Офшор в Украине привычно считают схемой минимизации налогов с участием иностранной компании. Между тем это понятие имеет еще одно значение, которое использует единственная компания в стране, — это добыча полезных ископаемых вне берега. Крымское государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз» (входящее в состав НАК «Нафтогаз України») уже три десятка лет занимается подводной добычей газа и газового конденсата. Начиналось все в 70-х годах уже прошлого века на Голицынском газовом месторождении. Там рассчитывали найти месторождение, аналогичное по объемам запасов знаменитому Шебелинскому. Реальность оказалась намного скромнее, но начало было положено. Чуть позже появился «Черноморнефтегаз», и компания стала в буквальном смысле уходить в море. Сейчас львиная доля крымского газа и почти весь газовый конденсат добываются с морского дна. Это позволило почти полностью обеспечить потребности полуострова в этом энергоносителе.
На сегодняшний день компания ведет добычу на девяти месторождениях, из них шесть расположены в море — три в Азовском (Стрелковое, Восточно-Казантипское и Северо-Булганакское) и три в Черном море (Голицынское, Штормовое, Архангельское).
Сейчас вводится новое морское месторождение — Одесское. Его обнаружили на северо-западном шельфе Черного моря, в 50 км севернее острова Змеиный и в 65—70 км от уже разрабатываемых Голицынского и Штормового месторождений. В конце следующего года там ожидают получить первый промышленный газ, а в 2009-м прогнозируется добыча в 1 млрд. кубометров (т.е. предполагается почти удвоить нынешнюю добычу).
«Черноморнефтегаз»: сегодня и завтра
От базового порта Черноморского до района работ 150 км, вертолетом над морем час лета. Что означает такое удаление, строители уже успели испытать на себе. В октябре этого года перед началом монтажа блоков разыгравшийся шторм вынудил караван судов несколько дней дрейфовать и ждать улучшения погоды. А палубный блок вообще пришлось прятать в районе устья Дуная. Тем не менее 28 октября крановые суда «Богатырь» и «Нептун-3» завершили монтаж платформы на Одесском газовом месторождении.
Параллельно самоподъемная плавучая буровая установка «Таврида» закончила бурение первой скважины. Теперь предстоит строительство большой платформы, бурение уже эксплуатационной скважины, укладка 9 км подводного трубопровода от скважины до платформы. Глубина моря здесь 43 м, а запасы газа расположены еще на 1620 метров ниже. В следующем году «Таврида» пробурит уже три-четыре эксплуатационных скважины. К тому времени почти 90-километровым трубопроводом новое месторождение соединят с уже обустроенным и связанным с берегом месторождением Голицино, что позволит начать подачу газа на материк.
В общем, с производственной частью все более-менее понятно, благо, накоплен огромный опыт. Проблема, как всегда, в деньгах.
«Черноморнефтегаз» может похвастаться тем, что добывает самый дешевый в мире подводный газ (всего 35 долл. за 1000 кубометров), потом он его продает населению, мягко говоря, тоже не слишком дорого. В результате компания постоянно оказывается в парадоксальной ситуации. С одной стороны, все говорят о ее перспективности (шельф изучен всего на 5%), с другой — средств на освоение не хватает. Так, для освоения Одесского и расположенного рядом месторождения Безымянное потребуется, по расчетам, 1,38 млрд. грн. (274 млн. долл.). Деньги вроде бы небольшие и быстро окупаемые (по расчетам, за шесть-семь лет). Но у компании их просто нет. Собственных средств она может привлечь только 120 млн. грн. Остальное нужно искать.
Основным инвестором станет партнер по совместной добыче газа в Азовском море — дочерняя компания «Укргаздобыча». По этой схеме с ней уже вводили в строй азовское Восточно-Казантипское месторождение. За несколько лет это дало дополнительно около 1,1 млрд. кубометров морского газа. Однако новый проект в десять раз дороже, и своих средств у «Укргаздобычи» тоже не хватает. В итоге суммарно обеим компаниям придется привлекать миллиард гривен кредитов. Естественно, за них придется платить проценты, предоставлять гарантии и проч. Такова настоящая стоимость дешевого украинского морского газа.
