Если снова отключат свет: украинцы уже знают, как обеспечить себя Интернетом

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Если снова отключат свет: украинцы уже знают, как обеспечить себя Интернетом © depositphotos/deagreez1
Блэкауты научили людей не лишаться Интернета

После массированных ракетных обстрелов украинской инфраструктуры со стороны России в стране случались продолжительные аварийные и плановые отключения электроэнергии, что, конечно, влияло на функционирование Интернета. Ведь у большинства провайдеров возникали проблемы с питанием собственной сети, приводившие к временным отключениям Интернета у пользователей. Сначала провайдеры искали спасения, закупая дополнительные батареи питания для обеспечения автономной работы оборудования. Но нашелся и альтернативный вариант спасения Интернета — решения, обеспечивающие полностью оптический канал к клиенту и не требующие особого электропитания. Выиграли в этот период именно те компании, которые смогли как можно быстрее отреагировать на повышение спроса на энергоэффективный Интернет.

Кризисное реагирование

Так, у оператора Vega спрос по сравнению с концом 2021 года увеличился вдесятеро.

«После первого блэкаута в наш контакт-центр за сутки поступило 1200 обращений на подключение энергоэффективного Интернета Gigabit. Это где-то втрое больше, чем мы получали до начала аварийных отключений электроэнергии в связи с массовыми обстрелами со стороны РФ. Спрос вырос почти мгновенно, потому что операторов, которые могли предоставлять услуги в период временного отсутствия электроэнергии, на тот момент были единицы», — вспоминает генеральный директор Vega Сергей Скрипников.

По его словам, в декабре 2022 года компания вышла на более чем пять тысяч новых подключений по технологии GPON. Тогда как в декабре 2021-го таких было всего около 900. В январе 2023-го поступило 12 тысяч запросов на проверку технической возможности, из 9 тысяч подтвержденных заявок оператор провел линии к 7300 клиентам.

«Этого результата удалось достичь благодаря значительному увеличению числа партнеров и технических команд, занимающихся включениями. Если раньше у нас было 17 бригад, выполняющих подключение за 2–3 дня, то сейчас этих команд более 90», — добавляет Скрипников.

На сегодняшний день на рынке есть и другие операторы, которые строят волоконно-оптические сети и могут адекватно реагировать на повышенный спрос. Это «Ланет», «Адамант», IPnet и другие.

Все больше провайдеров предлагают подключение по технологии GPON (Gigabit Passive Optical Network), которая считается одной из наиболее перспективных технологий доступа к Интернету во всем мире. Особенность технологии полностью оптический канал от провайдера до квартиры или офиса. Преимущество GPON состоит также в том, что оптические разветвители, которые устанавливаются в подъездах домов, не требуют особого обслуживания и почти не нуждаются в электропитании.

Энергонезависимый Интернет предлагает и «Укртелеком», который подключает к оптической сети по технологии GPON, а в случае ее отсутствия предлагает старую добрую технологию XDSL по медной телефонной инфраструктуре: она хоть и передает данные медленно, но тоже не требует промежуточного питания.

«В течение последних месяцев количество заявок на энергонезависимый Интернет в городах ощутимо выросло. В Киеве и области довольно ощутимый спрос на него — тысячи обращений ежемесячно. В целом ежемесячно пользователями энергонезависимого Интернета становятся несколько тысяч абонентов, где-то около половины их — в столице», — говорят в компании «Укртелеком».

Сейчас приблизительно 60% абонентской базы интернет-абонентов по всей стране могут пользоваться энергонезависимым Интернетом (конечно же, речь идет об энергонезависимости в течение определенного времени). Это касается абонентов, подключенных и по медным, и по оптическим технологиям. Как физических лиц, так и бизнес-пользователей.

Проблемы «Киевстара»

Сегодня крупнейшим провайдером домашнего Интернета по количеству пользователей является «Киевстар». Он также строит оптические линии. Но его существенно затронули проблемы с отключениями, ведь оптоволокно у оператора заходит в многоквартирный дом, а далее Интернет раздается в отдельные квартиры через медный кабель. Поэтому с отключением электричества Интернет обычно тоже исчезал, поскольку отключалось коммуникационное оборудование в подъездах.

Конечно, оператор испытал давление со стороны недовольных абонентов, лишавшихся во время блэкаутов вместе со светом мобильной связи и домашнего Интернета. Поэтому «Киевстар» начал устанавливать дополнительные аккумуляторы.

Однако в компании отмечают, что обеспечить такими батареями стопроцентно один миллион абонентов физически невозможно, ведь речь идет не только о человеческом ресурсе, занятом в этом процессе, но и банально о невозможности закупить такую большую партию оборудования.

«Спрос на эту группу товаров просто бешеный. Мы привлекаем все наши ресурсы для их приобретения, но покрыть один миллион домов — маловероятно», — отмечают в «Киевстаре».

Поэтому сейчас там призывают абонентов к сотрудничеству. Если, например, у абонента есть возможность предоставить свой источник бесперебойного питания, оператор установит его самостоятельно. Также посодействовать электропитанию оборудования могут представители ОСМД, ЖЭКов, управляющих компаний. Это можно реализовать путем переключения оборудования на зарезервированные линии электроснабжения в доме, собственные генераторы, аккумуляторы или другие источники альтернативного питания.

Переток абонентов

Казалось бы, во время блэкаутов должен был произойти значительный переток абонентов от одних операторов Интернета к другим. И действительно, граждане, вероятнее всего, пытались добавить к уже существующему источнику Интернета другую интернет-возможность — для подстраховки.

«Массового оттока абонентов в связи с отключениями электроэнергии мы не наблюдаем», — уверяют в «Киевстаре».

Даже больше, и сами операторы в кризисных условиях стараются помогать друг другу.

«Раньше мы все хорошо знали принципы добросовестной конкуренции, но и в мирное время находились игроки, игнорировавшие их. То, что сейчас происходит на рынке телекоммуникационных услуг Украины, совсем другое. Речь идет об общей цель обеспечить каждого связью, несмотря на вражеские обстрелы, ограничение электроэнергии или временную оккупацию некоторых территорий. Мне известно о десятках случаев, когда технические группы одного оператора помогали восстанавливать инфраструктуру другого», — отмечает гендиректор Vega.

В результате украинцев не сломали ракетные обстрелы и блэкауты. Наоборот, они закалились, а еще — научились быть с Интернетом практически в любой ситуации.

Больше статей Германа Богапова читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме