РАСШИРЕНИЕ ЕС СКВОЗЬ ЩЕЛЬ ИРЛАНДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Поделиться
Официальная рекомендация Европейской комиссии по приему 10 новых членов ЕС, обнародованная на прошлой неделе, была встречена с большим энтузиазмом...

Официальная рекомендация Европейской комиссии по приему 10 новых членов ЕС, обнародованная на прошлой неделе, была встречена с большим энтузиазмом. В числе недовольных осталась разве что Турция, в список первоочередных претендентов так и не попавшая, зато удостоенная двукратного увеличения финансирования на доведение своих параметров до стандартов, необходимых для вступления в ЕС в дальнейшем. При этом всеобщий энтузиазм, по внешним признакам, совершенно не омрачается той неопределенностью, которая сложилась в ЕС накануне повторного референдума в Ирландии.

Законодательные основы предстоящего расширения ЕС, заложенные Ниццским договором, предусматривают обязательную ратификацию его положений всеми 15 действительными членами Союза. 14 из них договор уже ратифицировали. И только Ирландия, единственная из этих стран, конституция которой требует проведения референдума для принятия столь важного решения, с этой задачей пока еще не справилась. Первый референдум дал отрицательный результат. И, несмотря на то, что участвовали в нем лишь 35 процентов ирландцев, 54 процента «черных шаров» оказались достаточно серьезным испытанием при тестовом прогоне локомотива процесса расширения.

Со времени проведения первого референдума, состоявшегося в июне прошлого года, как ирландскими, так и брюссельскими политиками, была проделана большая работа. Начало, как водится, положили социальные опросы. Собственно, даже и без них было ясно, что наибольшую обеспокоенность у ирландцев вызывает перспектива утраты своего традиционного военного нейтралитета, что является автоматическим следствием реализации пункта договора, заключенного в Ницце, предусматривающего создание единых сил быстрого реагирования. Кроме того, ирландцев весьма волнует вопрос растворения их не слишком уж мощного голоса в общем хоре голосов расширенной организации, а также необходимость перераспределения финансовых потоков, большая часть которых должна хлынуть в восточном направлении. Да и некоторое торможение стремительной ирландской экономики, наблюдающееся в последние годы, способствовало росту числа противников ратификации договора.

Сразу же после проведения первого референдума правительство Ирландии устами министра иностранных дел Брайана Коуэна заявило о своей твердой поддержке политики ЕС в вопросах расширения и заверило Брюссель, что приложит все усилия для устранения препятствий на пути расширения. Тем более что подобный прецедент уже был. При ратификации Маастрихтского договора 1992 года о введении евро референдум по этому вопросу был проведен только в Дании. И первый раз тоже дал отрицательный результат. Однако спустя некоторое время, благодаря мощной пропагандисткой кампании, был получен именно тот ответ, что и требовался.

Весь прошедший год на ирландцев оказывалось постоянное, но очень осторожное давление. Прежде всего тот факт, что мнение трети населения четырехмиллионной страны было противопоставлено решениям правительств гораздо более крупных государств, здорово потешило самолюбие ирландцев. Затем им напомнили о том, насколько благотворными оказались результаты вступления в ЕС для самой Ирландии. Бедная страна, едва просматривающаяся в тени могущественной Великобритании, после вступления в Союз получила выход на новые рынки, существенную политическую и финансовую поддержку. Благодаря этому ее развитие стало настолько стремительным, что уже к 2006 году, по прогнозам экономистов, из реципиента финансовой помощи она превратится в ее донора. Поэтому как Брюссель, так и Дублин тактично, но достаточно настойчиво напоминают ирландцам о том, что отвечать на добро черной неблагодарностью не к лицу уважающей себя нации, и не стоит лишать другие страны того шанса, который так великолепно был использован самими ирландцами. Как известно, отказывать легче всего незнакомцам. Поэтому в течение всего года по всей стране проводились всевозможные выставки и культурные мероприятия, призванные лучше познакомить ирландцев с жизнью стран-кандидатов на вступление в ЕС. Одну из таких фотовыставок под названием «Образы новой Европы», недавно завершившую свою работу в Дублине, посетил министр Ирландии по проблемам европейской интеграции Питер Хейн. Он выразил твердую уверенность в том, что все препятствия на пути расширения будут устранены, и заверил журналистов, что правительство даже не разрабатывало запасного варианта на случай повторного отрицательного результата, так как полностью уверено — ирландцы сделают достойный выбор.

Не меньшую убежденность в благополучном разрешении сложной коллизии демонстрируют в Брюсселе. Там тоже говорят о том, что альтернативных вариантов, предусматривающих возможность отрицательного результата референдума, не подготовлено. Однако тем проблемам, которые высветил первый ирландский референдум, уделено самое серьезное внимание. В частности, в Конституциональном конвенте (ему предстоит разработать наброски новой архитектуры расширенного ЕС) все больше склоняются к идее двухъярусной конструкции. Ее внутренний костяк, представленный в первую очередь Францией и Германией, будет построен по принципу федерализма, предполагающего более тесное переплетение несущих конструкций. А те страны, которые не желают принимать участие во всех проектах Евросоюза, смогут избрать для себя наиболее приемлемую конфигурацию сочленения с этим костяком. Собственно, именно по такому принципу ЕС функционирует уже сейчас, хотя бы в отношении введения единой валюты, которую Великобритания у себя так до сих пор и не ввела. Более того, правительство Тони Блэра до сих пор не может решиться на проведение референдума по поводу ее принятия, не будучи полностью уверенным в положительном результате. Точно так же подобная конструкция может гарантировать и Ирландии сохранение ее традиционного военного нейтралитета. Правда, для ее возведения все равно нужен положительный результат повторного ирландского референдума.

Собственно, сам вопрос проведения национальных референдумов при принятии решений общеевропейского масштаба требует, по мнению многих политиков, пересмотра. Причем не только в Ирландии. Проблемы расширения в действительности настолько сложны, что от обывателей уже не ожидается полного понимания. Как следует из едкой реплики в журнале Economist, если бы вопрос о вступлении Германии в свое время был вынесен на референдум, то сомневаться в отрицательном результате не приходится — ведь положительное решение означало бы рост цен на бананы.

И все же основания надеяться на «правильный» результат повторного референдума, назначенного на 19 октября, похоже, действительно есть. Результаты опросов общественного мнения ирландцев показывают, что процент готовых сказать «да» достиг 44 (против 29 еще месяц назад). К тому же, именно ирландцы наиболее высоко оценили последствия членства своей страны в ЕС — благотворными их назвало 86 процентов населения страны, против 47 в среднем по Союзу. Так что, возможно, необходимости в подготовке запасных вариантов действительно не было.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме