Налогово-таможенная реформа 2.0

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Налогово-таможенная реформа 2.0 © depositphotos/lisssbetha@gmail.com
Уточнены и изменены некоторые правила налогообложения

Вдогонку к уже принятым изменениям в Налоговый кодекс Украины на период действия военного положения (в дальнейшем — Закон №2120-IX) Верховная Рада Украины приняла еще один законопроект (Законопроект №7190), которым уточнила ряд норм Закона №2120-IX, а также дополнительно изменила некоторые правила налогообложения в сторону уменьшения налогового бремени на период военного положения.

Сейчас Законопроект №7190 готовится к подписи президентом с дальнейшей публикацией. Предлагаем анализ его основных нововведений на основе обнародованного текста принятого законопроекта.

Изменения новосозданного особого режима налогообложения третьей группы упрощенной системы налогообложения

Напомним, что Законом №2120-IX было разрешено переходить на третью группу упрощенной системы налогообложения налогоплательщикам с оборотом до 10 млрд грн с неограниченным количеством работников. Плательщики по новым правилам «упрощенки» должны платить 2-процентный налог с дохода вместо налога на прибыль и НДС.

Расширен перечень операций, по которым плательщик единого налога третьей группы будет освобождаться от налоговой обязанности по НДС. Законом №2120-IX было предусмотрено, что плательщики единого налога третьей группы будут освобождаться от налоговой обязанности по НДС относительно операций по поставкам товаров и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины.

Законопроект №7190 распространил такое освобождение также на операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины, кроме товаров, импортируемых из страны-агрессора.

Изменен налоговый период. Вместо квартального отчетного периода Законопроектом №7190 требуется подавать декларацию ежемесячно. Уплата обязательств остается ежемесячная с изменением авансовых платежей на обычную уплату налоговых обязательств, определенных в налоговой декларации.

Увеличен перечень лиц, которые не могут перейти на упрощенную систему налогообложения на специальных условиях. Так, в перечень лиц, которые не смогут быть плательщиками единого налога по ставке 2%, включены лица, осуществляющие деятельность по импорту автомобилей легковых, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки десяти и больше лиц, транспортных средств для перевозки грузов.

При этом импорт автомобилей простыми физическими лицами будет освобожден от пошлины, акциза и НДС, о чем говорится в пунктах 3.1 и 3.3.

Переход на упрощенную систему возможен в середине квартала. Закон №2120-IX предлагал подавать заявление о переходе не позже последнего дня квартала, что означало его регистрацию плательщиком единого налога с первого дня следующего квартала. Фактически плательщики, не успевавшие подать соответствующее заявление до 31 марта, не смогли бы воспользоваться новым правовым режимом налогообложения до июля 2022 года.

Вместе с тем Законопроект №7190 предусматривает, что лица будут считаться плательщиками единого налога с 1 апреля 2022 года в случае подачи заявления до 1 апреля 2022 года и со следующего рабочего дня после подачи такого заявления — в случае подачи заявления после 1 апреля 2022-го.

Уточнен порядок освобождения от налоговой обязанности по НДС. Напомним, что в Законе №2120-IX по поводу НДС лишь указывалось об освобождении от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость. Вместе с тем такая формулировка вызвала ряд вопросов, которые Законопроектом №7190 частично урегулированы.

Регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему налогообложения будет считаться приостановленной. Это означает, что на период нахождения на упрощенной системе налогообложения приостанавливаются права и обязанности, установленные разделом V и подразделом 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, без аннулирования регистрации плательщика НДС.

Операции, осуществленные во время нахождения на упрощенной системе налогообложения, будут считаться освобожденными от налогообложения НДС. Так, после использования товаров и активов, приобретенных с формированием налогового кредита, необходимо будет доначислять компенсационные налоговые обязательства по НДС. Вместе с тем доначислять такие обязательства необходимо будет не сразу, а не позже последнего дня отчетного периода, в котором восстановлена регистрация плательщиком НДС, то есть после отмены военного положения в Украине.

Если с товарами в этом случае все выглядит логично, то необходимость начислять компенсационные обязательства по основным средствам, учитывая временное использование нового режима единого налога, может создать плательщикам дополнительные трудности.

Так, база для доначисления компенсационных обязательств для необоротных активов, согласно Законопроекту №7190, определяется, исходя из балансовой стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного периода, на протяжении которого проводятся операции на упрощенной системе налогообложения.

При этом после окончания военного положения и возврата на общую систему налогообложения налогоплательщики, очевидно, смогут использовать абзац шестой пункта 198.5 статьи 198 НК Украины и уменьшить сумму налоговых обязательств на основе расчетов корректировки к сводной налоговой накладной.

То есть налогоплательщику после окончания военного положения необходимо будет доначислить компенсационные обязательства на необоротные активы и сразу уменьшить их расчетом корректировки. Фактически, если балансовая стоимость за время военного положения успеет уменьшиться, необходимо будет уплатить НДС с суммы такого уменьшения.

Уточнены переходные положения по налогу на прибыль. Законопроект №7190 только ввел обязанность подавать отчетность по налогу на прибыль предприятий за те периоды на протяжении календарного года, в которых плательщик был плательщиком соответствующего порядка.

В то же время не согласован порядок признания доходов в переходный период, что указывает на необходимость применения ранее действующих норм, в частности абзаца 2 пункта 292.6 и подпункта 6 пункта 292.11 статьи 292 НК Украины.

Так, в доход плательщика единого налога не надо будет включать сумму средств, поступивших как оплата товаров (работ, услуг), реализованных в период нахождения на общей системе, стоимость которых была включена в доход при начислении налога на прибыль.

Если же оплата получена как аванс, что не повлияло на расчет налога на прибыль, то датой получения дохода будет дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг). То есть сумму ранее полученного аванса необходимо будет включить в доход плательщика единого налога и обложить налогом по ставке 2%.

Увеличен период, на протяжении которого налогоплательщик может без применения санкций не выполнять налоговую обязанность, если у него нет такой возможности

Законом Украины от 3 марта 2022 года №2118-IX было установлено, что в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность налогоплательщики освобождаются от ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей на протяжении трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Законопроектом № 7190 срок, на протяжении которого необходимо будет выполнить налоговую обязанность, увеличен с трех до шести месяцев с момента прекращения или отмены военного положения в Украине.

Частично отменены обязательные платежи при импорте товаров и автомобилей

Освобождение товаров от ввозной пошлины. С момента вступления в законную силу Законопроекта №7190 (но не ранее 1 апреля 2022 года) и до прекращения или отмены военного положения на территории Украины будут освобождаться от налогообложения ввозной пошлиной товары, импортируемые для свободного обращения, и автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки десяти и более лиц, транспортные средства для перевозки грузов, которые ввозятся гражданами для свободного обращения.

Соответствующее освобождение от пошлины не распространяется на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак, промышленные заменители табака, жидкости, используемые в электронных сигаретах.

При этом, если импорт осуществляется плательщиками первой-третьей групп единого налога (кроме предприятий — плательщиков третьей группы по ставке 3% + НДС), таможенное оформление товаров должно длиться не более одного рабочего часа.

Освобождение от налогообложения НДС импорта товаров. Также с 1 апреля 2022 года на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения НДС операции по импорту товаров плательщиками единого налога первой-третьей групп (кроме физических и юридических лиц третьей группы на ставке 3%+НДС).

Освобождение импорта автомобилей от НДС и акцизного налога. На аналогичный период освобождаются от налогообложения НДС и акцизного налога операции по импорту физическими лицами автомобилей легковых, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки десяти и более лиц, транспортных средств для перевозки грузов.

Подытоживая, отметим:

  • физические лица освобождаются от пошлины, акцизного налога и НДС при импорте автомобилей;
  • физические и юридические лица освобождаются от уплаты пошлины при импорте товаров (кроме товаров, указанных в пункте 3.1 исключений);
  • плательщики единого налога первой-третьей групп (кроме предприятий — плательщиков третьей группы по ставке 3% + НДС) освобождаются от пошлины и НДС при импорте товаров;
  • важно, что все упомянутые освобождения не применяются, если товары или автомобили импортируются из государства-агрессора или с оккупированной территории Украины.

Временное освобождение от налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

За 2021-й и 2022-й налоговые (отчетные) годы не будет начисляться и платиться налог на недвижимое имущество за объекты жилой недвижимости, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на временно оккупированных территориях, и за объекты жилой недвижимости, которые стали непригодными для проживания в связи с вооруженной агрессией России.

Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или которые временно оккупированы вооруженными формированиями России, будет определять Кабинет министров Украины.

В отношении объектов нежилой недвижимости, расположенных на территориях, где велись боевые действия, или на временно оккупированных территориях, временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение, аналогичный налог также не будет уплачиваться.

При этом физическим лицам контролирующие органы самостоятельно насчитают налоговые обязательства за январь-февраль 2022 года. Юридическим лицам необходимо будет подать уточняющую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

***

Таким образом, Законопроектом №7190 согласован ряд коллизий по налогу с оборота. Это позволит бизнесу эффективнее использовать новый режим налогообложения для улучшения экономических показателей. Также предоставлены дополнительные льготы гражданам и бизнесу, которые, безусловно, будут способствовать увеличению объема импорта необходимых товаров для удовлетворения нужд населения в условиях частичной остановки производства внутри страны.

Больше статей Андрея Реуна читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме