Астрономы определили, откуда в Челябинск прилетел метеорит

26 февраля 2013 в 17:30

Используя любительские съемки падения метеорита, колумбийские ученые реконструировали его орбиту в Солнечной системе.

Орбита челябинского метеорита
Предполагаемая орбита челябинского болида (обозначен как ChM)
urania.udea.edu.co

Колумбийские астрономы определили происхождение челябинского метеорита, который взорвался 15 февраля над Уралом.

По результатам их исследования, упавший объект принадлежал к разновидности каменных метеоритов, более известных как аполлоны, чьи орбиты пересекают земную орбиту с внешней стороны.

По всей видимости, прежде чем столкнуться с Землей, метеорит вращался по эллиптической орбите вокруг Солнца.

Астрономы Йорге Зулуага и Игнасио Феррин, работающие в Антиохийском университете колумбийского города Медельин, смогли определить высоту, скорость и положение метеорита при приближении к Земле, применяя простейшую тригонометрию.

В своей работе они использовали многочисленные записи падения "огненного шара", сделанные с помощью автомобильных видеорегистраторов и систем скрытого видеонаблюдения (которые фиксировали точное время происшествия), а также расчетные координаты предполагаемого места падения метеорита в озере Чебаркуль.

Для реконструкции орбиты метеорита в Солнечной системе астрономы использовали шесть различных данных о его траектории при вхождении в земную атмосферу. Большинство из них связаны с моментом, когда метеор стал достаточно ярким, чтобы отбрасывать заметную тень на видео.

Затем астрономы внесли эти данные в специальную программу, разработанную Военно-морской обсерваторией США.

По словам доктора Стефана Лоури из Кентского университета, команда колумбийских ученых прекрасно сработала, опубликовав результаты своего исследования в столь краткие сроки.

"Он (упавший метеорит) действительно похож на астероид группы Аполлона", - заявил он Би-би-си.

"Его эллиптическая орбита с малым углом наклонения свидетельствует о происхождении в рамках солнечной системы, наиболее вероятно, в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Возможно, обладая большей информацией, мы сможем определить, из какого пояса астероидов он прибыл", - предположил Лоури.

Отметим, что астероиды подразделяются на группы - аполлоны, атоны или амуры - в зависимости от типа орбиты. Из почти 9,7 тысяч околоземных астероидов, обнаруженных к настоящему моменту, "аполлонами" считаются около 5 тысяч. Они регулярно пересекают орбиту Земли, поэтому являются потенциально опасными.