Днепр сегодня: только стонет, но уже не ревет

Поделиться
О целесообразности разработки проекта спуска водохранилищ и возврате экосистемы главной водной артерии Украины в природное состояние

Проблема, о которой идет речь в этой статье, очень важна не только для нас, но и для грядущих поколений, ведь функционирование экосистемы р. Днепр в значительной степени обусловливает состояние окружающей среды и условия жизнедеятельности на территории Украины от северных до южных ее границ.

Детальные описания Днепра, включительно с порогами, в конце первого тысячелетия н.э. находим в произведениях византийского императора Константи­на Багрянородного. А чуть позже (1630-1648 гг.) французский военный инженер Г.Л. де Боплан, находясь на службе у польского короля и возглавляя строительство фортификационных сооружений на юге Украины, в своем произведении «Описание Украи­ны» особое внимание уделил днепровским порогам. Так, в частности, исследуя приток Днепра р.Самару, он отмечал такое явление: во время нереста рыбы опущенное в воду копье сохраняло вертикальное положение - настолько плотные шли косяки рыбы. И даже до 30-х годов прошлого века Днепр удовлетворял спрос населения на рыбу - от бычка до сельди и осет­ра. Величие днепровских порогов (водопады, живописные силуэты и грозный рокот воды) зачаровывали путешественников. Скифы и аланы обожествляли пороги и поклонялись этому чуду природы. Потому что было за что: на отрезке длиной почти 70 км река создала девять живописных порогов и свыше 30 заборов. (По Д.Яворницкому: «По­роги - это гряда камней, перегораживающая реку с одного берега до другого, а заборы - гряда камней, занимающая только часть реки, давая свободный проход с одной какой-то стороны реки».) Вместе с тем они представляли серьезную преграду на водном пути, преодолеть которую без помощи опытных лоцманов было почти невозможно.

К ХІХ в. экосистема Днепра рассматривалась преимущественно с позиции ее наземно-водной продуктивности и транспортных возможностей. В связи с бурным развитием экономики юга России транспортная составляющая приобретала все большее значение, поскольку дешевой и разветвленной сети дорог не было. Поэтому в царской России все вопросы, связанные с такой важной транспортной артерией, как река Днепр, решались в министерстве путей сообщения. И гидрография, и климат, и лесистость, и количество атмосферных осадков, и сроки ледостава, и качество воды, и даже проблемы сохранения окружающей среды, охрана лесов и болот на всей водосборной площади Днепра представляли важный предмет для исследований и сферу управления именно этого министерства. В сущности, это была хорошо скоординированная система комплексного мониторинга всего бассейна р. Днепр, на основании которой все решения принимало одно министерство, чего у нас нет до сих пор. Все это хорошо освещено в двух капитальных работах инженера путей сообщения Н.Максимовича. Следует подчеркнуть, что ни один проект улучшения судоходства не предусматривал затопления порогов, а базировался только на расширении узких проходов, строительстве обходных каналов или шлюзовании.

Во времена советской власти радикально изменилось отношение к природе, а именно: природа - не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин. Это дало толчок огромным преобразованиям в окружающей среде, в частности и в экосистеме р. Днепр. В 1927 г. было принято решение о строительстве Днепровской ГЭС, для чего на участке от г. Запо­ро­жья до г. Днепродзержинска соз­давалось Днепровское водохранилище общей площадью 30 тыс. га и высотой подъема воды на плотине 37 м. Главные мотивы указанного строительства были таковы: проход без перегрузки суден, получение дешевой электроэнергии и возможность существенным образом увеличить площадь оросительных земель.

1. Существование каскада водохранилищ на р. Днепр приводит к значительным экономическим затратам на поддержание их функционирования, которые с каждым годом возрастают. Увеличиваются также негативные последствия от влияния водохранилищ на прибрежно-вод­ные экосистемы.

2. Днепровские водохранилища стали причиной ряда описанных выше негативных явлений, таких как подтопление земель, деградация малых рек, абразия берегов, затопление уникальных природных объектов - днепровских порогов, ухудшение качества воды, катастрофическое развитие сине-зеленых водорослей и т.п.

3. Предварительные расчеты свидетельствуют, что ликвидация дамб приведет к устойчивому функционированию речной экосистемы, что даст возможность обеспечить население чис­той водой, получить дополнительные площади земель для сельскохозяйственного использования, повысить эффективность рыбного хозяйства, восстановить пойменные экосистемы и пр. Экономический анализ свидетельствует, что убытки от использования водохранилищ значительно превышают прибыль.

4. Предварительный прогноз изменений от демонтажа Каховс­кого водохранилища свидетельст­вует, что положительные последствия преобладают над негативными по крайней мере в пять раз.

5. Мировой опыт свидетельствует: общее направление решения бассейновых экологических проблем состоит в прекращении строительства и демонтаже водохранилищ. В США на протяжении последнего десятилетия демонтировано 350 дамб.

6. Управление использованием и восстановлением ресурсов экосистемы р. Днепр должно строиться по бассейновому принципу. Надо более эффективно использовать функции бассейнового совета р. Днепр и наделить его полномочиями по разработке предложений относительно развития главной водной артерии страны и эксплуатации ее ресурсов.

Чем скорее поймем необходимость возврата экосистемы р. Днепр в природное состояние, тем надежнее обеспечим для нынешних и грядущих поколений создание условий для устойчивого развития.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме