Оставаясь многообещающей территорией на карте Европы, наша страна долгое время жила потенциалом прошлого. Украина до сих пор не достигла даже 70% от уровня собственного ВВП последнего советского 1990 года. За это же время мировая экономика номинально выросла почти втрое. Неудивительно, что из-за слабости нашей экономики и просчетов государственного управления в полной мере проявилось влияние мирового экономического кризиса. Украина только за один год потеряла 15% национального производства. Быстро и эффективно двигаться вперед мы сможем, лишь объединив усилия вокруг амбициозных целей - за ближайшие пять-семь лет мы должны коренным образом преобразить свою страну.
Государство как главный стратег модернизации
Во всех странах, достигших значительных результатов в своем развитии за сравнительно небольшие промежутки времени, нельзя не отметить определяющую роль государства в долгосрочном стратегическом планировании. Мировой экономический кризис в очередной раз ясно показал, что бизнес - прекрасный тактик, но плохой стратег. Рынок не может планировать развитие страны. Да и вообще, это не является его задачей. И в этот раз именно государства взяли на себя роль антикризисных менеджеров. Украина, оставив позади нестабильность и постоянные конфликты во власти, сегодня имеет все возможности встать на путь устойчивого экономического роста.
Юбилейный 20-й год независимости Украины определен президентом как период коренных изменений и модернизации. В ежегодном послании к Верховной Раде президент Виктор Янукович подчеркнул, что именно
«2011 год должен стать периодом построения новой нормативно-правовой базы защиты прав инвесторов, внедрения современных механизмов промышленной политики и предоставления государственной поддержки высокотехнологичным предприятиям и секторам экономики. В то же время в Украине остается значительный нереализованный потенциал внутреннего инвестирования. Для того чтобы мобилизовать эти ресурсы, в первую очередь необходимо заинтересовать гражданина инвестировать в будущее. Мы должны возродить спрос на науку как основу эффективности национальной экономики». Подпишусь под каждым словом президента. Более того, убежден, вне парламентской трибуны и телеэкранов, вне популистских шоу, то же сделает и украинская оппозиция.
Безусловно, полное понимание заявленных президентом процессов есть и у Кабинета министров Украины. Премьер-министр Николай Азаров определяет модернизацию экономики тем приоритетом, который постоянно будет находиться в центре внимания правительства. По убеждению премьер-министра, технологическая отсталость нашей промышленности - это приговор для страны. Действительно, степень износа основных фондов в Украине превысила 60-процентную отметку (на транспорте - более 80%). Сейчас ежегодно обновляется только около 5% основных фондов.
Впервые за годы независимости мы смогли реально перейти от ручного управления страной к нормальному среднесрочному и долгосрочному планированию, без которого не бывает значимых достижений.
Впервые власть имеет четкий план действий - Программу экономических реформ президента Украины на 2010-2014 годы. Кабинет министров заканчивает работу над Программой социально-экономического развития страны на 2012 год. Этот документ в первую очередь определяет цели и задачи власти в следующем году. Он также содержит конкретные показатели, по которым общество сможет оценить качество ее работы в той или иной сфере. И лишь на основе четкого понимания целей и задач будет формироваться государственный бюджет. Отныне схема должна быть только такой: цели - задачи - механизмы - ожидаемые результаты - ресурсы (финансирование).
Такую же программу мы начали готовить на 2013-2015 годы.
Приоритеты украинской модернизации
В рамках провозглашенного президентом и правительством курса на модернизацию Украины главный приоритет - модернизация экономики. Убежден, сегодня это единственный шанс обеспечить полноценное развитие нашей страны.
Из технологически отсталых Сингапура, Тайваня, Южной Кореи переориентация на инновации создала «азиатских тигров» - мощнейшие экономики, успешные общества.
Да, не мы первые заявили о необходимости модернизационного развития. Многие страны уже прошли этот путь с разной степенью эффективности. Здесь нет ничего удивительного - такие требования выдвигают последние тенденции развития мировой экономики. Хочешь выжить - меняйся. Но что означает модернизация по-украински? О каких первоочередных шагах и приоритетах сегодня идет речь?
Инвестиции - ключ к модернизации
В первую очередь, Украине необходимо занять свое место в глобальной экономике, используя те конкурентные преимущества, которые у нее есть, провести правильное позиционирование и создать благоприятные условия для инвестора. Наша страна до сих пор так и не вышла из инвестиционного кризиса, который начался с развалом СССР. Отсутствие инвестиционных ресурсов привело к крайне медленному внедрению новейших технологий. Как следствие, усилился дрейф Украины к неэффективной сырьевой модели экономики. Поэтому приоритет номер один - радикально улучшить инвестиционный климат. Бесперебойный приток иностранных инвестиций в украинскую экономику - ключ к ее модернизации.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это не только и даже не столько финансовый ресурс (хотя и он безусловно важен для развития), но и новые технологии, оборудование, ноу-хау, маркетинговые стратегии и т.д. На смену коротким спекулятивным вложениям в украинскую экономику должны прийти длинные инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, инфраструктуру. Крайне важно обеспечить наращивание доли высокотехнологичных производств, которые повысят общую конкурентоспособность нашей экономики.
Отмечу, что сегодня все ведущие государства мира ведут жесткую конкуренцию за инвестиционные потоки, перенаправляя их в свои экономики. Да, мировой инвестиционный ресурс огромен, только в 2010 году в мире в форме прямых иностранных инвестиций поступило около 1,1 трлн. долл. Развивающиеся рынки смогли получить около половины этой суммы. А Украина, практически на четверть увеличившая приток ПИИ в 2010 году по сравнению с 2009-м, довольствовалась лишь 5,8 млрд. И это при том, что Юго-Восточная Европа и СНГ получили более 70 млрд. долл. ПИИ (по данным Global and Regional FDI Trends in 2010, UNCTAD). Для того чтобы и мы эффективно включились в этот процесс, инвестирование в Украину должно стать более комфортным, чем у ближайших конкурентов. С этой целью власть и начала кардинальные реформы - дерегуляцию, борьбу с коррупцией, модернизацию инфраструктуры, развитие финансового рынка и многое другое.
Уверен, что в мире найдется немного стран, которые бы за такое короткое время выполнили настолько огромный объем нормативной и законодательной работы по упрощению ведения бизнеса. Всего за год изменены и приняты сотни нормативно-правовых актов.
Значительные шаги сделаны по упрощению разрешительной системы. Важно, что мы ввели декларативный принцип ведения ряда видов предпринимательской деятельности.
Количество различных разрешительных документов уменьшилось почти вдвое: если раньше их было более 200, то сейчас - 134. Например, не нужно получать разрешения на строительство временных сооружений и объектов, не представляющих опасности для жизни людей. А под эту категорию подпадают небольшие офисы, магазины, кафе, рестораны, мастерские. То есть именно то, что относится к малому бизнесу.
Значительно упрощены и ускорены разрешительные процедуры в строительстве. Если раньше этот процесс мог растянуться на год-полтора, то сейчас он должен занимать максимум два месяца. Количество разрешительных процедур и согласований уменьшилось почти в четыре раза - с 93 до 23.
Мы отменили лицензирование 90% видов работ (2046 из 2268) и 30% видов деятельности (23 из 78). Кроме того, большинство лицензий стали бессрочными, и для их получения теперь нужно собирать меньшее количество документов. Эксперты подсчитали, что все эти меры экономят предпринимателю 23 дня в году, которые раньше он должен был тратить на сбор разнообразных разрешений и справок.
Кроме того, теперь чиновник будет лично отвечать за создание новых административных барьеров для бизнеса. Уже принят закон, существенно усиливающий ответственность госслужащих. Например, если чиновник затягивает с выдачей лицензии, необоснованно отказывается ее выдавать, подписывает регуляторный акт, который не прошел обсуждение с общественностью, и т.д., ему на первый раз грозит штраф до 850 грн., а на второй - увольнение.
Процесс дерегуляции развернулся и в регионах. В начале этого года был принят закон об ускоренном пересмотре регуляторных актов, принятых органами местного самоуправления. Уже сейчас мы видим, что многие документы, принятые на местах, нужно отменять.
Тяжело, но уверенно идет реформа системы административных услуг. Мы значительно сократили количество платных услуг - предприятия и граждане больше не должны платить за десятки ненужных справок. В большинстве случаев этой информацией госорганы должны обмениваться между собой в электронном виде. Реестр государственных и административных сервисов становится основой для создания в Украине системы единого «электронного окна» предоставления государственных услуг.
Твердо убежден, что в основе новых подходов должна лежать новая философия отношений государства и общества. Идеология нашей реформы состоит в том, чтобы свести к минимуму личное общение граждан с чиновником. Необходимо максимально использовать возможности интернет-технологий. В этом случае значительно уменьшаются возможности для коррупции. Уже через два месяца заработает механизм электронной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей, а также соответствующий взаимообмен информацией между всеми участниками госрегистрации. Это один из первых шагов к электронному правительству.
В результате будет создан единый веб-портал предоставления административных услуг, через который граждане и представители малого и среднего бизнеса смогут получать услуги в режиме онлайн. Работа в этом направлении уже ведется.
Мы уже существенно упростили открытие и закрытие бизнеса. Так, учредители юридических лиц теперь сами смогут определять размер уставного фонда. Также они смогут использовать модельные уставы, которые позволят экономить время и деньги на их разработку и нотариальное заверение.
До конца текущего года мы планируем завершить первый и основной этап работы по дерегуляции экономики. Мы не собираемся останавливаться и будем и в дальнейшем настойчиво работать над упрощением условий ведения предпринимательской деятельности в нашей стране.
Кроме создания общих условий для развития бизнеса - политической стабильности, благоприятной законодательной среды, снижения уровня коррупции, необходимо, чтобы государство создало дополнительные стимулы. Одна из главных задач - обеспечить эффективную и прозрачную работу механизма государственно-частного партнерства. Такой подход позволит не только ускорить экономический рост, но и провести в ближайшие годы эффективную модернизацию промышленности Украины.
Точки роста украинской экономики
В феврале этого года утверждена правительственная Программа развития инвестиционно-инновационной деятельности.
В отличие от своих предшественников, которые поддерживали «всех и вся» (а по существу, толком никого), мы определили приоритетные направления. Цель программы - реконструировать и модернизировать экономику Украины, вывести ее на новый технологический уровень.
Программа предусматривает два этапа. На этапе выхода из инвестиционного кризиса (2011-2012 годы) планируется улучшить условия для инвесторов, активно поддерживать отрасли, работающие на внутренний и внешний спрос, накапливать инвестиционные ресурсы. Речь идет об аграрном, военно-промышленном и горно-металлургическом комплексах, машиностроении и легкой промышленности.
Стоит отметить, что в этой программе правительство впервые объединило все возможные ресурсы в одну матрицу. Впервые мы делаем ставку не только и не столько на государственные средства, сколько на частный капитал, для которого создаем дополнительные стимулы. Таким образом, будут созданы так называемые точки роста, которые станут базой для развития сопутствующих отраслей и регионального развития.
Правительство уже собирает информацию об инвестиционных планах компаний на 2013-2015 годы, чтобы обеспечить непрерывность и сбалансированность инвестиционных процессов на основе государственно-частного партнерства.
На втором этапе (2013-2015 годы) мы будем концентрировать ресурсы в тех секторах, которые определяют лицо экономики будущего. Как правило, они требуют значительно больших инвестиций. Это аэрокосмическая отрасль, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и новые материалы, фармацевтика и медицинская техника.
Ставка на интеллект и инновации
Эти понятия действительно должны стать основой современной украинской экономики. На них в итоге должна приходиться львиная доля в каждом производственном цикле, в каждом продукте с маркировкой «made in Ukraine».
Реформы в сфере науки и инноваций правительство планирует осуществлять в два этапа. Основная задача первого этапа - создание институциональных и экономических основ для активизации инновационных процессов. В частности, хочу выделить планы по обновлению научной материально-технической базы университетов, по развитию и оптимизации сети инновационных структур в регионах Украины, бизнес-инкубаторов, научных и технопарков, инновационных кластеров, по созданию малых инновационных предприятий, а также институтов развития.
Государству необходимо поддерживать развитие прикладной науки на базе новых подходов в национальной фундаментальной науке. Интеллект нации - наш самый главный капитал. И мы обязаны работать над его развитием. Необходимо широко привлекать молодое поколение к научной и общественной деятельности, зарождать у молодых людей здоровые амбиции, тягу к значимым достижениям и великим открытиям. В частности, уже 200 тыс. старшеклассников во всех областях вовлечены в работу Малой академии наук - уникальной научно-образовательной сети, воссозданной во времена первого премьерства Виктора Януковича. Президент Украины поставил задачу создать представительства этого замечательного интеллектуального центра в каждом районе страны.
На втором этапе реформирования в сфере науки и инноваций (2013-2015 годы) должно быть обеспечено эффективное внедрение уже созданных продуктов. Предусмотрена четкая система финансовой поддержки инновационной деятельности, механизмов удешевления кредитов и поощрения коммерческих банков к активному кредитованию инновационных проектов. К конкурсам для получения государственной поддержки будут допускаться только самоокупаемые проекты. Это практически гарантирует их успешную реализацию.
Энергоэффективность как национальный интерес
Особо хочу подчеркнуть еще один ключевой приоритет - энергоэффективность экономики. Конечно, в первую очередь мы говорим о модернизации наших промышленных предприятий. Но задачи значительно шире. Мы также ведем активную работу по созданию условий для повышения собственной добычи энергоресурсов - как традиционных нефти, газа и угля, так и альтернативных - сланцевого газа, газа из плотных пород, угольного газа метана и т.д. Значимые результаты такая работа даст уже через несколько лет.
Идет работа по развитию энергетики из возобновляемых источников, совершенствованию законодательной базы, привлечению в этот сектор международных инвесторов. Разрабатываются планы по модернизации всей энергетической инфраструктуры с учетом перспектив развития каждого региона. Нам также нужны альтернативные источники импорта углеводородов - для этого реализуется проект по строительству терминала для приема сжиженного газа. Уже идет работа над созданием производств светодиодных энергосберегающих ламп и энергосберегающего стекла.
Но повышение энергетической эффективности - задача для всего общества. Каждый чиновник, каждый мэр, каждый руководитель на местах, каждый гражданин должен понять, что от ее выполнения зависят долгосрочные перспективы Украины. Мы требуем от руководителей областей, чтобы они максимально активно работали с предприятиями, инвесторами, помогали модернизировать производство, социальную сферу и жилищно-коммунальный комплекс. Это вопрос конкурентоспособности всего государства.
Кадры снова решают все
Хочу выделить еще одну важную составляющую успеха заявленных реформ. Экономическая модернизация невозможна без модернизации кадровой политики. Сейчас как никогда остро ощущается потребность в высококвалифицированных государственных менеджерах, способных качественно и в срок выполнять поставленные президентом задачи. Поэтому жесткая кадровая политика призвана покончить с торможением реформ на всех уровнях.
Нам нужны лучшие из лучших - молодые, прогрессивные, амбициозные, владеющие иностранными языками. Именно таким предстоит создавать эффективную экономику Украины. Нам нужны настоящие патриоты, которые придут с горячим желанием построить успешную страну. Министерство экономического развития и торговли в ближайшее время проведет конкурс для обновления штата. Мы обратились за поддержкой к ведущим экономическим вузам страны и готовы взять на работу лучших выпускников-экономистов.
Социальный диалог - залог успеха модернизации
И последнее. В отличие от ряда других государств, нам предстоит кардинально перестроить все сферы нашей жизни. Делать это нужно быстро, качественно и двигаться гораздо быстрее остальных.
Помнится, когда-то был популярным лозунг «Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны». Мы же хотим заявить, что успешная Украина - это социальный диалог плюс модернизация всей страны.
Ведь доверие - это и политическая, и экономическая категория, а не только морально-философская. Доверие граждан - это тоже своего рода интеллектуальный капитал, без которого невозможно модернизировать страну. Без диалога невозможно достичь понимания и поддержки действий власти. Признаю, что на этом пути у власти далеко не все было гладко. От себя могу заверить, что Кабмин взял реальный курс на открытый диалог с обществом.
Что касается нашего Министерства экономического развития и торговли - мы станем настоящим министерством открытых дверей. Наша цель - создать эффективную коммуникационную площадку для обмена экспертными мнениями в сфере принятия стратегических решений.
Объединив усилия государства и общества, мы сможем добиться значительных результатов. Все мы, и граждане, и власть, хотим видеть Украину успешной и процветающей страной. Уверен, вместе нам под силу решить эту непростую задачу.