«МОРСКОЙ СТАРТ» СХОДИТ НА БЕРЕГ

Поделиться
Теперь это стало историей: с плавучей пусковой платформы, доставленной на экватор в Тихом океане, впервые в мировой космонавтике проведен запуск космического аппарата Demosat (27 марта 1999 г.)...

Теперь это стало историей: с плавучей пусковой платформы, доставленной на экватор в Тихом океане, впервые в мировой космонавтике проведен запуск космического аппарата Demosat (27 марта 1999 г.). С этого момента начинается отсчет реализации грандиозного международного проекта Sea Launch («Морской старт»), в котором участвуют США, Украина, Россия и Норвегия.

Украинские космические носители «Зенит» позволяют с невиданной точностью выводить на заданные орбиты тяжелые космические аппараты. Это обеспечивает нашему носителю высокую конкурентоспособность на международном рынке пусковых услуг. Уже заполнен портфель заказов и расписан график запуска космических аппаратов по месяцам и дням (!) на 2004 и 2005 годы.

Высокая рентабельность «Морского старта» открыла путь развитию нового направления - коммерческим запускам «Зенитов» с космодрома Байконур. Здесь создается как бы наземный филиал «Морского старта», он уже получил и финансовую поддержку, и официальное наименование «Наземный старт», появились и первые потенциальные заказчики на пуски «Зенита» с Байконура.

О некоторых итогах пятилетней эксплуатации «Морского старта» и перспективах использования украинского «Зенита» в новых проектах рассказывает заместитель генерального конструктора ГКБ «Южное» имени М.Янгеля Анатолий Агарков.

Анатолий Васильевич Агарков родился 25 сентября 1949 года в Днепропетровске. После окончания физико-технического факультета ДГУ (1976 г.) работает в конструкторском бюро «Южное» инженером, старшим и ведущим инженером, ведущим конструктором, главным конструктором направления, техническим руководителем подготовки и проведения пуска ракет-носителей «Зенит-3 SL». С 2001 года - заместитель генерального конструктора по испытаниям и эксплуатации.

Лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Государственной премии Украины, заслуженный машиностроитель Украины. Награжден орденом Дружбы (Россия).

Женат. Сын - инженер, дочь - студентка.

- Анатолий Васильевич, эксплуатация «Зенита» началась на космодроме Байконур, потом «Зенит» выбрали для «Морского старта», теперь его снова возвращают на Байконур. Где здесь логика?

- В разных «спектаклях» «Зенит» играл и играет разные роли: на Байконуре начинал двухступенчатым, выводил в космос космические аппараты научного и оборонного значения; в «Морском старте» уже стал трехступенчатым, одним из мировых лидеров по запуску тяжелых связных и коммуникационных спутников; к предстоящим наземным стартам производится модернизация «Зенитов» - на коммерческом рынке появятся два усовершенствованных носителя. «Зенит-3 SLВ» будет выводить на переходную к геостационарной орбите полезный груз массой до 3600 кг и на геостационарную орбиту - до 1600 кг. «Зенит-2 SLВ» можно использовать для доставки на международную космическую станцию грузов массой до 14 тонн.

Одним словом, мы делаем то, на что есть спрос. То есть происходит гибкое реагирование на рынок пусковых услуг.

- Это уже из области фантастики - наши ракетостроители никогда не интересовались рынком.

- Раньше мы многим не занимались, теперь появились совместные коммерческие проекты. Взять тот же «Морской старт». Это один из сложнейших проектов, который вряд ли смогла бы реализовать одна страна. Немногие знают: «Морской старт» создан на коммерческой основе, без государственного финансирования.

Мы предложили расширить рамки «Морского старта» коммерческими запусками «Зенитов» с космодрома Байконур. Длительное время руководство компании Sea Launch не разделяло нашего оптимизма, но 16 января 2004 года президент подписал Соглашение о принципах сотрудничества по «Наземному старту».

- Почему так долго уговаривали американцев? Разве мы сами или в кооперации с россиянами не могли решить проблемы «Наземного старта»? Насколько мне известно, идея коммерческих запусков «Зенитов» с Байконура родилась в КБ «Южное» - этот проект назывался «Старт из пустыни».

- Космодром Байконур - колыбель «Зенита»: здесь состоялся его первый пуск, несколько лет тут велась отработка конструктивных решений - носитель готовили к пилотируемым полетам, здесь «Зенит» начал осваивать рынок пусковых услуг.

С благословения Sea Launch для оперативного решения всех вопросов по «Наземному старту» создана специальная компания «Международные космические услуги», в которую вошли участники проекта - украинские и российские ракетостроители. Мы делаем все возможное, чтобы в конце следующего года завершить модернизацию «Зенитов» и приступить к реализации «Наземного старта» - уже есть потенциальные заказчики на запуски «Зенитов» с Байконура.

- Не получится ли так: пока вы будете модернизировать «Зениты», одна из космических держав предложит заказчикам свои носители?

- Конкуренция есть конкуренция. На рынке лидируют те, у кого лучшие характеристики. Волноваться нам нечего: из всех нынешних носителей «Зенит» полностью автоматизирован, космические аппараты выводит с филигранной точностью. Нашим носителям нет конкурентов.

- Сейчас нет, но могут появиться…

- Именно поэтому мы проводим модернизацию, чтобы постоянно быть «в форме». Иметь лучшие в мире носители и престижно и выгодно.

- Как вас принимали в Америке, какие взаимоотношения сложились с зарубежными коллегами?

Вспоминаю одну из своих первых поездок на запуск Sea Launch. По пути в Лос-Анджелес самолет сделал промежуточную посадку в Вашингтоне. Все происходило как обычно: паспортный контроль, проверка виз. Служащий аэропорта поинтересовался, что обозначает Sea Launch и чем я буду там заниматься? На плохом английском объясняю: моя цель - базовый порт Лонг-Бич, там мы соберем украинскую ракету, а потом запустим ее из океана. По выражению лица чиновника я понял, что Карибский кризис 60-х годов - ничто в сравнении с тем, что он нарисовал в своем воображении. Меня немедленно доставили в участок, вызвали переводчика, выяснили, чем занимается компания Sea Launch, отпустили с улыбкой и пожелали… удачного бизнеса.

В процессе работы у нас было много критических ситуаций. Об одном случае скажу особо. На последних секундах предстартовой операции была выдана команда на отмену пуска по неготовности космического аппарата. Время на «отбой» оказалось самым неблагоприятным для носителя: уже были заполнены пусковым горючим все полости двигателя первой ступени. Оставлять в таком положении носитель нельзя - неизбежен пожар. Пришлось сливать горючее и промывать все полости двигателя - на эту опаснейшую операцию ушла масса времени и сил. Компания Sea Launch и заказчики выразили благодарность за спасенный космический аппарат и филигранную работу - опыта подобных операций ни у кого еще не было. Спасенный спутник ХМ-Radio-1R был доработан и через четыре месяца выведен на геостационарную орбиту.

- За этот подвиг нашим специалистам выдали премию?

- Премия бывает одна: высочайшая репутация компании Sea Launch, соучредителями которой являются наше КБ и «Южмаш». Можно привести множество примеров, когда и другие участники «Морского старта» проявляли высочайшую ответственность, необычайную работоспособность и завидную изобретательность. Чего стоит разработка наших специалистов, позволяющая обеспечивать гарантированный прием полного потока информации на участке выведения космического аппарата! Ранее эту информацию получали с помощью плавучих комплексов или через спутники глобальной американской системы TDRS. Альтернативное решение на основе созданного впервые в мире Выносного («походного») измерительного пункта (ВИП) и впервые опробованного при запуске «Океана-О» с Байконура позволило повысить качество информации и почти на порядок снизить затраты. Разработка оказалась настолько перспективной, что ВИПы решено использовать для информационного обеспечения запусков всех украинских космических носителей («Зенит-2», «Зенит-3», «Циклон-3», «Циклон-4», «Днепр»). За разработку и создание ВИПов группа сотрудников КБ «Южное» и НИИРИ (г.Харьков) была удостоена Государственной премии Украины.

- Пять лет работы «Морского старта». Какими они были?

- После очередной успешной работы по «Морскому старту» мы с А.Науменко летели «Боингом» домой. Рядом с нами - немка. Узнав, что мы из Украины, приветливо закивала: «Знаю! Знаю! Украина - это Кличко!» и подняла вверх свои кулачки. Нам стало обидно за нашу работу, мы стали рассказывать о Sea Launch и роли Украины в этом проекте. Из вежливости немка кивала головой, ей очень трудно было представить Украину космической державой. Сначала нас никто в мире не замечал: «Космические носители - это Россия, а чем занимается Украина?».

Приступив к реализации «Морского старта», мы столкнулись с массой проблем как языковых, так и технических. Самая сложная заключалась в том, когда три «тигра», которые ранее стояли на разных полюсах «холодной войны» и были головными разработчиками боевого оружия (Boeing, КБ «Южное», РКК «Энергия»), оказавшись в одной лодке, заговорили на одном, понятном для всех языке и без потерь доплыли до экватора.

«Морской старт» - это не просто грандиозное достижение мировой космонавтики, не только научная и техническая победа, это прежде всего победа человеческого разума.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме