Топ Новости

Не унижать Украину 52

12 сентября 2013 в 13:27

Когда-то в архиве я наткнулся на документ с заголовком "Как работать с Украиной". Подписи под ним не было, как, в общем-то, и других опознавательных знаков. Документ был российский, написанный, судя по всему, в те приснопамятные дни, когда Украина и Россия выжимали из себя Донузлавские соглашения (кто помнит, тот вздрогнет). Суть его сводилась к тому, что Россия имеет полное право гнуть в отношениях свою линию, однако при одном существенном условии: никогда и ни при каких обстоятельствах не унижать Украину. Всегда подчеркивать уважение к ней и к ее суверенитету, даже если фактическая линия России — на размывание этого суверенитета. Сегодня России кажется, что с ассоциацией она теряет Украину. Сомнительное толкование. Однако я уверен, что острота эмоций была бы иной, если бы правило "не унижать Украину" не было так прочно забыто в последнее десятилетие. 

 "Сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"

С некоторых пор у украинско-российских отношений был не очень хороший фон. Газпромовское высокомерие, косноязычные "украинцы" в российских фильмах, ежевечернее высмеивание Украины в обзорах новостей — все это было грубо, не по-братски. Осадок, чего там скрывать, остался. 

Я привык с иронией относиться ко всяческим теориям заговоров. И уверен, что, вопреки всеобщему убеждению, подавляющее большинство непонятных нам вещей не могут быть объяснены по принципу "кому выгодно?". Тем не менее, эта конфликтная направленность российской политической мысли, эта пропасть непонимания, углублявшаяся так охотно и систематически в России, конечно же, не была случайностью. 

Как сказал бы Винни-Пух, "это ж-ж-ж — неспроста". В данном случае запрос был не только сверху, но и снизу. Возможно, даже сначала снизу, а потом сверху. Ибо по какой-то причине на определенном этапе наших отношений россиянам стало приятно слышать плохое об Украине. Украина стала в российском мировосприятии неким незадачливым соседом, который и картошку не тогда высаживает, и сорняки не так пропалывает, и вообще не понимает элементарных вещей. 

Например, о том, что свобода и демократия — это всего лишь наживка, фикция, "сосуд, в котором пустота". И о том, что грядет глобальная борьба за ресурсы, в которой не будет ни свободы, ни демократии, а одни сплошные энергоносители. И поскольку энергоносители — у России, то и идти нужно с ней, с Россией. 

Realpolitik 
или отсутствие идеи?

Такова была Realpolitik, взятая на вооружение многими по мере того, как Россия становилась сильнее и уверенней в себе. Во главу угла был поставлен интерес, а не идея. И уж тем более не идея демократии, выводившаяся за скобки международных отношений — как наживка, фантик, фикция. И вот в этой идеологической плоскости, на мой взгляд, состоит просчет российской внешнеполитической доктрины.

Наличие универсальной идеи — это фундаментальная составляющая супердержавы. Нельзя выводить идею за скобки и сводить все к интересу. В конце концов, как там было сказано в недавнем американском блокбастере? "Нет вируса более устойчивого и заразного, чем идея. Малейшее зернышко идеи может прорасти — и сформировать тебя либо разрушить". Проблема России в том, что у нее есть цель (восстановление былого величия), есть инструменты и возможности для ее реализации, но нет идеи, которая бы эту цель оплодотворила. Нет этого маленького зернышка, которое бы "проросло и сформировало". Газпром, былое величие Российской империи и даже священная Великая Победа — это много, очень много, но это не идея. Это повод для национального единения. Но не для единения интернационального.

Грешное и праведное

Справедливости ради, отметим, что российская доктрина еще проходит этап становления и на универсальность не претендует. Местами она апеллирует к желудку, а местами — к сердцу. В первую очередь, к сердцу верующих, к идее православия как высшей, немеркантильной морали, которая единственная во всей полноте передает дух Христова учения. На ней строилась и строится концепция отдельного от остальных народов "русского мира". Увы, попытка сделать православие сердцевиной нового геополитического проекта в Украине тоже не сработала.

Ничего не имею против Московского патриархата. Сам крещен в этой церкви и детей своих в ней крестил. Мне везло на "батюшек" — светлых, разумных, далеких от мирского шовинизма и высокомерия. Но вот как ни посмотри, не вижу я высшей морали ни в настоящем, ни, тем более, в прошлом "русского мира". Более того, не вижу, как восточная православная идея может заменить западную или наоборот. И не понимаю, почему они должны конфликтовать. Во мне же не конфликтуют! Или это наша, чисто украинская особенность? Возможно, эта самая неконфликтность, эта "уния" между западной и восточной верой и составляет не разгаданную Россией загадку украинской души? 

Когда-то много лет назад один российский знакомый доказывал мне, что права человека — это фикция. И противопоставлял им некое новое, воплощенное в православии, "право быть человеком". Скажу честно: я так и не понял. Мне кажется, то же самое произошло с попыткой вывести православную идею как некую альтернативу западному мышлению. 

Идеи, если они призваны овладеть умами миллионов и, тем более, стать основой для "восстановления величия", обязаны быть простыми. Как, например, идея демократии и благосостояния, поднятая на знамена нынешнего Запада. Или идея равенства и справедливости, которая была на знаменах Советского Союза, и благодаря которой миллионы людей в разных странах видели в Стране Советов позитивную альтернативу жестким реалиям капитализма. 

Православная идея в том виде, как ее Россия предлагает Украине, — совсем не такова. Она сложна. Она звучит как оправдание тому, что есть. Она местами не от мира сего, а местами — очень даже и от мира сего. Она может быть идеальна как ответ на внутренние чаяния человека. Миллионы христиан именно в ней нашли утешение и путь. Но как геополитический инструмент, как альтернатива остальному христианскому миру она далека от идеала. Да и цель эта — быть альтернативой — звучит как-то не по-христиански. Это цель мирская. Положим, я понимаю, зачем она России. Но зачем она Украине? И какое отношение она имеет к Христу? 

Украинский "драйв"

Украинцам, как и всякому другом народу, не нравятся свои грехи. Они смотрят на Россию — и видят отражение этих грехов. Всевластие сильных, униженность слабых, несправедливость. На "меркантильном" Западе грехов тоже хоть отбавляй. И все же у нас этого всевластия, униженности, несправедливости — больше. Так почему Запад должен быть в наших глазах увядающим старичком, а мы — той "молодой шпаной", которая, выражаясь словами Гребенщикова, сметет его с лица Земли? Я не вижу этого драйва — ни в России, ни тем более, в Украине. Зато в Украине есть драйв научиться успеху у тех, кто за считанные десятилетия, прямо у нас на глазах стал успешным — у восточных европейцев. 

Я не осуждаю Россию и не сужу ее. На этом повороте истории, который, возможно, готовит для украинско-российских отношений испытания, я всего лишь пытаюсь объяснить: мы отрекаемся не от России, а от своих собственных грехов, которые хотим преодолеть так, как преодолевали другие народы до нас — через очищение, через модернизацию, через демократию. А поскольку Россия пока что далека от торжества этих идей, то и ищем мы ответы в другом конце Европы. Что тут не так?

Мне скажут, что не в ценностях дело и не в амбициях, а в экономических интересах России, Украины и ЕС, в рабочих местах, которые либо будут, либо исчезнут, зависимо от решения Украины. В таком случае, если речь идет о прикладной проблеме, то давайте и решать ее в прикладном, рабочем порядке. То есть не принуждать, а обсуждать. Садиться за стол переговоров, отбрасывать эго, открывать карты — и находить решение, благодаря которому даже в режиме ассоциации российско-украинское партнерство не пострадает. Но требовать, чтобы Украина в одночасье сменила курс, который провозглашала с середины девяностых, и риторику, под которую выросло целое поколение украинцев, — как минимум, не реалистично. 

Правило Эйнштейна

Мудрый Эйнштейн высказался когда-то в том духе, что безумие — это делать все время одно и то же, но ожидать разных результатов. Ассоциация ценна для нас хотя бы тем, что она — не "одно и то же". Это — попытка найти выход из заколдованного круга украинской истории. Это — шаг, делающийся вопреки и нашей исторической инерции, и раздражению России, и (чего греха таить!) высокомерию многих евробюрократов и политиков. 

Мы вступаем на новый путь. Признаюсь, у меня огромные сомнения, приведет ли этот путь нас когда-нибудь в ЕС. И тем более, изменит ли он дух Украины. Насчет необходимости и первого, и второго я вообще не уверен. Ибо дух Украины, на мой взгляд, состоит в том, чтобы быть одновременно и Востоком, и Западом. А также в том, чтобы относиться к России по-христиански — с родственной любовью. Это видно из многочисленных опросов, показывающих неизменно позитивное отношение в Украине к России — включая тех, кто поддерживает ассоциацию с ЕС. 

Нет и никогда не будет в наших новостях насмешки над Россией. Нет и никогда не будет в наших фильмах образа "русского валенка", подобного образу "незадачливого хохла", нет-нет, да и проскакивающего в российских "нетленках". Да и упорная русофобия, которая, признаться, процветает среди украинского интеллектуального класса, никогда не пустит корни в массах. Почему? Потому что мы не империя. Нам для самоуважения не нужен сосед-недотепа, над которым мы будем потешаться. И уж тем более, нам не нужен великий враг, чтобы чувствовать себя великими. 

Да и величие нам не нужно — ни былое, ни будущее. Все, что нам нужно, это благополучная, спокойная, богатая "хата", пусть даже и с краю. Поэтому, кстати, с моей точки зрения, зона свободной торговли по периметру нашей границы, помноженная на безвизовый режим по этому же периметру, — это тот формат отношений и тот максимум интеграции, который нужен Украине. Но это мое личное ощущение, которое — я знаю — мало кто разделяет. 

Ассоциация — это …

Ассоциация — это не побег из пекла и не билет в рай. Но это шанс. Шанс на новое начало. Роль ЕС здесь пока что не больше, чем роль университетского профессора, который прочитает лекции, примет экзамен, но не обязательно выдаст диплом. Более того, он с некоторой опаской посматривает на заполняющих аудиторию украинских "первокурсников". Ибо стремление не обязательно подразумевает старание. Схватятся ли "первокурсники" за полученное знание или кинутся писать шпаргалки — неизвестно. 

Россия стоит рядом. Она готова прочитать Украине альтернативный курс. И дать диплом. И даже трудоустроить по окончании. Вот только с курсом этим мы уже знакомы. Мы его уже проходили — отчасти успешно, а отчасти не очень. И поскольку мы категорически не хотим быть безумцами, делающими одно и то же, то наш расчет, наша надежда — на новое знание и новый опыт.

Скажу больше. Использовав этот шанс, мы можем стать экономической осью Европы — понятной и приемлемой и для Запада, и для Востока. А поскольку неконфликтный, гармоничный сплав Запада и Востока представляется неотъемлемой составляющей украинского характера, то эта стратегия кажется для нас естественной, а потому и правильной. Это — наша идея, маленькое зернышко, которое, незаметно даже для нас самих прорастает и может сформировать успешную Украину.

А что же Россия? Россия для Украины — как погода или гравитация. Она есть, от нее никуда не деться. Сейчас вот погода плохая. Идет дождь. Вполне возможно, что этот дождь — надолго. Скорее всего, он причинит Украине новые проблемы. Уже причиняет. Однако, как любят говорить "пикейные жилеты", в Москве ведь тоже не дураки сидят. Правило Эйнштейна распространяется и на Россию: нельзя делать одно и то же, но рассчитывать на другой результат. Последние годы показали, что политика унижения Украины не делает Россию более великой. Скорее наоборот: Россия гнет свою линию, а Украина — все равно свою. Так зачем ее, эту политику, продолжать?

Я верю в Россию и в ее здравый смысл. А также в то, что мы нужны друг другу. Не могу представить Украину без России. Но и Россию без Украины — тоже. И потому убежден, что, несмотря на нынешнее напряжение, в украинско-российских отношениях снова выглянет солнце. Не тот это повод, чтобы наступал ледниковый период. 

Александр Щерба

 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
52 комментария
  • Украинец 21 сентября, 13:42 С Россией надо дружить,как с братьями! А интегрироваться надо в Европу.Только такой путь сделает Украину по настоящему независимой,цивилизованной и демократической страной. В противном случае Украина обречена на вечную зависимость от России.Это-как дети в семье: выросли и у каждого своя семья,своя судьба!!!
    кацап 28 сентября, 15:22
    Я просто балдею от этой демагогии: кто и с кем будет дружить ? На Украине 20 млн. русских, однако 90% русских школ разогнано, спрашивается, почему ? А всё просто: не имея возможности говорить и учиться на русском, кое-кто перейдёт на украинский, т.к. иначе будет не выжить. И в какой-то момент этому русскому, который через силу станет украиецем по духу скажут, - посмотри через границу, там враги, а ты не такой, ты - лучше ! Ничего нового - система воспитания Гитлерюгенда.
    *** 2 октября, 01:41
    Гитлер(путин)югенд строится в России. Сколько украинских школ в России? Ноль? А украинцев? Тоже наверное не один миллион (вроде бы только в Москве порядка миллиона, во всяком случае не одна сотня тысяч). Вот что такое демагогия. Для россиян "дружба" - это когда они "сверху". И это они (т.е. российские власти) не без успеха показывают пальцем через границу и через свои ТВ каналы доказывают россиянам, что они "лучше" (богаче, добрее, щедрее, главнее, сильнее и т.п.), а вот "хохлы" - "тупые". Вот такая пока "дружба" получается... Так что не надо дружбы, надо прагматично и взаимовыгодно сотрудничать. А Россия этого и не умеет. Патологически.
    Я от Вашей демагогии балдею! 2 октября, 16:20
    Что это за пропагандистская фигня насчет "не имея возможности говорить и учиться на русском"? Ну, русских школ сейчас в Украине стало значительно меньше, чем при СССР - ну так это же закономерно. Вы же не возмущались, когда в Украинской ССР украинских школ было минимальное количество, за Киев ручаюсь: дай Бог чтобы каждая десятая школа в то время была украинской. Это было одно из проявлений усиленной русификации - под разговоры о веночках и шароварах, которые вытаскивались на свет божий по праздникам, когда требовалось продемонстрировать небывалое разнообразие национальных культур. В то же время в селах - и тогда, и сейчас - говорят как говорят, в большинстве, конечно, по-украински, на этом же языке и учатся. Но вот кто Вам препятствует ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ? Хотелось бы фактов, а не демагогии привычной и вечной на эту тему. Я живу в Киеве всю жизнь, русский, дома и везде, где хочу - говорю по-русски. Одна деталь: хорошо владею украинским и легко на него перехожу при надобности.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • PIO 21 сентября, 06:57 Дискуссия теряет предмет. Украина исчезает. Атрофировалась наука, армия. Исчезла высокотехнологическая промышленность. Усохло на 14% население. Насчет последней цифры сомневаюсь. Мою семью по переписи учли в Украине, в то время как я и, думаю, многие такие же обосновался за границей. Выпустите Юлю и процесс пойдет еще веселее. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • виктор 19 сентября, 18:52 на все 100 Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Никнейм 19 сентября, 00:19 обязательно надо было наоборот изображать чернобыльского цыпленка? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • аналитик 14 сентября, 12:33 "Россия гнет свою линию, а Украина — все равно свою" Ой ли? Только что из Крыма. Много как бы украинских укв-станций с очень частым повторением слов: "Россия, Путин, Дума." Ежесуточная капель на мозги. Изо дня в день, из года в год. Это чисто случайно? Есть ли в России укв-вещатели с мантрой "Украина, Янукович, Рада"?
    Бадка 16 сентября, 12:05
    Соглашусь с наблюдением "аналитика". Россия несомненно ведет ПРОПАГАНДУ, часто весьма агрессивную, собственных ценностей и интересов. Особенно, естественно, в Крыму: захватив его в конце 18 века и потеряв при Хрущеве, россияне еще не отвыкли считать Крым "своим". Думаю, что Украине здесь нечего противопоставить действиям России, и результат может быть нежелательным и даже плачевным для Украины.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Mentor 13 сентября, 17:28 Украина - это не совсем государство, это, прежде всего, - анти-российский проект. Весь смысл его существования - противостояние с Россией в интересах стран Запада. Никаким дешёвым газом, добрыми словами и вескими аргументами финансово-экономической выгоды невозможно изменить этот проект. Украина невозможна без русофобии. Это программная установка "украинского проекта". И дело не в том, может ли Россия оставить Украину в покое, забыть о ней. Может, но Украина не может существовать без русофобии. Война против России и русскости - есть естественное состояние украинства. Потому проблема не в том, войдёт Украина в Евразийский Союз или станет "ассоциированным членом" Евросоюза, а в том, что украинство всегда будет гадить России. Уничтожив русскость на Украине, украинство не успокоится, а поползёт дальше: на Кубань, в Сибирь, на Дальний Восток. Сергей Лунёв
    EDD 14 сентября, 17:38
    Это как раз то, что называется шовинизм. Имперский. Великодержавный. менторский тон, как бы намекает. Вы ошибаетесь, господин хороший. Мы есть. Мы Украина. Мы Украинцы. У нас есть патриотизм. И нам не нужна русофобия. Русофобию придумали в Москве, чтобы оправдывать и подпитывать свой шовинизм. И чем же украинство гадит Росии? Ах, да, бензопиреном в конфетах. Ешьте меньше сладкого, господин хороший и перестаньте писать глупости, от которых смердит шовинистом.
    Очень правильно, EDD 16 сентября, 12:09
    На Украине гораздо больше здравомыслящих (и просто мыслящих) людей, чем это себе представляют некоторые российские шовинисты. Коль скоро Россия "может оставить Украину в покое" - может быть, она попробует наконец это сделать? И тогда станет очевидно, может ли Украина "существовать без русофобии". Проверить-то нетрудно!
    *** 14 сентября, 18:25
    Хорошо бы русскость когда-нибудь уползла с Украины.
    Корнилов Ю Н 29 сентября, 17:43
    Так вместе с русскостью "уползёт" и великая культура? Или она Вам лишняя?
    *** 14 сентября, 18:42
    Нет худа без добра. Почитаем, послушаем, и цитируемого Лунева, и других "философов", и вангу некую с фрументиями. Наконец-то украинцы поймут как к ним относятся в России (по комментам это хоррррошо видно) и что они ТАМ понимают под "братством", как радуются они любой беде или проблеме в Украине, как мечтают вернуться опять и "придавить хохлов" уже в который раз. Правильно, ребята, вы делаете большое дело для Украины, тысячи статей ЗА Европу (автоматически ОТ России) не агитируют лучше вас. Успокойтесь, не будем мы больше жить в одной стране, и не только в Украине тут дело. Ну ничем не может привлечь сейчас Россия. И никаких аргументов (кроме хамства) тут не прозвучало. И все в Украине будет хорошо. Без вас.
    Смешно, Ментор 16 сентября, 12:13
    Странно, почему "украинскость" не расползлась до сих пор, заполонив весь подлунный мир?.. Даже ЭТОТ элементарный вопрос не пришел Вам в голову, Ментор! Ну нельзя же, право, "творить себе кумира" из каждого прочитанного автора, пусть хоть Сергея Лунева. Или Вы, как советские бабушки, веруете, что все, что напечатано в типографии - истина?
    фрументий 16 сентября, 15:02
    Писанина троеточия наивна и беспредметна, ибо оно (троеточие) верит! Верит вопреки опыту и здравому смыслу. Верит вопреки очевидности. Верит, как верит магометанин в гурий и джиннов, как Ющенко в США и Еханурова, как Ленин в Маркса. "И все в Украине будет хорошо" - унылая мантра обитающих в ... Вера их - ложна.
    Валерий 16 сентября, 18:30
    Вера -великое чувство человеческое. А украинцы не исключение. Просто пришло время,когда они осознали ,что идти старой дорогой не нужно.и для себя и для своих детей хотят найти другой путь. А Россияне пусть идут своим путем.Просто жить но соседски,это не значит плевать в соседа,а взаимовыгодно сосуществовать. Пока это не получается!!!
    *** 16 сентября, 20:41
    А что тут плохого? Я верю в свою страну, в то, что может и не при моей жизни, но все будет тут хорошо, а вы - в Россию. Для россиян это естественно (правда непонятно почему их вера в Россию автоматически превращается в неуважение, мягко говоря, к Украине), а вот для живущих в Украине и при этом не верящих в Украину - наверное есть проблема. Это же как плыть на корабле с уверенностью что он утонет. При этом ковыряя дырочки в борту....
    валерий 16 сентября, 18:20
    Пока методы Кремля, извлеченные из "Комплекса мер…" привели к прямо противоположным результатам. В Киеве убеждены: "Если Путин не сменит команду, отвечающую за Украину, то потеряет ее окончательно. Сменить "стратегов", конечно, можно. Например, призвав Суркова. Но "панский" тон и брезгливо вздернутую губу Москва в диалоге с Киевом сменить, похоже, не в состоянии. Поэтому какая разница, кто будет продолжать совершать главную ошибку? ---Читайте российских аналитиков и думайте о глупости которую написали. Неужели вы рассчитываете на дружелюбость украинцев после подобных пасквилей. Симпатиков России становится все меньше именно из-за таких писак как Вы
    Да 17 сентября, 16:16
    И то что дальше будет Кубань и т.д. соответствует понятию : СОБОРНА УКРАИНА ВІД КАРПАТ ДО САХАЛИНА !!! Слава Украине!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    павлюк 26 сентября, 17:49
    Ох чудной же ты родимец! Дохтуру только не говори, запрёт лет на двадцать - тридцать и будет тебе, ВІД КАРПАТ ДО САХАЛИНА !!! Здоровья тебе чудилушко наше...
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • закон 12 сентября, 18:54
    Толкователю позорному Сегодня, 16:40 «Смотри как бы тебя самого отсюда снова в Сибирь,лес валить, не выгнали! Как это легко все у тебя получается! Русские у него опять во всем виноваты! Иуда бесхребетная!!!»
    Все ждал, когдат угро-финны испортят воздух "главным аргументом". И конечно нашелся придурок, у которого "на языке", то, что у миллионов других... "на уме". Слава Украине! Героям - Слава!
    павлюк 12 сентября, 22:08
    Закон, ты шо дурак? Тогда тебе закон не писан.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • фрументий 12 сентября, 18:20 Украина относится к России, как частное к общему, как окраина к центру. Кроме того, украинство реализуется только как русофобия, ибо без ненависти к русскости (в том числе своей) оно просто не имеет смысла. Тексты посвящённые украине как государству имеют что-то карикатурное, ведь само это "государство" карикатура. Опус А.Щербы, увы, не исключение.
    круциатус 13 сентября, 00:38
    ишь как с претензией на интеллигентность завернул ! У кремлеботов чередуются хамы с "интеллектуалами " типа добрый и злой следователь
    фрументий 13 сентября, 18:28
    Милый, какой у вас ник! Сказка! Так и хочеться подписаться - Авада Кедавра, но останусь Фрументием. Драма в том, что проект "Украина" действительно детище врагов большой русской нации, чего собственно, они и не скрывали. Чем занимаются щирые украинцы - униженно просятся в чужой дом и, клянут, с чужого голоса, свой. Это ли не глупость?!
    фрументию 16 сентября, 12:23
    Вы претендуете на интеллектуальность, не замечая, что сами превратились в карикатурного тролля: ведь человек с интеллектом не может быть таким глупо-предвзятым. Так старательно клеймите всех глупостью, что поневоле подумаешь, что у Вас именно с этим проблемы. Ну и по мелочи: "хочеТся подписаться", " ...чего, собственно, они...""...и клянут, с чужого голоса, ..." Особо обращаю Ваше внимание на расстановку запятых - здесь еще есть над чем поработать.
    фрументий 16 сентября, 14:44
    Ох, эти развязно-несуразные тексты щирого суспiльства («суспiльства», Боже!). Например, упрёк, будто я «старательно клеймлю всех глупостью»! Кто эти все? Без особого старания, не напрягаясь, иногда посмеиваюсь (подтруниваю), над беспредметным провинциальным словоблудием бисмарков из Шепетовки. В ответ, в качестве аргумента утробный визг и вой (типа, «тролль … глупо-предвзятый» и проч.). Деградация общества и дегенерация граждан! Ну и по мелочи, знаки препинания прерогатива автора («мне так поётся» говорил Блок).
    фрументий 24 сентября, 18:49
    Милый, при встрече с умными людьми я радуюсь. Да и болваны не заставляют меня нервничать так, иногда расстраиваюсь. Вот и вы, увы, меня печалите. Не знаю, что с вами старческая деменция или подростковое легкоумие. Я сторонник оптимистической версии. Подрастайте скорее.
    круциатус, 2 октября, 16:26
    они не чередуются - они сочетаются в одном лице!
    Ответить Цитировать
  • InBetterWeTrust 12 сентября, 15:49
    Не понимаете, кто унижает? Долго виноватых будете искать. Сегодня, 14:43 «Кто унижает страну? Узкая кучка олигархов, сдирающая семь шкур с отощавшей худобы. Недееспособные власти, которые и есть эти олигархи. Драчливо-мордобойный парламент, над которым только ленивый не ухохатывался. Недоношенные интеллектуалы, неспособные ничего предложить обществу и способные громко стонать про «лисапетну Украину». Забитое пропагандой насэлэння, готовое терпеть нищету только потому, что кто-то из этих же самых грабителей наобещал, что через 20 лет все будут жить при камунизьмие. В общем, полная гармония среди недоумков. Одни не знают, как организовать более-менее терпимую жизнь, другие продолжают этим незнайкам и балаболкам верить. Зато всех объединяет соседний «враг», у которого очень многое уже получилось сделать для себя, и именно это они воспринимают, как кровное унижение. Как же так, "мы в очереди первые стояли, а те, кто сзади нас, уже едят"?»
    100%! "Одни не знают, как организовать более-менее терпимую жизнь, другие продолжают этим незнайкам и балаболкам верить." А самое главное, что и те и другие тупоголовые (бумагомараки и лохторат) бояться себе же в своей безграничной тупости признаться. Все выдумывают причины...кто виноват да почему.....
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • гость1 12 сентября, 15:45 .. евреи сорят братские славянские народы... что у нас...что у Вас...те.. у власти которые...что у нас..что у Вас...значит интерес есть. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.64
EUR 27.25
Последние новости