Краковский феномен. Повторят ли польский успех Львов, Киев и Одесса, став самыми модными городами мира?

Поделиться
Краков провозглашен одним из семи самых модных городов мира 2007 года. Такую оценку обнародовало влиятельное на туристическом рынке американское агентство Orbitz...
Краков: вид с птичьего полета

Краков провозглашен одним из семи самых модных городов мира 2007 года. Такую оценку обнародовало влиятельное на туристическом рынке американское агентство Orbitz. По мнению его аналитиков, Краков можно смело назвать «новой Прагой», а несомненными привлекательными сторонами этого города являются замечательные памятники архитектуры и вместе с тем динамичная культурная жизнь, отнюдь не напоминающая ностальгию по прошлому. При этом Orbitz рекомендует посетить культурную столицу Польши именно в январе или феврале, поскольку это наилучшее время для хороших развлечений в приятном обществе.

Уже несколько лет подряд Краков бьет рекорды популярности среди иностранных туристов. В прошлом году культурную столицу Польши посетили 8 млн. человек, которые оставили здесь 1,2 млрд. долл. Кроме того, сюда приезжает также очень много деловых людей. Если нужно провести где-то в Польше конференцию, симпозиум или деловую встречу, европейские, американские и японские бизнесмены настаивают, чтобы это было именно в Кракове, отмечают аналитики Польской туристической организации. Ведь после переговоров остается время для отдыха и развлечений, а старинный Краков подходит для этого намного лучше, чем соцреалистическая Варшава.

Важным козырем является также множество интересных мест вблизи города. Всего два-три часа — и вы на горнолыжных курортах или осматриваете замки Словакии. Недалеко оттуда и до Закопаного, известной на весь мир соляной шахты в Величке...

Все эти преимущества имеют большое значение не только для туристического сектора, но и для всей экономики юго-восточной Польши. Деловые туристы приезжают в Краков, восхищаются городом и... решают инвестировать здесь миллиарды долларов в новейшие технологии или туристическую отрасль. Как отмечают руководители города, между личным удовольствием западных менеджеров от посещения Кракова и притоком инвестиций существует непосредственная связь. Так стоит ли удивляться, что Краков догоняет Варшаву в области инвестиционной динамики и становится ведущим польским центром новейших технологий и услуг для западных компаний?

Может ли успех Кракова быть поучительным для украинских городов? По мнению городского головы Львова — да. Андрей Садовый часто бывает во Вроцлаве и Кракове и считает, что их опыт стоит переносить и на украинскую почву. Львов с Краковом объединяет многое: галицкое наследие, почти одинаковое количество населения, географическое расположение (вблизи гор, границ и на перекрестке транспортных путей), интеллектуальный и культурный потенциал...

К тому же, каждый поляк, который хоть раз посетил Львов, убежден: Кракову сложно с городом Льва соревноваться, разве что по качеству инфраструктуры и сервиса. Похожие оценки звучат в Польше также в адрес Киева и, в меньшей степени, Одессы.

Однако одних только величественных памятников не достаточно для превращения города в туристический рай.

Если бы не развитая транспортная инфраструктура, в Краков не приехали бы миллионы туристов. Переломным стал 2004 год, когда в краковском аэропорту обосновались дешевые авиалинии. Сейчас из Дублина, Лондона и Рима можно попасть под Вавель всего за 40 евро. Однако снижение цен не произошло само по себе. В течение долгих лет приход дешевых авиалиний успешно блокировали польское министерство транспорта и государственная компания-монополист. Они и слышать не хотели о либерализации рынка и уменьшении огромной платы за пользование аэропортами, что и является предпосылкой существования дешевых сообщений.

Дело удалось уладить только благодаря предприимчивости краковского мэра Яцека Майхровского и бывшего руководителя Малопольского воеводства Януша Сепиола, которых поддержали весь региональный политикум и местные СМИ. Поскольку руководство аэропорта не хотело идти на уступки, рядом с этим объектом построили новый терминал — специально для дешевых сообщений. А общественное давление привело к окончательному устранению правовых барьеров, блокировавших фактическое открытие польского неба для дешевых операторов.

Эти авиасообщения поначалу соединили Краков с городами, в которые массово эмигрируют поляки, то есть с Лондоном и Дублином. Сразу же Краков «оккупировали» десятки тысяч английских и ирландских туристов. Сейчас никого не удивляет, когда жители Лондона, Манчестера и Дублина прилетают в Польшу специально... на дискотеку, за покупками или на прием к стоматологу.

Успех первых авиалиний мгновенно вдохновил других, и в течение нескольких месяцев возросло количество как туристов, так и авиарейсов. А положительное мнение о Кракове пересекло океан...

Но даже без этих авиасообщений Краков относительно хорошо соединен с миром. Важным козырем является наличие быстрого экспресса, преодолевающего трехсоткилометровое расстояние до Варшавы за 2,5 часа. Работать в Варшаве, жить и тратить деньги в Кракове — этот лозунг стал для многих жизненным девизом. Интересно, можно ли в Украине представить подобное сосуществование того же Киева и, скажем, Львова и Одессы?

Поначалу туристическое пространство Кракова не было большим. Оно ограничивалось небольшой территорией вблизи площади Рынок, Королевского тракта и Вавельского замка. Другие исторические части города были запущенными и опасными. Туристы жаловались на плохой сервис, недостаточное количество отелей, отсутствие туристического информирования и незнания жителями города иностранных языков. Все пришло с течением времени. Вместе с наплывом туристов краковяне поняли, что следует инвестировать в развитие сервиса и совершенствовать свои языковые навыки. По мере роста спроса появились и дорогие отели всемирных сетей.

Возрождение заброшенных исторических кварталов стало приоритетом для городских властей. Таким образом, инвесторы могли рассчитывать на быстрое улаживание всех формальностей и освобождение от части налогов. Однако превращение целых полуразрушенных кварталов в архитектурные жемчужины было бы невозможным, если бы не относительно открытый для иностранных инвесторов рынок недвижимости.

В наибольшей степени это касалось Казимежа, то есть древнего еврейского квартала в центре города. Инвесторы из Израиля массово восстанавливали разрушенные дома и открывали в них стильные рестораны и клубы, которые быстро получили признание во всей Польше и даже за ее пределами. Благодаря этому Казимеж и Краков в целом заполнился десятками тысяч еврейских туристов со всего мира.

Вторая волна инвестиций в реконструкцию зданий произошла после расширения Европейского Союза и Европейского экономического пространства. Поскольку с этого момента иностранцы могли свободно оперировать на малопольском рынке недвижимости, а в Европе усиливалась мода на Краков, девелоперы из Ирландии и Великобритании стали массово покупать дома в центре и инвестировать в них. Это, в свою очередь, способствовало развитию туристической инфраструктуры. А также повысило общую инвестиционную привлекательность города.

Но западный капитал пришел не сразу. В 90-е годы Краков считали замечательным городом для художников, туристов и посетителей дискотек и вместе с тем — глухой провинцией с точки зрения крупного бизнеса. Иностранные инвестиции широким потоком поступали в Варшаву, Познань, Вроцлав и на западную пограничную полосу, однако Краков обходили. Немало усилий пришлось приложить, чтобы изменить эту ситуацию.

«Нельзя говорить о развитии бизнеса, не сделав прорыва в транспортной инфраструктуре», — решили тогда руководители города. Выпустили облигации, взяли кредиты... А начали с малого, поскольку дороги, трамвайные пути и городские автобусы и трамваи находились в ужасном состоянии. Потом в городе перешли к определению зон приоритетного развития, в которых инвесторы из той или иной приоритетной отрасли должны были получать налоговые льготы и помощь при решении всяческих формальностей. Этот подход оправдал себя, хотя оценить это можно лишь сейчас, после десяти лет создания стратегических зон.

Территории стратегического развития отличались между собой по назначению. Так, в самом центре, вблизи главного вокзала, было много гектаров неиспользованной земли с неурегулированными вопросами собственности. «Это же замечательное место для создания современного транспортного центра для всего региона, рядом с которым будет построен Новый город — офисно-торговый, развлекательный и гостиничный комплексы, спроектированные сразу как одно целое», — решила команда тогдашнего мэра Юзефа Лассоты. Так и сделали. Правда, в течение нескольких лет дело сводилось к формированию концепции, архитектурного видения и урегулированию вопросов собственности. Однако городская власть не оставила идею, несмотря на то, что многие считали ее мечтами без шансов на реализацию.

