Нужно найти такой способ изложения истории науки, который показал бы процесс мышления, приведший к открытию.
Альберт Эйнштейн
В последние десятилетия наша цивилизация вступила в постиндустриальную эру. С одной стороны, связи науки и техники с повседневной жизнедеятельностью человека стали неразрывными, а с другой — стала видна обратная сторона непрекращающейся гонки научно-технического прогресса. Она разрывает естественные отношения человека и природы, рушит традиционные ценности и отрицательно воздействует на окружающую среду. Общество все в большей мере осознает, что изучение истории науки и техники во всей полноте их достижений и противоречий становится необходимым элементом образования современного специалиста. Именно эта научная специальность способна выявить закономерности процесса познания и осуществить прогноз его дальнейшего развития на благо человечества.
Состояние и перспективы научных исследований и преподавания в области истории науки и техники в научных учреждениях и вузах региона — такова тема заседания совета Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины. Оно состоялось на базе Национального технического университета «Харьковский политехнический институт», поскольку именно в этом университете в 2004 году открыта первая в Украине кафедра истории науки и техники, а также действует специализированный совет по защите диссертаций по этой дисциплине.
По заветам Вернадского
— Жизнь человечества радикально изменяется тогда, когда в науке делаются открытия, а в технике появляются новшества, вызывающие революционные всплески, — так начал свой доклад на заседании ученого совета Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии Украины, ректор Национального технического университета «ХПИ» Леонид Товажнянский.
Леонид Товажнянский |
Выход из этого положения заключается в интеграции знаний, но уже на новом этапе — постнеклассической науки, которая должна преодолеть исчерпавший себя потенциал дисциплинарной культуры научного и учебного знания. Преобладающей становится идея синтеза научных знаний — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего идеи системного и эволюционного подходов.
— Объектами науки становятся «человекоразмерные» комплексы, например глобально-экологические или биотехнологические, неотъемлемым компонентом которых является человек, — подчеркивает Леонид Леонидович. — В результате изучения таких сложно организованных систем складывается новая картина мира. Именно это обстоятельство вынуждает нас обратиться к истории науки и техники как одному из важных аспектов интегрального знания и приводит к необходимости ее изучения в системе университетского образования.
История науки и техники — это сравнительно молодая наука, истоки которой находятся в конце позапрошлого столетия. Постепенно благодаря усилиям ученых разных стран она была превращена в самостоятельную, подлинно интернациональную и институционально оформленную дисциплину и стала объектом исследования и преподавания в университетах и научных центрах многих стран мира. На ХХ Международном конгрессе историков науки в 1997 году в Бельгии Украина стала полноправным членом Международного союза историков науки.
Профессор Леонид Бесов читает лекцию |
В нашей стране система исследований в области истории науки и техники начала динамично развиваться в последние 10—15 лет под влиянием деятельности Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.Доброва НАНУ. Здесь сформировались две научные школы: историков науки и техники и науковедов. Центр существенно влияет на характер и содержание научных исследований в высшей школе и научных учреждениях, на методологию преподавания истории науки и техники в высших учебных заведениях страны.
Возрос интерес к исследованиям в этой области и в украинском обществе. Свидетельство тому — научные журналы и сборники статей, где публикуются результаты исследований. Среди них — «Наука и науковедение», «Проблемы науки», «Вестник Днепропетровского университета» (серия «История и философия науки и техники»), «Механика и машиностроение» и другие. За 1979—2009 гг. в вузах и научных учреждениях Украины защищено более десяти докторских и сто тридцать кандидатских диссертаций по этой тематике.
Только в Харькове за последние годы написано и издано более десятка книг, которые вошли в сокровищницу библиотеки по истории науки и техники Украины. Так, в Радиоастрономическом институте НАН Украины издан труд «Академик С.Я.Брауде в воспоминаниях современников». Большой популярностью пользуется книга В.Когана «Его называли КД» о научно-педагогической работе директора Харьковского физико-технического института К.Синельникова и монография «Л.В.Шубников. Избранные труды. Воспоминания» под редакцией директора Физико-технического института низких температур НАНУ Б.Веркина. С интересом встречен выход в свет книг издательства НТУ «ХПИ» «Академик В.И.Атрощенко», «Михаил Федорович Семко», «Александр Михайлович Ляпунов».
Библиографической редкостью стали такие труды, как «Лаборатория №1. Ядерная физика в Украине» и «Дело УФТИ. 1935—1938», написанные историком науки, физиком Ю.Ранюком. Совсем недавно вышла с интересом встреченная научной общественностью книга В.Когана, В.Толока и В.Власова «Физика и Харьков».
Идеи В.Вернадского развивал на практике первый директор Харьковского практического технологического института В.Кирпичев. Он рекомендовал преподавателям и студентам обращаться к истории творчества деятелей науки и техники, поскольку даже самые революционные научные открытия и технологии никогда не возникают на пустом месте, а изучение прошлого не только не отрицает научного новаторства, но, напротив, позволяет по-настоящему его оценить. Идеи В.Вернадского и практическая деятельность В.Кирпичева являются основополагающими в формировании учебных программ преподавания естественных и технических наук, определении тематики и направлений исследований в Национальном техническом университете «ХПИ».
Инженер XXI века — самая гуманная специальность
— Леонид Леонидович, на каких факультетах НТУ «ХПИ» ведется преподавание истории науки и техники? — спрашиваю ректора НТУ «ХПИ» Л.Товажнянского.
— Эта профессионально ориентированная учебная дисциплина, которая включает историю естественных и технических наук, читается студентам третьих курсов всех специальностей. Всего 72 часа, включая лекции, семинары, круглые столы и самостоятельную работу. Из дисциплин социально-гуманитарного блока она единственная пронизывает все учебные курсы, которые преподаются в университете, и способствует формированию научно-технического мышления и мировоззрения молодого специалиста.
Методологически работа кафедры базируется на развитии фундаментальных положений работы ученых нашего вуза
С. Богомолова и Л. Даниленко — «Инженер XXI столетия — самая гуманная специальность на Земле». Главной целью инженерной деятельности нашего времени становится создание гармоничной среды обитания, отвечающей потребностям общества и личности. А если конкретно — повышение эффективности труда человека, умножение и расширение его возможностей, освобождение от работы в условиях, опасных для здоровья. Развитие социально и экономически востребованных, конкурентоспособных технологий, технических объектов и систем во многом зависит от творческой активности специалистов, их готовности к научной и инновационной деятельности на новом витке развития общества.
Кроме общеуниверситетского курса истории науки и техники, исторический аспект сопровождает специальные учебные программы, где обязательно отводится место истории развития отдельных отраслей, кафедр университета, факультетов, специальностей, деятельности выдающихся личностей.
— За свою многолетнюю историю наука накопила массу идей, открытий, заблуждений, достижений, фактов и имен. По какому принципу отбирается материал для лекций и семинаров?
— История науки и техники занимается не просто реконструкцией прошлого научного знания, но и исследованием процесса развития науки для выявления тех глубинных тенденций и закономерных связей, которые определяют содержание и направление этого процесса. Этим положением и диктуется отбор материала. Естественно, речь идет и о выдающихся персоналиях мировой науки и техники, и об их вкладе в развитие цивилизации. Такая подача формирует у молодого специалиста понимание, что наука выступает не только и не столько в форме конкретного результата, сколько в форме борьбы идей за утверждение истины.
— По каким учебникам учатся студенты?
— Специфика дисциплины требует нового подхода, новых технологий и средств обучения. Так, помимо традиционных монографий и учебников, на кафедре истории науки и техники изданы учебные пособия, два из которых имеют гриф МОН Украины, а также электронный вариант учебника. Часть лекций имеет тематическое мультимедийное сопровождение. Все это выполняется в творческом содружестве с выпускающими кафедрами университета. В курс обучения входят также лекции известных специалистов, семинары, консультации по выполнению самостоятельной работы, а также посещение библиотеки и музея истории нашего университета, где создана богатая экспозиция, рассказывающая о становлении научных школ вуза. На основе хранящихся здесь исторических документов студенты пишут рефераты и научные доклады по истории науки и техники, с которыми выступают на семинарах и всеукраинских студенческих научных конференциях.
— А над какими темами работают специалисты кафедры истории науки и техники?
— Могу привести несколько тем, которые показывают направленность исследований наших специалистов. Это «История танкостроения в Украине в ХХ веке в контексте мирового развития», «Развитие приборостроения Украины в 1980-е годы», «Международное сотрудничество Украины в области науки и техники», «Зарождение и развитие информационных технологий в Украине. Мировой контекст», «Развитие математической культуры в Украине в XIX—начале ХХ века». Ученые выполнили также исследования по заказу МОН Украины «Инновационная деятельность высшей технической школы Украины в повышении научно-технического уровня промышленного производства».
Часть исследований посвящена истории науки и техники нашего университета. Например, «Деятельность научно-технической школы М.Ф.Семко в области физики резания материалов», «Научно-исследовательская работа в Харьковском политехническом институте на этапе научно-технической революции», «Деятельность ученых Харьковского технологического и Харьковского электротехнического институтов в развитии науки об электричестве».
— Леонид Леонидович, как вы считаете, может изучение истории науки и техники быть полезным и для гуманитариев?
— Безусловно, хотя и в несколько другом формате. В НТУ «ХПИ» учебный курс излагается с учетом того, что наш выпускник будет работать с объектами биотехнологии, генной инженерии, сложных информационных комплексов, медико-биотехнических, человеко-машинных, социальных и больших экосистем, а также биосферы в целом.
Для студентов же гуманитарных вузов и специальностей можно ввести преподавание спецкурсов, в которых рассматривались бы определенные аспекты развития мировой и отечественной научной мысли, ее влияние на общеисторические процессы, на культурную и духовную жизнь страны. Помимо прочего, такого рода знания дадут возможность студентам любых специальностей соотнести гносеологические возможности науки с пустыми обещаниями и проявлениями лженауки, которая, к сожалению, бытует в нашем обществе.
На мой взгляд, этот предмет нужно ввести и в программу школ. Так, НТУ «ХПИ» заключил договор о сотрудничестве с Институтом проблем машиностроения НАН Украины, в соответствии с которым разработана учебная программа «История науки и техники» с методологической направленностью для учащихся 10-х и 11-х классов. Программа утверждена городским отделом народного образования. Курс начали читать учащимся школы №24 Фрунзенского района и колледжа №141 Московского района города Харькова.
— Что мешает более широкому распространению преподавания курса истории науки и техники в учебных заведениях разного уровня?
— Есть несколько причин. В частности, это ограниченная база подготовки специалистов высшей квалификации. Для сравнения приведу такой пример — в структуре университета в Пенсильвании (США) отделение истории и социологии науки вот уже 30 лет готовит бакалавров и магистров. Выпускники этого отделения работают в разных областях — как в университетах и научных организациях, так и в бизнес-корпорациях. На мой взгляд, история науки и техники является той отраслью знаний, которая должна стать важной составной частью системы национального образования Украины.
***
Дискуссия, развернувшаяся на заседании совета Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины, возглавляемого академиком НАНУ Владимиром Семиноженко, где присутствовали представители вузов, научно-исследовательских институтов и средних учебных заведений Украины, показала, что проблема преподавания истории науки и техники интересует всех.
Специалисты пришли к выводу, что хотя в Северо-Восточном регионе Украины сосредоточено более 300 вузов и учреждений академического и отраслевого профиля, большинству из них в организации исследований и постановке преподавания не хватает системности и масштабности. И эту ситуацию нужно менять, поскольку изучение истории науки и техники является не только одним из главных способов расширения научно-технического кругозора молодежи, но и одним из направлений решения проблемы возрождения нации.
Совет Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины рекомендует Министерству образования и науки Украины изучить опыт Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» и распространить его среди вузов и научных учреждений. А также рассмотреть вопрос о целесообразности введения в вузах Украины курса «Всемирная история науки и техники» и конкретных курсов по истории отдельных научных направлений в соответствии с профилем заведения. Подобные курсы следует ввести и в старших классах школ, гимназий и лицеев.
Были высказаны и другие предложения. Например, предусмотреть подготовку в ведущих университетах Украины бакалавров и магистров по специальности «История науки и техники» и внесение соответствующих изменений в перечень направлений и специальностей, по которым идет подготовка в вузах. И, соответственно, объявить конкурс на разработку в 2010—2012 годах серии учебных пособий и учебников по дисциплине «Всемирная история науки и техники», а также ее отдельных направлений.
НТУ «ХПИ» основан в 1885 году. Это первый вуз в Украине, где студентам начали давать фундаментальные инженерные знания. Его организатором и первым директором был известный ученый в области механики и сопротивления материалов, заслуженный профессор В.Кирпичев.
В 2000 году указом президента Украины университету присвоен статус Национального высшего учебного заведения Украины. НТУ «ХПИ», аккредитован высшим IV уровнем. Здесь осуществляется подготовка специалистов по 95 специальностям на дневной и по 69 — на заочной форме обучения. Сегодня НТУ «ХПИ» имеет самые высокие на юго-востоке Украины показатели лицензированного приема по дневной и заочной формах обучения и госзаказ. В университете обучается свыше 26 тысяч студентов.
НТУ «ХПИ» является единственным высшим учебным заведением в Украине, которое готовит инженерные кадры по таким направлениям, как гидроэнергетика, криогенная техника и технологии, техника и электрофизика высоких напряжений, физика микро- и нанотехнологий. Университет развивается как многопрофильное высшее учебное заведение. За последние пять лет открыта подготовка специалистов по 15 новым специальностям, в том числе: компьютерно-интегрированные технологические процессы и производства, информационно-измерительные системы, химическая технология редких рассеянных элементов и материалов на их основе, добыча нефти и газа, менеджмент инновационной деятельности, инструментальное производство.
Особое внимание в университете уделяется системному подходу к усовершенствованию организации учебно-воспитательного процесса, а также усовершенствованию содержания образования специалистов. На основе сравнительного анализа учебных планов ведущих высших учебных заведений Украины, государств ближнего и дальнего зарубежья разработаны новые учебные планы, в которых найдено оптимальное объединение гуманитарных, естественно-математических и технических знаний специалистов. В учебные планы введена также разработанная в университете концепция «Гуманизация высшего инженерного образования — стратегия поведения современного инженера».
За последние десять лет вуз получил 12 государственных премий (в том числе три премии в 2009 г.) в таких областях, как станкостроение, энергетика и турбостроение, космические и информационные технологии, газотурбинные двигатели для самолетов и газоперекачивающих станций, укрепление обороноспособности, управление проектами и др.
Университет гордится входящими в его состав научными организациями, которые по своему техническому оснащению и возможностям исследований занимают ведущие места в Украине и мире и признаны национальным достоянием Украины.
Это Институт ионосферы с его уникальной обсерваторией, не имеющей аналогов в Украине. Она является единственной установкой некогерентного рассеивания на средних широтах европейского региона. Здесь одновременно в широком интервале высот можно измерять основные ионосферные параметры. В этом институте проводятся исследования физики солнечно-земных связей, а также для разработки глобальных моделей ионосферы по программам международного сотрудничества с учеными США, России, Казахстана и других стран.
Это Лаборатория турбиностроения им. В.Маковского, которая является научно-исследовательским комплексом по изучению газодинамических и теплофизических процессов в турбомашинах. Экспериментальные исследования с использованием возможностей комплекса позволяют создавать высокоэкономичные ступени для проектируемых турбин, а также для модернизации турбин, которые находятся в эксплуатации на электростанциях Украины. Здесь разработаны новые высокоэкономичные ступени турбин с «обратной закруткой», уникальные широкорежимные последние ступени для быстроходных и тихоходных турбин с длиной рабочей лопатки 1030 мм и 1450 мм, новый тип приборов для измерения относительного удлинения ротора турбин.
Это научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Молния», экспериментальная база которого содержит уникальные имитаторы могучих электромагнитных помех, больших токов и высокого напряжения от источников природного и искусственного происхождения. Эти имитаторы позволяют проводить натурные испытания широкого класса объектов — от радиоэлектронной элементной базы до объектов аэрокосмической техники по параметрам электромагнитной совместимости и стойкости на соответствие требованиям национальных, межгосударственных и международных документов. В 2000 году по рекомендации Международной электротехнической комиссии основное экспериментальное оборудование объекта было включено в мировой реестр уникальных имитаторов электромагнитных импульсов.
В 2010 году старейшему техническому вузу Украины исполняется 125 лет.