Между прочим, цена импортного газа на украинской границе уже превышает 650 грн. за 1000 кубометров, а через год вряд ли будет ниже 1000 грн. На него деньги найдем, а вот для отечественных газодобытчиков — не факт. По крайней мере, на следующий год морскую добычу полезных ископаемых собираются еще больше обложить рентными платежами. Компанию это, конечно, не разорит, но денег станет еще меньше. И их придется привлекать, и тоже под проценты.
На прошлой неделе в Крыму состоялось выездное заседание НАК «Нафтогаз України» с рассмотрением инвестиционных проектов «Черноморнефтегаза» на шельфе Черного моря до 2016 года. Кроме уже упоминавшихся Одесского и Безымянного газовых месторождений на шельфе Черного моря, рассматривалось еще несколько проектов. В частности, освоение нефтяной площади Субботино на прикерченском участке шельфа моря. По данным «Черноморнефтегаза», здесь необходимы инвестиции в размере 3,55 млрд. грн. При этом промышленная эксплуатация разведанных месторождений в течение всего периода добычи на этой площади позволит сэкономить 78 млрд. грн. за счет частичного отказа от импортной нефти.
Уровень добычи нефти на начальном этапе должен достичь 1,8 млн. тонн (что равно добыче крупнейшего в стране нефтедобывающего предприятия «Ахтырканефтегаз»), а в перспективе запасы позволяют выйти на уровень до 3—3,5 млн. тонн ежегодно (столько дает «Укрнафта»). Море там не слишком глубокое, от 40 метров, благодаря чему можно использовать существующие технологии. Согласно подсчетам специалистов «Черноморнефтегаза», от реализации проекта в бюджеты всех уровней поступит 75 млрд. грн.
Для разработки газоносной площади Палласа понадобятся и новые технологии, и заметно большие деньги. Проект оценивается в 4,7 млрд. грн. Ожидается, что в результате его реализации будет добыто 98 млрд. кубометров природного газа. В бюджеты всех уровней обещают направить 62 млрд. грн. налогов и сборов.
Прогнозные ресурсы этой структуры оценивались в 162 млн. тонн условного топлива. Откровенно говоря, вероятность начала реализации последнего проекта в ближайшее время (до 2015 года) невелика. В Украине пока нет технологий, позволяющих бурить на глубинах 200—600 метров. Относительно денег — уже говорилось выше. Одна платформа для такой добычи стоит сотни миллионов долларов.
Как показывает практика, по ходу реализации проектов утвержденные цифры будут неоднократно корректироваться (причем, наверняка в сторону увеличения). Понадобится и серьезная подготовка газораспределительной системы Крыма к приему новых объемов газа (скорее всего с прокладкой нового газопровода), и многое другое. Новое руководство «Черноморнефтегаза» уже сделало ряд оптимистичных заявлений. По словам председателя правления компании Анатолия Присяжнюка, «возможности «Черноморнефтегаза» по освоению новых месторождений газа и нефти на шельфе Черного моря превзошли все наши надежды. Компания может не только обеспечивать природным газом Крым, но и способствовать существенному уменьшению энергетической зависимости Украины от импортных энергоресурсов. Закончилось время, когда потенциал компании искусственно сдерживался и не было сделано ни шага в направлении увеличения добычи природного газа и нефти». Все фразы поразительно знакомы — точно то же говорило и предыдущее руководство…
Но проблем будет предостаточно. Так, перспективы крупномасштабной добычи нефти не слишком далеко от Южного берега наверняка вызовут резкие протесты экологических организаций, а возможные разливы, вне сомнения, будут любимой темой российского телевидения перед каждым курортным сезоном. Так что газовикам заранее стоит изучить опыт строительства нефтяных платформ на Балтике российского «ЛУКойла» (Кравцовское) или польских платформ PetroBaltik, да и тех же румынских платформ компании Pertrom. Делать это придется в любом случае и лучше начать пораньше. Тем не менее экономическая целесообразность разработки Одесского месторождения и Субботино очевидна.
Компании очень нужна и новая плавучая буровая установка. Сейчас у «Черноморнефтегаза» их две. Первую из них, «Сиваш», начали строить для газовиков еще в конце 1975 года в Астрахани. На Черном море она с 1979 года. Вторая — «Таврида», построенная там же, стала последней из заложенных еще в СССР (в строй она вошла уже в годы независимости Украины).
К чести «Черноморнефтегаза», в компании смогли организовать как эксплуатацию, так и обслуживание обеих установок. В результате обе буровые в строю. Между тем остальные восемь установок этой серии, оставшиеся на Каспии, уже давно списаны на металлолом.
Буровые выполняли даже иностранные заказы, дважды пробурив группы скважин на болгарском шельфе Черного моря. Последний такой заказ выполнили в позапрошлом году. Помимо прочего, это позволило модернизировать схему бурения на «Тавриде» по норвежской технологии. В итоге сейчас она может увеличить скорость бурения и проходить сложные скважины.
На «Сиваше» обновили силовую установку, и есть планы по реконструкции этой буровой. Однако сколько их ни переделывай — бурить при глубине моря более 70 метров они не могут. Сейчас же глубина бурения достигает 90 метров. Удовольствие покупки новой буровой — не из дешевых. По разным оценкам, она обойдется в полмиллиарда гривен.
Впрочем, овчинка явно стоит выделки. На Субботино до 2016 года планируется пробурить до 80 скважин (порядка 40 эксплуатационных). Это работа на годы. Начинать ее в любом случае будут существующие буровые. Однако года через три-четыре их заменит новая установка. Иначе под угрозой окажутся планы по дальнейшей разведке площадей. Да и то же Одесское месторождение и расположенное недалеко от него Безымянное — это серьезный объем работы — до 15 скважин. В идеале нужно было бы купить две установки для эксплуатационных работ и две — для разведывательных. Однако жизнь порой сильно отличается от сказки, так что пока геологоразведку осуществляют тем, что есть.
Глубинные перспективы
Согласно данным исследований межведомственная экспертная комиссия утвердила на украинском шельфе примерно 1,5 млрд. тонн условного топлива (до 30% суммарных ресурсов углеводородов Украины). Всего в акватории Черного моря сейсморазведкой пока выявлено 110—120 перспективных структур. Как минимум в трех десятках из них ресурсы углеводородов могут составлять эквивалент 20 млрд. кубометров природного газа. Примерно 21% залегает в мелководном Азове, почти 17% — в районе Керченского пролива и почти 40% — на северо-западном шельфе (т.е. как раз в районе между Крымом и островом Змеиный)…
Из всего украинского черноморского шельфа площадью в 133,7 тыс. квадратных километров площадь северо-западной части составляет почти половину и считается на Черном море наиболее благоприятной для поисков нефти и газа.
Естественно, не все прогнозные запасы подтвердятся, но пока газовики бурили на удивление точно. Коэффициент успешности поисковых работ в пределах северо-западного шельфа составляет 45%. Открыто восемь газовых и газоконденсатных месторождений, на Азовском море этот показатель еще выше — 50%. Там в пределах украинского сектора открыто шесть газовых месторождений. Прикерченский участок тоже стартовал неплохо.
На этой базе последняя, скорректированная программа предусматривает рост объемов добычи газа к 2017 году до 3 млрд. кубометров в год (в 2,5 раза), а нефти и газового конденсата — до 1,8 млн. тонн (более чем в 20 раз).
Для подобных уровней добычи необходима опережающая разведка, а на нее — деньги. При этом средства, отчисляемые на геологоразведку, традиционно не возвращаются. С таким отношением государства к поиску полезных ископаемых проблемы в общем-то гарантированы. Проедать же старые запасы — не лучший выбор.
В компании еще не забыли, с каким трудом они получали лицензию на проведение работ на структуре Субботино. Чтобы Госкомитет по природным ресурсам подготовил ее к выдаче «Черноморнефтегазу», потребовалось распоряжение первого вице-премьера Украины. Не говоря уж о том, что соседи по морю тоже резко ускорили работы.
Выше шла речь о болгарском шельфе, где работали и украинцы. Недавно введено в эксплуатацию первое месторождение Galata на шельфе Черного моря Болгарии. Его оператор — Melrose Resources в 2001 году заключил с Bulgargaz контракт на покупку 700 млн. кубометров газа на три года. Этот примерно 12% текущих потребностей страны в этом энергоносителе. Месторождение находится в 30 км к юго-востоку от порта Варна на глубине 35 метров.
Пока две эксплутационные скважины нефтяной площадки Субботино выдают 406 млн. кубометров газа (примерно треть нынешнего объема добычи «Черноморнефтегаза»).
Южнее острова Змеиный румынская компания из Petrom разрабатывает месторождения «Восточная Левада» и «Западная Левада», добывая с семи платформ порядка 2 млн. тонн нефти в год. Всего на этом участке у румын три действующих и два перспективных района добычи. В спорном треугольнике между Змеиным, украинским и румынским побережьями пока ни одна из сторон не ведет работ, но обе внимательно следят друг за другом.
Не так давно Виктор Ющенко и румынский президент договорились о совместной разработке этого района. В декабре прошлого года НАК «Нафтогаз України», ГАО «Черноморнефтегаз» и австрийская компания OMV (в 2004 году купившая контрольный пакет румынской нефтекомпании Petrom) подали заявку на участие в конкурсе на получение специального разрешения (лицензии) на право проведения геологоразведочных работ на участке «Скифская площадь». Но для этого опять же нужны техника и ресурсы и, конечно же, буровая.
У соседей Украины несколько иные источники финансирования. Румыны продали свою компанию австрийцам (старому знакомому «Черноморнефтегаза» — OMV). Болгары тоже работают с британским оператором.
«Черноморнефтегаз» долго вел переговоры о совместной деятельности, но по сути так ни до чего и не договорился. Созданное предыдущим руководством СП в Австрии поглотило порядка 10 млн. грн. и дало эффект, почти не отличающийся от нулевого.
Сейчас Минтопэнерго и «Нафтогаз» делают ставку на то, что неглубокий шельф Черного моря и весь Азовский в основном будут разрабатывать государственные компании, с привлечением кредитных ресурсов. По предварительным оценкам, в ближайшие два года необходимо привлечь порядка 500—800 млн. долл.
История с первым конкурсом по совместной разработке месторождений глубоководной части шельфа с американской Vanco International Ltd пока вызывает очень много вопросов. Хотя первоначальные аппетиты американцев и удалось сильно поумерить, однако факт победы на конкурсе компании без своих финансовых ресурсов (т.е., по сути, посредника) не слишком вдохновляет.
Когда президент Vanco Джин Ван Дюк радостно отмечает, что «у нас заключены похожие контракты с восемью странами Африки, а украинский контракт будет девятым», поневоле возникает вопрос, сколько же африканских контрагентов этой компании имеют опыт собственной нефтедобычи в море? Особенно с учетом того, что украинцам предлагали долю при распределении продукции едва ли не меньшую, чем африканцам. Впрочем, стороны, похоже, все же согласовали свои позиции.
С другой стороны, и местный капитал привлечь будет сложно, ведь согласно действующему законодательству газ собственной добычи идет практически только населению, т.е. по минимальной цене, установленной НКРЭ?
Недавно о готовности участвовать в совместной разработке нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Черного моря заявили и представители китайской нефтегазовой корпорации Petrol China. Ведь бразильцев из «Петробраза» сами приглашали; австрийцы, американцы и британцы на шельфе уже присутствуют. Так что если у китайцев есть желание и реальные деньги, то почему бы и нет. Офшор — дело добровольное.
Председатель правления НАК «Нафтогаз України» Владимир Шелудченко заявил, что «реализация инвестиционных проектов ГАО «Черноморнефтегаз» позволит Украине отказаться от части импорта дорогих на мировом рынке энергоносителей. Это также ощутимо будет способствовать становлению нашего государства как сильного игрока среди стран, занимающихся добычей нефти и газа на шельфе моря».
В принципе, все правильно, а насколько эти планы сбудутся — посмотрим.