Мэрия предусмотрела Транспортный центр и Новый город во всех планировочных документах, соединила их с жилыми массивами новыми автотрассами и подземным трамваем (который, правда, до сих пор не запустили — есть только туннель). Эти действия не обошли вниманием иностранные девелоперы, и таки нашелся инвестор, который все это чудо построил. А город дал сигнал следующим потенциальным инвесторам: «Посмотрите, мы последовательны, у нас есть комплексная концепция развития и много других интересных проектов, в которые стоит вкладывать деньги».

Одним из них является так называемая Инвестиционная территория Ольша, расположенная возле трассы Восток—Запад, на дороге, ведущей из центра города к жилому массиву Новая Гута. Сейчас, кроме гипермаркетов, там функционируют хорошо известные среди туристов аквапарк, кинотеатр, а вокруг растут офисные центры. Сам водный центр стал очередным магнитом, который привлек к городу тысячи туристов из-за восточных границ.

Если бы не зона приоритетного развития, такая инвестиция вряд ли появилась бы. По крайней мере не так быстро и не такая крупная. Аквапарк решили построить именно в туристическом Кракове, а не, например, в соседней трехмиллионной Силезской агломерации. Сейчас этот объект сам генерирует дополнительный поток посетителей и повышает привлекательность окружающих земельных участков, привлекая все новые и новые инвестиции.

Но городскому руководству этого было мало. «Краков непременно должен стать одним из ведущих европейских центров высоких технологий», — решил бывший мэр Юзеф Лассота. Казалось бы, время выбрано не самое лучшее. По инфраструктуре и финансам город напоминал современный Львов: не хватало денег даже на основные потребности, а верхом мечтаний было заменить тридцатилетние городские автобусы новыми. Как и в случае Нового города, комментаторы называли проект технопарка нереальным и бессмысленным. «Но почему же нет?» — спрашивали чиновники из команды Лассоты.

К реализации идеи технопарка присоединились ректоры ведущих краковских вузов: Горно-металлургической академии, Краковской политехники и Ягеллонского университета. Они решили соорудить свои новые кампусы именно на территории проектируемого технопарка. Все спланировали таким образом, чтобы университетские объекты и будущие офисы и лаборатории корпораций в сфере высоких технологий создали единое целое, а весь комплекс был таким, чтобы здесь хотелось работать.

Не обошлось и без щедрой поддержки из общегосударственного бюджета: краковское лобби очень влиятельно. Итак, красивая концепция была готова, проекты дорог к технопарку и внутри него — тоже. Осталось «только» найти инвесторов.

Первой инвестировать в Кракове решила «Моторола». Но привлекли ее довольно необычным образом.

Прибыв в середине 90-х в Краков, менеджер этой компании и не думал развивать здесь какой-то бизнес. Но тогдашний вице-мэр города Кшиштоф Герлих не отпускал важного гостя: устроил ему хороший прием и даже отдал в пользование маленький замок на лесном холме над Вислой. «Смотрите, там мы спланировали технопарк», — сказал Герлих, указывая гостю на надвислянскую равнину, из окон замка выглядевшую удивительно красивой. Как следствие, «Моторола» решила построить в технопарке свой завод, а замок в Пшегожалах над Вислой временно стал офисом ее краковского представительства...

Появление «Моторолы» в технопарке стало магнитом для других инвесторов. Сюда пришли Delphi, Campgemini, IBM, CapNor, Ericpol, Affiliated Computer Services и еще много других, меньших фирм. Развились и краковские компании из сектора IT, например ComArch, Interia и Onet. Таким образом город стал центром высоких технологий. Большая в этом заслуга его властей и ректоров краковских университетов, отважившихся воплотить в жизнь нереальные, как тогда казалось, мечты.

Даже высокообразованные специалисты из других польских регионов не против того, чтобы переехать в Краков: здесь замечательная атмосфера и масса возможностей приятно провести свободное время. А еще в 700-тысячном городе аж 150 тысяч студентов, и это очень важная информация для потенциальных инвесторов.

Впрочем, не следует забывать, что Краков еще не так давно начинал практически с нуля, а все эти достижения даже не снились его жителям. Как не снятся они жителям многих городов украинских. Воспользуются ли те же Львов и Одесса богатым польским опытом? Наверное нет, ведь здесь коррупция, плохая инфраструктура, подумают многие из вас. В Кракове в свое время говорили то же самое...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме