ТУРИЗМ С ПРИСТАВКОЙ «РЕТРО»

Поделиться
Туризм (от франц. tourisme - прогулка, поездка) - путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран...

Туризм (от франц. tourisme - прогулка, поездка) - путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран. В ряде случаев сочетается с элементами спорта (спортивный Т.). В других случаях осуществляется без применения активных форм передвижения - на пароходах, поездах, самолетах и т.д. - экскурсионный туризм, являющийся наиболее популярной формой международного Т. Для ряда стран (Швейцария, Италия, Испания и др.) приезд большого числа туристов является важным средством привлечения иностранной валюты.

Все виды туризма стали достоянием широких масс трудящихся в СССР и странах нар. демократии.

Малая Советская энциклопедия, М., 1960, т. 9, с. 586.

Уточним: действительно, были доступны все виды, кроме иностранного. Зато иностранцы ездили в бывший СССР с видимым удовольствием - несмотря на слишком назойливую опеку спецслужб, почести иностранным туристам были поистине королевскими. Наших туристов за рубежом принимали соответственно тем более чем скромным суммам, которые разрешалось брать с собой на сувениры, и тем чувствам, которые вызывали в цивилизованных странах взрослые люди, которых «выписал» старший группы - специалист широкого профиля из КГБ. Видимо, точные цифры интуристов, посещавших УССР и наших сограждан, посетивших хотя бы братские соцстраны, было государственной тайной - этих цифр нет ни в статистических справочниках, ни даже в Госкомтуризме…

Не будем расстраивать читателя, напоминая, какую долю поступлений в госбюджет, какие доходы, сколько миллионов рабочих мест дает туризм даже очень развитым странам. В Испании и в Тунисе он обеспечивает треть поступлений в бюджет. Соседней Польше иностранцы принесли за прошлый год 4,6 миллиарда долларов.

По самым скромным подсчетам, исходя из того минимума денег, без которого в большинстве стран просто не впускают, - это, как правило, 50 долл./сутки, учитывая минимум лиц, покидающих Украину с заполнением таможенных деклараций, - из нашей весьма небогатой страны ее гражданами увезено не менее трех миллиардов долларов. Это официально. Не считая оплаты там за их гостиницы, их транспорт, их товары… Сколько рабочих мест создали за границей наши «челноки»? Тех мест, которые сами для себя потеряли здесь. Но не по своей вине. Из-за того, что нет в Украине индустрии туризма, отдыха, спорта. Госпрограмма развития туризма в Украине наконец-то принята, поставлена в длиннющую очередь приоритетных и выполняется. Так же, как и все прочие приоритетные программы…

Впрочем, переименование мешочников и торбешников в шоп-туристов - от лукавого. Шоп-туры имеют такое же отношение к туризму, как венецианские каналы к прохудившейся канализации. Кто же наносит больший ущерб престижу Украины за рубежом: отечественные проститутки и мешочники, «новые украинцы», условия приема иностранных туристов здесь?

Что имеем?

Наш собеседник - начальник управления экономического анализа и прогнозирования Государственного комитета Украины по туризму Михаил Брацков.

- Итак, сколько в Украине сегодня туристических фирм?

- Госкомитет Украины по туризму выдал лицензии 2745 туристическим фирмам. Кроме того, практически у любой коммерческой структуры туризм, на всякий случай, записан в уставных документах, значит, если налогообложение перестанет делать любую законную деятельность невыгодной, число турфирм возрастет до величины, диктуемой потребностями рынка.

Следует отметить, что из общего числа турфирм, на сегодня работающих в Украине, лишь 4% государственных, 26% - частных и 70% - с коллективной собственностью.

- Чем же в таких условиях руководит Госкомтуризм?

- При переходе к рынку за нашим комитетом должно оставаться только функциональное управление отраслью - создание правовой и нормативной базы туризма, методическая работа, лицензирование. Надо отметить, что нормативная база, наработанная еще во времена «Интуриста», - без преувеличения, на мировом уровне. Если бы все турфирмы ею пользовались, как положено…

- Сколько туристических фирм в Киеве?

- 650.

- В эту цифру входят многочисленные «саши», «васи», «алены», предлагающие организацию любых туров и круизов, но обходящиеся без собственного юридического лица?

- Как и в любом бизнесе, в туризме есть аферисты, попадаются фирмы-фантомы, как правило, не имеющие лицензии и пышно рекомендующиеся как международные и т. д. Но рынок быстро расставляет все на свои места. Впрочем, при нынешней системе налогообложения тяжелее всего приходится крупным, добросовестным фирмам, вся деятельность которых на виду, - непродуманные налоги, особенно НДС, практически разоряют. Особенно когда они начисляются заранее и за услуги, оказываемые туристам вне Украины и уже обложенные там, но это - отдельная тема.

С другой стороны, немало посредников на посредниках, но есть и представители совместных предприятий, которые здесь берут у клиентов минимальную оплату - только за выезд до основного, зарубежного офиса. Там платится основная сумма за тур: выгодно клиенту - дешевле, чем в Украине, выгодно фирме - больше клиентов.

- Кажется, мы в основном говорим о «выездном» туризме. А сколько украинских туристов побывало за рубежом в прошлом году?

- 3,2 миллиона человек.

- А сколько иностранных туристов приезжали в Украину?

- В прошлом году - 2,48 миллиона человек. Баланс не в нашу пользу, однако динамика иностранного туризма способна внушить некоторый оптимизм: в 1992-м наша страна приняла лишь 120 тысяч туристов, в 1995-м - 1,87 миллиона. Правда, по данным таможенной службы, в первом полугодии нынешнего года снова наметился некоторый спад иностранного туризма…

- Что же, по-вашему, привлекает иностранцев в Украине сегодня? Ведь по уровню комфорта и сервиса наша страна не дотягивает даже до минимальных зарубежных стандартов, зато цены на большинство услуг и товаров «зашкаливают». Экстремальный туризм (например, возможность прожить недельку «в шкуре» украинского гражданина, с его зарплатой или, что еще чаще, без таковой, дал бы фору путешествиям по водопадам и джунглям, но тоже недоразвит. Ностальгию давних репатриантов нельзя эксплуатировать бесконечно…

- Действительно, лишь 40 процентов иностранцев приезжают в нашу страну отдыхать, столько же, по нашим оценкам, интересуются так называемым служебным, деловым, бизнес-туризмом, 7-8% - спортивным, стольких же привлекли наши уникальные лечебные факторы. Остальных мы относим к так называемому специализированному туризму.

Туризм - архивыгодная отрасль, однако, чтобы к нам стали приезжать, надо обеспечить уровень сервиса и цен, ассортимент услуг не хуже, чем в сопредельных странах. Но огромных средств на доведение нашего туристского хозяйства до ума в обозримом будущем не предвидится. Значит, одна надежда - на нестандартные виды туризма: охотничий, паровозные ретро-туры, способные привлечь состоятельных людей и создать имидж Украине.

Вперед...

на паровозе

Червоное, Кодня, Вапнярка, Брошнев, Выгода, Христиновка, Гайворон, Бершадь, Камыш-Заря, Щорс… Все ли граждане Украины знают эти населенные пункты отечества и способны найти их на карте? Поверит ли кто, что в эти и подобные городки, пгт, села из года в год с удовольствием ездят туристы из Великобритании, Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции, Японии, США, Австралии? И не за «живым товаром», не в подпольные, неизвестные не то что Госкомтуризму, но и СБУ, пятизвездочные отели. Чудес и загадок нет - это уже седьмой год стабильно работает киевская турфирма «Джерело».

Найти хороший источник - искусство. «Джерело» его нашло благодаря интеллигентности ее основателей-руководителей. Собственная интуиция и анализ мирового туррынка подсказал: перспективным, красивым, интеллигентным и привлекательным будет паровозный ретро-туризм.

Основатели «Джерела» додумались до этого больше теоретически - среди них железнодорожников нет. Как и ретро-туризма в Украине. Великолепная коллекция военных и гражданских самолетов, нередко уникальных, находившаяся на учебных аэродромах Киевского института ВВС и на соседнем - Международного университета гражданской авиации, вместо того, чтобы стать ядром экспозиции национального авиационного музея, причем с летающими ретро-самолетами, бесталанно распилена на металлолом. Пароходы либо утоплены, либо вытащены на берег под хознужды. Гиганты же Укрречфлота, с трудом проползающие под мостами Днепра, даже после переделки для повышения комфортности, иностранцев привлекают нечасто и наверняка один раз: на маршруте от Киева до Херсона, Одессы особо удивить нечем, соотечественников, при цене круиза, - тем более. А путешествовать на мелкосидящих пароходах, способных довезти желающих на охоту или рыбалку на Верхний Днепр, Десну, показать достопримечательности Любеча или Чернигова, Путивля нет возможности. Тут стратегический просчет налицо.

Обещания исчезнувшего президента фирмы «Меркурий» построить туристический ретропарусник «Киев» испарились вместе с ним. А «Джерело» осталось и работает. В первый год его сотрудники провели единственный ретро-тур, на другой год - вдвое больше, теперь число своих туров довели до 24 в год. В отличие от речников, моряков и авиаторов, безразличных к сохранению собственной истории, железнодорожники - от машинистов-пенсионеров до руководителей отрасли, поддержали не на словах, а на деле.

Жемчужина ретро-поезда - конечно, паровоз, причем, действующий. Трудно было разыскать по базам хранения, кладбищам паровозов, котельням, разгромленным и заброшенным детским железным дорогам редкие локомотивы, реставрировать их до абсолютно рабочего состояния. Но раз уже четверть века нет в Украине паровозного движения, нет и всего того, что когда-то составляло сложное паровозное хозяйство: водокачек, промывочных, угольных, бункеров и т.д. и т.п. А сами паровозы мало приспособлены для оборудования системами связи, сигнализации, автоматизации, без которых нынешний локомотив в рейс не выходит.

С вагонами было все-таки проще: удалось найти списанные по срокам эксплуатации еще десятки лет назад и восстановить в первозданном виде - со сверкающей бронзой и роскошной оббивкой диванов. При большом наплыве интуристов «Джерелу» удается взять в аренду служебные салон-вагоны, которых хотя бы по одному на каждом отделении. Среди них есть исторические реликвии - вагоны Скоропадского, Ворошилова, Щербицкого. Не просто штаб на колесах, причем комфортабельный, но и музей на колесах. Всегда найдутся состоятельные люди, готовые немало заплатить за поездку в нем…

Труднее составить график движения ретро-поезда. Во-первых, он не должен мешать регулярным грузовым, пассажирским и пригородным поездам. Во-вторых, маршрут должен проходить по интересным, каждый тур - по новым местам. В-третьих, непременное условие ретро-тура - движение на «паровозной тяге», причем с обязательными остановками для экскурсий и фотографирования «туземных» красот на фоне ретро-паровоза. Но все это «сошлось» - и «Джерело» с каждым годом «набирает обороты».

Невозможно перечислить имена и должности руководителей и сотрудников пассажирского, вагонного, локомотивного, движенческого управлений Юго-Западной дороги, Киевского, Коростенского, Жмеринского, Конотопского отделений, депо, предприятий, главков «Укрзалізниці». Людей, которым хочется видеть то, что они любят и знают с детства - локомотивы, вагоны, - не на свалке или на пьедестале, а в работе. Причем такой, что сохранила немало рабочих мест на предприятиях отрасли, когда сокращение висит над всеми, как дамоклов меч.

«Джерело» дает «Укрзалізниці» немного заработать. Суммы не очень значительны при ее гигантских масштабах. Однако в сотнях СМИ по всему миру регулярно, после каждого тура появляются фотографии и статьи об Украине, увиденной не только из отеля «Днепр» или ялтинской «Ореанды». Бизнесмены, профессора, ученые, политики, деятели искусств, знатоки и любители истории транспорта, составляющие большинство клиентов ретро-туров, признают, что только в них по-настоящему открыли для себя Украину.

Парадокс, но в соседней России даже ведущим фирмам удается провести максимум два-три ретро-тура в год. А киевское «Джерело» работает стабильно, при ценах на тур в 2,5-3 раза ниже, чем на аналогичные туры в сопредельных странах. Секрет прост:

Руководить - значит предвидеть,

- считает директор «Джерела» Валентин Пашкевич.

- Как «Джерелу» удается стабильно работать в нестабильной ситуации?

- Важно не переоценить потенциал рынка. Увы, рынок паровозного ретро-туризма достаточно узок - собственно любителей железнодорожной истории не так уж много. К тому же паровозные ретро-туры есть во многих европейских странах. Истинные любители нередко предпочитают не столь комфортные, скажем путешествие по регулярно работающей линии в Индии. К тому же любители паровозов - патриоты.

«Джерело» не страдает гигантоманией, аппарат фирмы минимален. Полное взаимодействие с железнодорожниками: мы им даем некоторый заработок, рабочие места, рекламу среди граждан развитых стран мира, при этом затраты самих железнодорожников - минимальны.

К тому же, кроме магистральных железнодорожных путей, в Украине тысячи и тысячи километров узкоколейных дорог - лесных, сахарных, торфяных, проходящих по неописуемо красивым, почти не посещаемым никакими туристами «глубинкам». По числу вариантов маршрутов ретро-поездов по Украине может поспорить только Россия. Но громадность просторов там, пожалуй, идет во вред.

- А что, если все любители паровозной старины объездят все предлагаемые маршруты?

- Уже несколько лет просто паровозные туры - не самоцель «Джерела». Теперь мы уже можем судить, насколько интересны для истинных ценителей оперные туры - в нашем ретро-поезде-люкс по лучшим оперным театрам Украины и сопредельных стран - лучшие спектакли, встречи с артистами, дирижерами, режиссерами. В активе «Джерела» много козырей: это и спецтуры для любителей военной истории и фольклорно-этнографические туры. И поездки на охоту и рыбалку с передвижением и проживанием в наших комфортабельных вагонах. Это и тур по отечественным горнолыжным курортам: каждое утро на новом - и катание, и возможность привлечения инвестиций в развитие отечественного туризма.

Идей у «Джерела» хватает еще с начала 90-х, когда все «объелись» экскурсиями типа «…киевский университет красный, потому что революционный» (!!!). Мы тогда еще одними из первых стали практиковать оригинальные авторские экскурсии. Чтобы выжить и развиваться, рецепт один: думать и делать, причем как можно лучше.

- Почему ваша фирма больше известна за рубежом, чем дома?

- Большинству соотечественников наши поездки еще не по карману. Тем же, кому хватает денег, нередко не хватает еще культуры, вот и едут туда, где, благодаря рекламе, считается престижно. Впрочем, отсутствие информации о нас на внутреннем рынке - дело поправимое.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме