К нам едет Путин. Под прикрытием Валентины Терешковой. Но посещение космической выставки в «Мистецькому Арсеналі» и совместное празднование с украинскими коллегами Дня космонавтики - не главная цель его визита. Основная задача российского премьера - взять в плен Виктора Януковича и склонить к союзу. Таможенному.
Зачем Украина Москве?
«Уже в этом году мы стремимся путем компромисса устранить разногласия в позициях и выйти на окончательное подписание Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли», - заявил в четверг президент Янукович, выступая с ежегодным посланием с трибуны парламента.
«МИД Украины работает над тем, чтобы донести до всех наших зарубежных партнеров содержание ежегодного послания президента Виктора Януковича к Верховной Раде. Рассчитываем, что наши партнеры, особенно в ЕС, самым внимательным образом отнесутся к четко очерченным президентом Украины приоритетам. И это поставит точку в абсолютно необоснованной развернувшейся в последние дни дискуссии о якобы возможном отклонении Украины от евроинтеграционного курса», - сообщил в комментарии «Интерфаксу-Украина» директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин.
Неофициально наши собеседники из высоких кабинетов в разных органах власти также убеждают: Украина таки подпишет соглашение с ЕС, а Таможенный союз останется партнером. Но признают: времена становятся все более сложными, а россияне все более жесткими. В декабре выборы в Думу, а значит, Москве пора определяться, кто в России будет самым главным. Украина превращается в одно из главных полей боевых действий в сражении между Путиным и Медведевым. Избежать этого мы никак не сможем. Более того, в России как в партнере мы, в самом деле, нуждаемся объективно. Поэтому взамен членства Украины в ТС ей нужно обязательно что-то предложить, например, какое-то «особое», «приоритетное» или, пускай, даже «стратегическое» (жалко что ли?) сотрудничество с Таможенным союзом.
Оптимальным для Украины, говорят наши собеседники, как эксперты, так и представители власти, могло бы стать одно соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Таможенным союзом вместо трех ныне действующих двусторонних документов о ЗСТ с Россией, Беларусью и Казахстаном. Согласится ли на это Россия - большой вопрос.
Поэтому в недрах некоторых украинских институций был придуман еще один вариант - формула «3+1», о которой упомянул в послании президент. Что это за «пакетное соглашение», все пока теряются в догадках. Насколько глубоко проработана предложенная формула - тоже вопрос. Наши источники из администрации президента, знакомые с сутью нового формата, поясняют, что он мог бы включать в себя, в частности, секторальные соглашения о свободной торговле, создание «свободных экспортных зон», реализацию совместных программ развития инфраструктуры и транзитных коридоров, унификацию тарифов и правил транспортных перевозок, совместную модернизацию системы госстандартов по европейским образцам, разработку и внедрение механизмов повышения эффективности сотрудничества таможенных и налоговых органов, создание общего рынка образовательных услуг и многое другое.
Более подробное описание формата «3+1», по всей видимости, будет презентовано лично Владимиру Путину.
О том, насколько заманчивые предложения привезет с собой российский премьер, какие методы психополитического давления на украинское руководство применит, не исключено, мы никогда не узнаем. Сегодня можно только догадываться, по каким больным мозолям украинского президента планирует потоптаться и на каких тонких струнах Януковича намерен сыграть Путин: это стремительно растущее социальное недовольство, несговорчивость МВФ, безудержная коррупция команды ошибки молодости или всепоглощающая жажда личной власти.
Насколько подготовлен к этой встрече Янукович? Насколько хорошо осознает все риски и понимает все последствия возможного решения сменить европейскую интеграцию на евразийскую?
Готов ли он к ошеломительному внешнеполитическому поражению и радикальному изменению отношения к себе со стороны мировых лидеров, с которыми было так приятно и престижно встречаться? Вряд ли они захотят в будущем видеть непредсказуемого и непоследовательного политика, не способного держать слово ни перед избирателями, ни перед зарубежными партнерами. Готов ли он ограничить основной круг международного общения Путиным (Медведевым), Назарбаевым и Лукашенко?
Помнит ли Янукович, что жертвы, принесенные им в Харькове в угоду российским коллегам, так и не были оценены ими по достоинству? Знает ли он поговорку «дашь палец - всю руку откусит», чувствует ли, что россияне претендуют уже на весь организм?
Осознает ли президент, что едва начавшая срастаться страна в одночасье может вновь расколоться на два непримиримых лагеря? И вместо несостоявшегося ПіСУАРа (Південно-Східна Українська Автономна Республіка) мы вполне можем получить ЦЕНЗУРу (Центрально-Західна Українська Республика).
Понимает ли он, что украинцам так долго твердили о евроинтеграции, так гордо заявляли о финишной прямой к ассоциации с Евросоюзом, что они, наконец, поверили в европейскую мечту? А в условиях, когда нечем платить за квартиру и уже почти нечем кормить детей, отказ от мечты может стать детонатором грандиозного взрыва. И тогда принесенная жертва окажется абсолютно напрасной. Поскольку то, ради чего она приносилась - власть, - просто вывалится из рук и будет поднята кем-то другим.
В окружении президента, включая ближайшее, есть люди, способные осознать и донести до президента все эти риски. Потому что они тоже рискуют потерять свою частичку власти в этой стране, свои потоки и возможность поучаствовать в «распиле» - как в случае потери суверенитета страны, так и народного бунта.
Но какое решение в конце концов примет В.Янукович (для которого нынче главный враг - отнюдь не Тимошенко, а социалка, и главная цель - сохранить власть), зависит от того, какая власть нужна ему сегодня - реальная, или он согласен и на бутафорскую. И от того, насколько важно для него, кем он способен запомниться потомкам - державником и реформатором или мелким вассалом, лишившим страну независимости.