Мировые авиаперевозчики объединяются во избежание банкротства

14 января 12:28

В декабре Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) опубликовала прогноз финансовых итогов работы авиакомпаний в 2010 году. По оценкам ассоциации, авиаперевозчики впервые с 2007 года должны получить прибыль в размере 15,1 миллиардов долларов, а их выручка может составить 565 миллиардов, пишет «Коммерсант-Украина».

 

Благодаря кризису ускорился процесс слияний и поглощений в мировой авиационной отрасли. Без дальнейшего объединения большинство мировых компаний выжить не смогут, пишет «Коммерсант-Украина».Главная причина, по которой мировая авиаиндустрия смогла получить прибыль,– увеличение спроса и снижение себестоимости полетов. Однако спрос на полеты восстанавливается медленно, тогда, как их себестоимость с 2008 по 2010 год была снижена на 32%. «Это произошло в первую очередь за счет массового объединения мировых авиакомпаний, которое началось в 2008 году и продолжится вплоть до 2012 года»,– говорится в отчете IATA. В ассоциации также отмечают, что в будущем эффективно конкурировать на мировом рынке смогут лишь мегакомпании с авиационным парком от 300 самолетов. Массовые слияния авиакомпаний начались в 2008 году. Тогда американская Northwest Airlines завершила слияние с Delta Air. Причиной объединения стали убытки Northwest Airlines в размере 317 миллионов долларов из-за снижения спроса на авиаперевозки вследствие экономического кризиса. В том же году объединились Air France и KLM. А компания Lufthansa получила контроль над Brussels Airlines. В этом году завершились еще два крупных слияния: Continental Airlines и United Airlines. Объединенная компания, которая называется United Airlines, стала крупнейшей в мире. Кроме того, British Airways и испанская Iberia, завершившие слияние в этом году, планируют приобрести несколько перевозчиков в Азии. Украинский авиарынок в целом повторяет тенденции мирового, отмечает член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж. По его словам, объединение «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днеправиа» – это попытка создать «крепкого середнячка» по европейским меркам. «Фактически на рынке сегодня осталось три игрока – «Украинская авиационная группа», МАУ и WizzAir. Последние две компании в будущем не смогут выжить самостоятельно и наверняка, станут объектом поглощения. Вопрос лишь в том, кто их купит,– украинский игрок или западный»,– говорит Корж. Заместитель генерального директора «Днеправиа» Сергей Криворотченко отмечает, что объединение украинских авиакомпаний позволило увеличить доход входящих в его состав компаний. По его словам, компания намерена и дальше расширяться. Так, «Днеправиа» предложила Фонду госимущества купить государственные 61,58% акций «Международных авиалиний Украины» за 516,84 миллионов гривен. Инфляция и рост стоимости авиатоплива неизбежно скажутся на расходах авиакомпаний и приведут к подорожанию услуг. «Подготовка к проведению Евро-2012 и создание авиапортовой инфраструктуры потребуют увеличения сборов. Все это в конечном итоге отразится как на конечном потребителе, так и на доходах авиакомпаний. Выжить в этой ситуации смогут лишь операторы, эксплуатирующие значительное количество самолетов», – отмечают эксперты. После подписания Украиной договора «Об открытом небе» любая авиакомпания-резидент ЕС получит право совершать полеты по любому маршруту, в том числе между третьими государствами. «Как только это произойдет, в Украине местные авиакомпании получат серьезных конкурентов в лице мировых гигантов. И либо объединятся, либо закроются»,– говорят эксперты. По их мнению, в случае объединения украинские авиакомпании смогут оптимизировать расходы за счет оптимизации маршрутных сетей и сокращения дублирующих функций. В случае если украинские перевозчики смогут снизить стоимость своих услуг, они получат дополнительный доход за счет роста объемов продаж.

По материалам КоммерсантЪ-Украина