Первая - о борьбе с финансированием терроризма, поскольку Москва поддерживает пророссийские силы в Донбассе. А вторая - о ликвидации всех форм расизма и дискриминации, поскольку оккупационная власть в Крыму преследует крымских татар. И уничтожение малайзийского авиалайнера "Боинг 777" над Донбассом касается нарушения первой.
Об этом на страницах Forbes пишет главный исследователь Института Гувера в Стэнфорде и немецком Институте экономических исследований Пол Родерик Грегори.
Он напоминает, что в вопросе аннексии Крыма и вторжения на Восток Украины Москва уже отказалась признавать юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге. Хотя суд обнародовал предварительные выводы, что "существуют разумные аргументы в пользу утверджения, что преступления, которые произошли или происходят в Крыму и Донбассе" в его компетенции. Верховный суд РФ также постановил, что Россия не будет выполнять решения Европейского суда по правам человека.
Поэтому остается только Международный суд ООН. Россия, как постоянный член Совета безопасности ООН, обязана признавать его приговоры. А поскольку уничтожение рейса MH17 в Донбассе - это часть иска Украины против России, это дело стало единственным международным шансом привлечь Москву к ответственности.
По процедуре Международного суда ООН, эпизод с малайзийским авиалайнером подпадает под статью 2.1. конвенции о борьбе с финансированием терроризма, которая запрещает "любые действия, нацеленные на гибель или нанесение серьезных телесных повреждений гражданским или любым другим лицам, которые не принимают активное участие в вооруженном конфликте".
Украина, в частности, обвиняет Россию в поставках ракетного комплекса, из которого был сбит MH17. Лондонский адвокат Сэмюэл Вордсворт, который защищает российскую сторну в Международном суде ООН, отвергает украинские обвинения в том, что Москва поддерживает террористов, поставляя им оружие и средства. Но он признает, что поставка ракетного комплекса "откуда-то" действительно привела к гибели мирных людей, которые были на борту MH17. Вордсворт утверждает, что суду не было представлено никаких доказательств, что именно Россия перебросила ракетный комплекс в Донбасс и "с четким намерением сбить гражданский самолет". А следовательно, по его мнению, дело не подпадает под статью 2.1.b.
"Кто бы не перебросил эту систему "Бук", он действовал в ответ на серию авиаударов со стороны украинской армии", - сказал адвокат России.
Судебные эксперты соглашаются, что "отсутствие умысла" может послужить аргументом. Но это заявление защиты России также разрушает стандартный нарратив Кремля о том, что якобы это Украина сбила малайзийский лайнер.
"Сомневаюсь, что Москва позволила лондонскому юристу самому строить линию защиты. Она решила, по крайней мере в этом эпизоде, где "намерение" является ключевым, косвенно признать, что это она отправила ракетную систему, которая сбила MH17. Россия все еще будет отрицать, что российские военные запустили ракету. Но доказательства, собранные нидерландской следственной группой и независимыми иследователями Billingcat неоспоримы", - пишет обозреватель.
Российский оппозиционер Алексей Навальный еще в день, когда MH17 был сбит, предложил России "простой способ" решить проблему, признав, что российские силы на Востоке Украины сбили лайнер. По его мнению, Москве надо было извиниться и заплатить компенсации семьям жертв. Но воплощение его предложения дорого обошлась бы Путину, поскольку это бы полностью разрушило его байки о событиях в Донбассе. К тому же, его подготовка в КГБ диктует ему все отрицать до последнего.
Почему Путин мог бы через два с половиной года решить признать, что именно российская ракета сбила малайзийский "Боинг 777"? Возможно он рассчитывает, что "намерение" в этом судебном деле против России имеет ключевое значение. Также он может понимать то, что его заявлениям об отсутствии российских войск в Донбассе никто не верит.
В декабре 2015 года Путин признал: "Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые выполняют определенные задачи включительно с военными". Российский экипаж с ракетной установкой, который лишает Украину контроля над небом над частью своей территории, вполне подходят под это описание. К тому же Путин может готовиться к выходу из истории об уничтожении MH17.
"Мир верит, что Россия сделала это. Официальное расследование завершается. Доказательства накапливаются. А родственники жертв становятся все злее. Возможно финансовые выплаты и извинения сыграют важную роль в ослаблении санкций", - говорится в статье.
С другой стороны, российскому президенту нужно подумать над тем, как отреагируют россияне, узнав, что им все это время врали. Если Путин согласится признать вину в уничтожении MH17, это будет означать, что он "очень уверен в своей хватке на горле собственного народа".
Ранігше издание NRC Handelsblad писало, что Суд ООН может рассмотреть дело MH17 в рамках иска Украины против России. Подобный иск против России подала Грузия после войны в 2008 году. В 2011 году Международный суд ООН постановил, что Грузия не выполнила формальную процедуру, согласно которой страны должны попытаться решить конфликт между собой, прежде чем обращаться в суд.
В случае Украины дипломатический процесс был довольно заметным, хотя прямой диалог про Крым не начинался.
6 марта, Международный суд ООН, который находится в Гааге, начал слушания по делу Украины против России.