинград". Позор Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Лечу януковича 5 октября, 10:57 достаточно почитать Астафьева "Прокляты и убиты" и не тратить свое время и деньги на очередную рше-совковую муть. Ну что может снять Федя Бондарчук?
    павлюк 5 октября, 21:28
    А Астафьев это чо, не раша, А (!), не совок? Определитесь.
    Сидор Лютый 12 октября, 18:59
    Астафьев-не совок, он Человек.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Володимир 4 октября, 17:56 Война - замусоленная тема русских империалистов ! Они больше ничего не могут предложить из своей 400-летней истории ! Скушны, Вы, господа - нехорошее !
    Lupus 4 октября, 18:46
    Юноша, вам бы в школку сходить - подучиться, а не светиться своей глупостью и абсолютной безграмотностью.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Абориген 2 октября, 16:45 Мне кажется,что политика российского руководства о героизации российского народа(на мой взгляд абсолютно правильная)коснулась кинематографа в самой большой мере.Пропаганда никогда не требовала высокого стиля и вкуса.Единственный способ привлечь молодежь к патриотическим чувствам-играть по правилам молодёжи.Юные живут на эмоциях не более того.Они не будут размышлять о событиях и видеть их сущность.Так что задачу фильм выполнит.Вопрос только в количестве пропаганды на человеческую единицу.Это нам,которые воспитаны на другом кино,видна фальшь или отсутствие души.У детей наших свои критерии.За ними будущее,каким бы оно ни было и как бы нам не нравилось. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • *** 2 октября, 01:49 Россия - страна, усеявшая трупами своих граждан половину мира, и строящая сейчас себе славу (при помощи Бондарчука, Михалкова и др) на их незахороненных костях и пролитой крови. Для сравнения, вспомним голливудский военный фильм про рядового Райана (Том Хэнкс). Можно себе представить современный российский фильм с подобным сюжетом? А в России больше жертв - больше славы, и кто больше народу (своего!) убил - Иван Грозный, Петр, Екатерина, Сталин, Жуков..., тот больший герой.
    фрументий 2 октября, 18:02
    Троеточие, вы пошляк и болван. Как можно сравнивать Русскую Армию с трусливыми механизированными стадами "капитанов Америка". В армии США солдаты отказывались идти в бой из-за "нервного срыва" или отсутствия кофе! Даже Паттон весьма критически оценивал храбрость своих подчинённых. Как надоело переферийное дилетантское словоблудие на темы Истории!
    круциатус 3 октября, 17:13
    зачем сравнивать с трусливыми джонами-гансами-полями и т д Всем кто вырос на русско-советских фильмах про войну и так знают что красная -всех сильней ! Все чего нет в нынешнем русском учебнике истории словоблудие ! У кого нет учебника --пошляк и болван !
    фрументий 3 октября, 19:40
    Болваны и пошляки привыкли черпать свой запас идей из кино, учебников и популярных брошюр. Вот поэтому-то они - болваны и проч...
    dolento 4 октября, 17:59
    Дурак ты, Васька, контуженный коммуно-кремлевской пропагандой !
    фрументий 6 октября, 12:16
    Не знаю как Васька, а вы (пардон) точно .... чудак.
    витя 6 октября, 14:43
    Откажитесь от всего поганого русского. Не пользуйтесь их мерзким тоталитарно имперским языком! Давайте все разом забудем его!
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Киноман 1 октября, 22:28 http://www.timeout.ru/journal/feature/34334/ !!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Киноман 1 октября, 21:15 На мой взгляд, у "Предстояния" и "Цитадели" тоже немного души, все больше любования режиссера самим собой и жалкие попытки оператора быть похожим на Павла Лебешева. Компьютерных эффектов там тоже хватает, а уж с придумками нереальных ситуаций у режиссера всегда было все в порядке :) Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74
Последние новости