САП получила невысокую оценку от экспертов: среди значительных проблем не только отсутствие реальной независимости

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
САП получила невысокую оценку от экспертов: среди значительных проблем не только отсутствие реальной независимости © Слово і діло
На недостатки в работе антикоррупционной прокуратуры обратили внимание и в Европейской комиссии.

Эксперты Transparency International Ukraine (TI Ukraine) дали невысокую оценку Специализированной антикоррупционной прокуратуре в рамках своего исследования — 3,5 балла из 5 возможных. На это есть причины, говорится в тексте "Что тормозит работу антикоррупционной экосистемы? Исследование".

Представители TI Ukraine напомнили, что САП почти два года работала без полноценного руководителя с августа 2020 года. В такой ситуации все действия исполняющего обязанности согласовывал генеральный прокурор, должность которого тогда занимала Ирина Венедиктова, что могло создать и создавало возможности для вмешательства в ход антикоррупционных расследований. Именно так было "убито" дело в отношении заместителя руководителя офиса президента Украины Олега Татарова. Это демонстрирует уменьшение возможностей антикоррупционной прокуратуры выполнять свои функции в этот период.

Эксперты считают, что назначение Александра Клименко главой САП в июне 2022 года не устранило ряд проблем в работе ведомства. В частности, сохраняется отсутствие реальной независимости и отдельного юридического лица.

“Орган до сих пор не имеет своей канцелярии и секретно-режимного подразделения. То есть сейчас невозможно написать непосредственно в САП — вся корреспонденция проходит через Офис генерального прокурора, что опять же создает опасность утечки чувствительных данных. Так же это увеличивает и риск банальной человеческой ошибки, когда какое-то письмо просто не дойдет до конечного адресата. У САП нет своего сайта для распространения информации и она не может создавать и воплощать коммуникационную стратегию”, — объяснили в материале.

Некоторые ограничения также распространяются на руководителя САП, что может производить впечатление, будто антикоррпрокуратура недостаточно эффективна. Например, Александр Клименко не может самостоятельно направлять запросы об экстрадиции, несмотря на значительное количество подозреваемых в коррупции, которые находятся за границей. Запросы отправляются только через генпрокурора. Также речь идет о невозможности самостоятельно зарегистрировать в Едином реестре досудебных расследований производство против народного депутата.

"Профильное законодательство о САП, в отличие от других органов антикоррупционной экосистемы, почти не менялось за восемь лет и кое-где потеряло способность адекватно отвечать на вызовы, вставшие перед институцией на протяжении ее деятельности", — подчеркнули в Transparency International.

Предоставить САП дополнительную защиту от вмешательства также рекомендовала Европейская Комиссия в недавнем отчете о прогрессе реформ в Украине. Риск вмешательства можно ликвидировать, усовершенствовав отбор руководителя САП и других ключевых должностных лиц органа, повысив организационную и процессуальную автономию, улучшив систему подотчетности.

21 ноября Верховная Рада согласовала в первом чтении законопроект №10060, который должен предоставить антикоррупционной прокуратуре собственное юридическое лицо и усовершенствовать конкурс на должность ее руководителя, а также создать отдельную дисциплинарную комиссию для САП и ввести внешний независимый аудит институции.

"Хотя законопроект и содержит ряд недостатков, таких как отсутствие полномочий у руководителя САП начинать уголовное производство в отношении нардепов, самостоятельно направлять запросы об экстрадиции, в целом он закладывает основу независимости САП и отвечает требованиям Европейской Комиссии по этому вопросу. Этот законопроект также требует более глубокого анализа после обнародования полного текста документа", — отмечается в тексте.

Отсутствие внешнего аудита эффективности САП эксперты назвали другим краеугольным камнем. TI Ukraine указала на необходимость такой оценки для выявления сильных и слабых мест, зон роста.

В то же время авторы материала заявили о формировании вполне качественного взаимодействия в сотрудничестве НАБУ и САП.

“Интересно, что результаты этого взаимодействия могут как раз и вызвать у украинцев впечатление, что уровень коррупции в стране значительно вырос по сравнению с предыдущими годами. А все потому, что где-то с осени прошлого года мы стали свидетелями значительно большего количества объявленных подозрений в коррупции, и, соответственно, количество новостных заголовков об этом тоже увеличилось, что может создать в определенной степени ошибочное впечатление о росте самой коррупции, а не расследований в отношении нее”, — добавили эксперты.

Но они также подчеркнули, что Украине необходимы и приговоры, чтобы заголовки в СМИ производили более приятное впечатление. Это задача для Высшего антикоррупционного суда (ВАКС).

Национальное антикоррупционное бюро Украины продемонстрировало самый большой рост в сравнении с данными 2020 года по оценке организации Transparency International Ukraine. Показатели способности органа увеличились с 3,6 до 4,3 балла из 5 возможных, но еще остается ряд проблем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме