Известный анекдот о слоне, который может съесть за раз 100 кг апельсинов, «но кто ж ему даст», как нельзя лучше иллюстрирует отечественное земельное законодательство в части обеспечения права граждан на безвозмездное получение земельного участка в частную собственность.
Действительно и Конституция, и Земельный кодекс гарантируют каждому гражданину страны право на получение земельного участка как для строительства собственного жилья, так и под сельскохозяйственные нужды. В частности, кодекс гласит, что под строительство жилья гражданин имеет право получить в селе до 25 соток, в поселке до 15 и в городе до 10. Но попробуйте реализовать это право, если местная администрация в этом не заинтересована.
В поисках свободных участков
Предположим, безземельный гражданин обратился с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления города—села—поселка, где он облюбовал себе земельный участок. Первая подстерегающая его ловушка — в ответ он получит отписку или еще во время подачи заявления будет предупрежден, что свободных участков нет. При этом у гражданина нет никакой возможности проверить, не обманули ли его. Ведь не секрет: генеральный план любого населенного пункта, если он вообще существует, является тайной за семью печатями и подавляющее большинство руководителей городов и сел берегут его от постороннего глаза, как Кощей Бессмертный свою смерть.
Но предположим, нашему гражданину повезло и заявление было принято к рассмотрению. Что дальше? А дальше — очередной круг властного ада в лице земельной комиссии, которая должна на своем заседании рекомендовать местному совету вынести этот вопрос на сессию. И опять-таки у гражданина нет никаких гарантий в том, что заключение комиссии будет положительным. Но представим, что звезды смилостивились над нашим соискателем на звание землевладельца и комиссия была к нему благосклонна. На очереди сессия местного совета, в повестку дня которого должен быть включен вопрос о выделении земельного участка. Депутаты должны большинством голосов принять положительное решение. Но каждый из них может без объяснения причин не поддержать соответствующий проект решения. Если большинства не наберется, гражданин может проститься с мечтами о земле, по крайней мере, в данном населенном пункте и поискать счастья где-то в другом месте.
Впрочем, существует практика более быстрого решения вопроса, когда заносится энное количество дензнаков нужному человеку — представителю местной администрации или же «уполномоченному лицу»-посреднику. Сумма зависит от месторасположения земельного участка и алчности местных руководителей. Понятно, что обычно выбирается второй путь, по крайней мере гражданами, имеющими тугой кошелек.
Такая ситуация приводит к тому, что вблизи крупных городов земельные участки получают преимущественно зажиточные люди, которые, по сути, покупают землю с целью спекуляции или же строительства «хатынки» в несколько этажей. При этом нередко коренным жителям остается только глотать слюнки.
Конечно, сегодня километрах в 200 от крупных городов можно приобрести за 5 тыс. грн. дом и большой участок земли или же получить землю без взятки, но только лишь потому, что жить в таких городках-селах никто не хочет и там рады каждому новому человеку.
Если же говорить о городах наподобие Одессы или Киева, то шанс получить десять соток имеют исключительно определенные категории избранных граждан, имеющих не только миллионные счета в банках, но и очень теплые отношения с местными властями. Почему так происходит?
Конечно, одним из факторов выборочного предоставления земельных участков является коррупция. Но представьте, что все чиновники стали честными, хватит ли земли, чтобы обеспечить 10 сотками всех безземельных граждан, желающих построить дом на окраине Киева?
Рассекречивание генплана
Проблема, на наш взгляд, глубже. На самом деле имеются противоречия между законами спроса и предложения и безусловным правом граждан на земельный участок, а причиной этого противоречия являются архаические нормы законодательства, декларативно гарантирующего всем гражданам право на землю, однако не объясняющего, как быть, если в одном месте на участок земли имеются сотни претендентов, а в другом — она никому не нужна.
Первым шагом в решении этой проблемы должна быть доступность для граждан информации об имеющихся свободных земельных участках во всех без исключения населенных пунктах. Генеральный план каждого города, села должен висеть, как говорится, на видном месте, и в нем должны быть указаны участки, свободные для застройки. Кроме того, нужны четкие критерии приоритетов во время выделения земли, чтобы ликвидировать выборочный подход местных советов к безземельным гражданам, а в случае применения такового гражданин должен иметь правовую базу для обжалования неправомерного «земельного» решения в суде. Однако все это нуждается в законодательных изменениях. Но ведь жизнь идет, нужно что-то делать и при существующей правовой базе.
Поиск свободных участков — дело облсовета
Попытку решить проблему предприняли в Харьковской области, где по инициативе председателя областного совета Василия Салыгина реализуется программа «Земля — людям». Суть ее, по словам автора, заключается в том, что каждый житель Харькова или области, написав соответствующее заявление в областной совет, получает земельный участок площадью 10—25 соток под застройку. Единственное ограничение — претендент должен постоянно проживать в Харькове или области на протяжении не менее пяти лет. При этом поиск свободных участков и их документальное оформление и согласование с местными властями — дело облсовета.
«Правовым основанием для этой инициативы является статья 14 Конституции и соответствующие статьи Земельного кодекса, гарантирующие гражданину право на безвозмездное получение земельного участка», — заметил Василий Салыгин в беседе с автором этого материала.
Трудности, с которыми сегодня сталкиваются граждане, желающие получить земельный участок, заключаются в выборочном подходе местных властей к положениям Земельного кодекса, убежден председатель облсовета. Он считает, что чиновники «видят лишь те статьи Земельного кодекса, которые им выгодны». Не согласен Василий Салыгин с тезисами своих оппонентов, в частности с губернатором Харьковщины Арсением Аваковым, который считает, что свободные земельные участки отсутствуют. По его мнению, свободная земля есть, поэтому нужно работать с местными властями, убеждать их в необходимости выделения таких земель для граждан, расширять границы населенных пунктов, менять целевое предназначение земельных участков, задействовать земли запаса, резерва.
Также он отвергает критику оппонентов, что, дескать, земли будут отобраны у теперешних владельцев. «Никто ни у кого землю не будет отнимать. Более того, если на территории той или иной общины есть претенденты на земельный участок — они будут иметь приоритетное право на ее получение, конечно это не касается тех, кто получил землю с нарушением законодательства, где бы они ни проживали», — заявляет председатель Харьковского облсовета.
«На сегодняшний день мы получили порядка 20 тысяч заявлений граждан на получение земельного участка, и первые земельные сертификаты они получат не позднее 60 дней после написания заявления, около 150 сертификатов харьковчане получат уже в сентябре», — уверяет Василий Салыгин.
Время покажет, насколько удачной будет реализация идеи харьковских властей. Но очевидно одно: нужно срочно менять существующую законодательную базу, которая только углубляет кризис в земельных отношениях пропорционально росту рыночной стоимости земли.