Физик объяснил причины разного восприятия людьми клякс Роршаха

15 февраля 16:43

Чем проще в визуальном отношении клякса, тем больше образов видит человек.

 

Ученый Ричард Тейлор из Орегонского университета решил выяснить причину, по которой люди видят в кляксах Роршаха разные, порой очень странные образы. Физик пришел к выводу о том, что чем проще клякса теста в визуальном отношении, тем больше образов видит человек. Выводы исследователя были опубликованы в журнале Nature.

В ходе анализа ученый применил математическую характеристику изображений, называемую фрактальной сложностью. Фрактал – это самоподобный узор. Иными словами, он имеет такую же форму, как одна из его частей. Фрактальную сложность определяет т. н. D-значение: в случае с гладкой линией оно будет составлять 1.0. При помощи специального компьютерного алгоритма Тейлор выяснил фрактальную сложность пяти клякс Роршаха. Их D-значение оказалось в диапазоне 1.1–1.3. Кроме того, ученый проанализировал образы, которые порождали эти кляксы у более чем пяти тысячи пациентов.

Читайте также: Ученые назвали новый вид амебы в честь Гэндальфа

Оказалось, что при увеличении D-значения количество образов, которые видит человек, уменьшается. Иными словами, чем выше фрактальная сложность, тем более "определенным" кажется рисунок. По словам самого Тейлора, открытие может быть полезным для изучения зрительной системы человека, а также для разработки маскировочных элементов.

Тест Роршаха является психодиагностическим тестом для исследования личности. Его в 1921 году опубликовал швейцарский психиатр и психолог Герман Роршах. Этот ученый пришел к выводу, что люди, видящие правильные симметричные фигуры в бесформенных чернильных кляксах, как правило, хорошо понимают реальную ситуацию. У них есть способности к самокритике и самоконтролю. Предполагается также, что чернильные кляксы могут раскрыть тайные желания или страхи, которые лежат в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили в мозге человека два кластера генов, которые отвечают за развитие интеллекта. В ходе исследований ученые установили, что эти же гены в измененном состоянии могут привести к эпилепсии и когнитивному дисбалансу.