Без России 27

30 августа 2013 в 12:45

К своему удивлению, Украина за последние восемь лет выстроила рынок нефти и нефтепродуктов, фактически независимый от России. Ценой разрыва нефтяной пуповины стала украинская нефтеперерабатывающая отрасль, которая, надо сказать, "легла" не без помощи российских нефтяных компаний. Было это частью кремлевской политики или результатом отсутствия должного внимания к этой индустрии со стороны властей украинского государства, сказать однозначно сложно. Но по факту страна обладает диверсифицированным рынком моторного топлива, о котором может лишь мечтать, например, в газовой сфере.

бензин, АЗС, нефтепродукты
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Не вызывает сомнений, что если бы наша страна была запитана на российскую нефть, как это было до 2005 г., именно с "топливного" фронта началась бы развязанная в текущем августе Россией торговая война. Ранее Украина на 90% зависела от российских нефтяных поставок и была вынуждена буквально молиться на Москву, ежеквартально ожидая утверждения графика поставок нефти.

Так уж случилось, что нам удалось избежать жесткой "дрессировки" в нефтяной сфере, ее мы прошли в 2009 г. с природным газом. Но перед глазами есть не один пример усмирения соседей нефтью. В 2007 г. неожиданно сломался нефтепровод, десятилетиями снабжающий российским сырьем литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе. По странному стечению обстоятельств, произошло это после того, как российские компании проиграли приватизационный конкурс по продаже контрольного пакета НПЗ польскому концерну Orlen. Не работает трубопровод до сих пор, кто бы какую помощь в его починке ни предлагал. К счастью, литовцы дальновидно соорудили ранее морской терминал в Бутинге, который и стал альтернативным источником поставок нефти для НПЗ.

К слову, есть такой же "бронепоезд на запасном пути" и у поляков — в Гданьске. Хотя поставки российской нефти идут в Польшу исправно. Пока.

Более свежий и близкий пример — Беларусь. Введение пошлин и угрозы урезать графики по поводу и без — это стиль работы братских народов в рамках Таможенного союза. Сейчас дошло до того, что на период нехватки бензина российское правительство добилось от Минска фактического контроля над экспортом нефтепродуктов, принадлежащих белорусам. В ближайшие пару месяцев особо больших объемов из Беларуси не ждали по причине ремонта на крупнейшем Мозырском НПЗ. Но теперь, видимо, об этом направлении стоит вообще забыть.

Кстати, белорусы тоже пробовали соскочить с российской нефтяной иглы. В 2010 г. в знак протеста против очередных выходок "партнеров" они начали поставки венесуэльской и азербайджанской нефти через балтийские и черноморские порты. Долго это не продлилось, но своеобразный результат был достигнут — на 2011 г. был подписан весьма выгодный для белорусов договор с Москвой по поставкам нефти.

Рынок против монополизации

Построение диверсифицированного нефтяного рынка Украины началось с того, что в этой отрасли еще в 90-х годах прошлого столетия началась работа по рыночным принципам, без каких-либо "интимных" договоренностей, как с природным газом. Плати рыночную цену и будешь с ресурсом — такой незатейливый механизм выработал иммунитет сначала у украинских НПЗ, а потом и у других участников рынка.

Господство украинских НПЗ, о котором с ностальгией до сих пор вспоминают некоторые чиновники, базировалось не на технологическом и логистическом превосходстве, а на использовании схем по неуплате акцизов на нефтепродукты и НДС на импортную нефть. Об этом, кстати, хорошо знает нынешний министр энергетики Эдуард Ставицкий, имеющий большой опыт работы на рынке нефтепродуктов. В результате конкурировать с продукцией украинских НПЗ топливу извне было нереально, поэтому его фактически и не было. Схемы по акцизу тогда пресек Л.Кучма, по НДС — Ю.Тимошенко (в 2005 г.). Создание равных условий для внутренних производителей и импортеров привело к постепенному выравниванию ситуации, конкуренция стала
строиться не только по цене, но и по качеству.

Отсутствие экономики переработки и повышение требований к качеству привели к остановке Надвирнянского, Дрогобычского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов. Это была первая фаза, когда предприятия выпали с рынка в силу объективных факторов. Вторая фаза была уже иного рода. Лисичанский и Одесский НПЗ покинули рынок в 2012-м и 2010 г. соответственно из-за вернувшихся схем по уходу от налогообложения, но уже при ввозе импортных нефтепродуктов. В строю остался только Кременчугский НПЗ "Укртатнафта", который, впрочем, россияне отрезали от трубопроводных поставок после рейдерского захвата завода группой "Приват" и выдворения с предприятия российской "Татнефти".

Каким бы печальным и неправильным не был такой исход, рынок получил очень хороший урок и закалку. Поломка на одном заводе в период посевной или уборочной до 2005 г. мгновенно приводила к панике, Леонид Кучма несколько раз лично договаривался с лидерами государств и нефтяных концернов о дополнительных поставках нефтепродуктов. С 2005-го рынок не знал ни одного случая нехватки бензина или дизтоплива, хотя были форс-мажоры, когда рынок одновременно покидали поставщики 50% топлива. Однако за счет альтернативных источников поставок пройти кризисные месяцы удавалось без видимых признаков проблем. Например, в течение первого полугодия 2013-го Украина получала нефтепродукты с более чем десяти зарубежных направлений и двух внутренних (см. рис.).

Единственной проблемой нынешней гибкой системы нефтепродуктообеспечения является отсутствие обязательств у поставщиков по созданию какого-либо резерва на случай непредвиденных ситуаций. В Европе действует норматив по поддержанию 90-дневного запаса сырья и топлива, но в Украине можно было бы начать с двухнедельного запаса.

С марта 2012 г., когда остановился ЛИНИК (Лисичанский НПЗ), в Украину не поступило ни тонны российской нефти. Как видим, особой трагедии не случилось, хотя десять лет назад такой сценарий был бы апокалипсическим. Да, из-за отсутствия достаточной собственной добычи Украина остается импортозависимой страной в нефтяной сфере. Но если все равно нужно завозить, то уж лучше по разветвленной диверсифицированной схеме, чтобы не зависеть от монополиста. К тому же кто сказал, что сибирское сырье покинуло Украину навсегда? Ожидаемый в грядущем сентябре запуск Одесского НПЗ и Лисичанского НПЗ весной следующего года произойдет на российской нефти. (В свете последних событий насчет Лисичанска уверенности уже нет. Источники не исключают, что "Роснефть" может использовать завод для расшатывания ситуации в "региональной" Луганской области).

Однако как бы ни менялась структура рынка, уже доказано на практике: открытая модель рынка гарантирует наличие топлива по рыночным ценам при любых условиях. Это важно знать нашим властям и важно показывать властям и компаниям российским, которые часто считают, что без их нефти и газа нет жизни на земле. В свою очередь, закрытый рынок, такой, как российский, уже третий год кряду сталкивается с нехваткой и, как следствие, с ростом цен на нефтепродукты в периоды сезонного спроса. И это при том, что мы говорим о крупнейшей нефтедобывающей стране планеты.

Сергей Куюн

Тэги
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
27 комментариев
  • Сергей 2 сентября, 15:25 Одного не понял: почему считается, что "положить" в свое время НПЗ через введение НДС и акциза на нефть для переработки было мудрым решением? Не логичнее было бы со стороны государства просто начинать с изменения требований к качеству их продукции и ограничиться диверсификацией нефтяных поставок, а не открывать вовсю границы для импорта продуктов переработки этой самой нефти (пусть бы открывали, но только в моменты начала кризиса на рынке нефтепродуктов)? По-моему, из-за недостатка знаний и желания, вместо того, чтобы "перевоспитывать" свои НПЗ, их просто угробили. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Старшой Брат 1 сентября, 10:47 Типичный пример заказухи. Вообще - почему в укро-СМИ имеет место такая заметная со стороны деградация, провинциализм и как-бы это поделикатнее - отупение? Социальный заказ ? "Биомасса" диградировала так, что тупизм этой и аналогичных статей не вызывает отторжения ? Почему "профсоюз олигархов" , вызывающий на Украине всеобщую ненависть - не забрасывают ссаными тряпками, когда тянет страну в таможенную зону ЕС ? Ставя Неньку на грань существования войной на экономических границах стран Таможенного Союза ? Впрочем, вопросы - риторические . Страна так и живет на этапе "первоначального накопления", со всеми вытекающими из этого - о чем мы уже стали в России забывать при Путине.
    *** 1 сентября, 12:10
    Все правда, терпим, но только потому что "Старшие братья" еще хуже...
    Олег 1 сентября, 18:40
    А чем хуже? Оранжевыю революцию проводить не стали? Не за ворьё, а за Путина проголосовали и живём в 3 раза богаче от этого?
    *** 2 сентября, 18:20
    Ну наконец-то Россия нашла свое счастье. Мы рады за вас (это ж в целых три раза!!!) Но надо ли вам делиться с нами (т.е. Украиной) этим счастьем? А вдруг упадет до 2,5 - вы же нам такого потом не простите? А то - украинцы дураки, но давайте к нам? Зачем вам такие неумелые, неумные... Если честно, главная мечта, чтобы Россия (от Путина до последнего тролля на укр сайтах) перестала вмешиваться в наши дела. советовать как нам жить и все пытаться учить, считая себя чем-то лучше. Америка или Швейцария еще богаче, но не учит ни вас, ни нас. Неужели в России уже и проблем не осталось? Ну поднимите уже нечерноземье, достройте Бам наконец... И поймите, что жить в одной стране уже не получится.
    vlad.i.mir 2 сентября, 20:14
    да хоть в десять раз...существуйте
    фрументий 3 сентября, 17:20
    Вот, какое-то троеточие настрочило, -"Если честно, главная мечта, чтобы Россия (от Путина до последнего тролля на укр сайтах) перестала вмешиваться в наши дела". Дурашечка, у вас нет своих дел (огороды и польские сортиры, не в счёт), ибо вы не субъект, а объект политики. Вопрос лишь в выборе хозяина. Кстати, на Западе, при слове украина, уже перестали прятать кривую ухмылку презрения. Впрочем, с ренегатствующей галичанской деревенщиной так и надо.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Олег 1 сентября, 00:04 В чём есть любая выгода? В меньшей цене. Достигла ли выгоду Украина и украинцы, покупая готовый бензин не в России? Нет. Почему нет? Потому, что в России литр 92-го стоит 7 гривен за литр. А налоги там с бензина платят не меньше, чем украинские продавцы. Можно ли гордится тем, что Украина отморозила уши назло Москве? Нет.
    логик 2 сентября, 17:59
    ну тогда так: страны ЕС покупают газ по более низкой цене, чем Украина. Вывод: что бы покупать газ по европейской, а не по братской цене, нужно присоединиться к ЕС.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Дідок 30 августа, 18:07 Нарешті "дійшло" ... Дітки, вже давно розумна людина сказала: "З Росією не треба дружити, з нею треба вести партнерські стосунки". А не виходить - шукати іншого партнера! Проста "арифметика".
    павлюк 30 августа, 22:10
    У вас, старинушка, маразм.
    *** 1 сентября, 12:12
    И это все что можете возразить? Негусто.
    павлюк 2 сентября, 12:45
    Сумасшедшим не возражают, их запирают в "жёлтом доме" и пытаются лечить.
    павлюк 7 сентября, 19:01
    Дедушке хорошо, в палате будет собрат по несчастью, некто Бадка (ну и прозвище!). Здоровья вам, свидоумушки.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Lupus 30 августа, 17:56 Знал и считал Куюна неплохим журналистом, освещающим проблемы ТЭКа. Но вот данная статья явно сделана «на потребу дня», т.е. с нескрываемым политическим (агитационным за ЕС) уклоном. Во-первых, ни нефть, ни нефтепродукты на Украину Россия (как государство) не поставляет: Лукойл, Татнефть, ТНК-ВР, НК «Альянс», Шелл-Альянс – это частные компании, которые национальности не имеют. Единственная Роснефть, которая управляет Лисичанским НПЗ, топливной погоды на территории Украины не делает. Да, перечисленные заводы для переработки закупают нефть в России. А где же еще? Хотя, пардон, тот же Альянс поставлял на Херсонский НПЗ казахскую нефть. Почему же тогда автор постоянна повторяет: Россия, российский…? И тут же утверждает, что и без России топливный рынок Украины обойдется – Польша, Белоруссия, Литва, Молдавия помогут. Замечательно, хотя нефтяные компании этих стран углеводородное сырье покупают российское. Но если Украине выгоднее и сподручнее покупать ГСМ и нефть у компаний эт
    ^^^ 30 августа, 18:00
    Но если Украине выгоднее и сподручнее покупать ГСМ и нефть у компаний этих стран, то вперед – на то и рынок, только зачем тогда Россию всуе поминать, или так вы пытаетесь отречься «от старого мира». Так вы уж давно отреклись, а стало быть теперь - только вперед, туда, где заходит солнцу – на Запад!
    Дідок 30 августа, 18:10
    А ти, значить, на "восток, гдє восходит солнцу?" От, і слава богу, що нам нє по путі!
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Федор 30 августа, 15:22 Весь опыт Украины показывает только одно - проблемы начинаются там, где завязана Россия. И их нет там, где с Россией отношений нет. Всякие "льготы" и "скидки" со стороны России оборачиваются огромными проблемами. Поэтому как только в каком-то бизнесе (поставках, транзите) доля России уменьшается, это шаг Украины к прогрессу. Вот так парадоксально москали учат нас жить. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • из России 30 августа, 14:40 Счастье укров закончилось когда Россия построила Усть-лугу, Приморск, ВСТО и транзит нефти сократился с 60 млн тон до 15 млн тон в год. Тоже самое будет и с газом сначала СП а потом и ЮП лишат укров возможности паразитировать на газотранзите, как они делали с нефтью. А то что бензин на Украину поставляют белорусы, литовцы и поляки, которые делают его из российской нефти, глупого автора не интересует. Так же как его не интересует и то, что раньше за нефтепереработку получали деньги украинцы а сейчас белорусы, поляки и литы. Ну что сделаешь - такова украинская логика http://r-u.org.ua/?p=3349
    юго-восточный рыгеон 30 августа, 16:47
    Счастье укров закончилось когда Россия выкупила большую часть украинских НПЗ и ... благополучно из закрыла. Это называется: пустили русского казла в свой огород. Янык, кстати, заикнулся было об их РЕПРИВАТИЗАЦИИ НПЗ, но пока шота оч.робко. Когда ПРогоним хремлевских казлов - будет опять Украине счастье.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74
Последние новости