Ученые вывели самцов мышей без Y-хромосомы

Ученые вывели самцов мышей без Y-хромосомы Самец мыши без Y-хромосомы и его потомство © N+1
Животные могут давать потомство.

Биологи из Гавайского университета смогли вывести линию мышей, самцы которой лишены Y-хромосомы, но способны вырабатывать почти нормальные половые клетки и давать почти нормальное потомство. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Science.

Пол животного определяется набором имеющихся у него половых хромосом. Самки несут две копии Х–хромосомы (ХХ), а у самцов одна из них заменена "мужской" Y–хромосомой (XY). Однако важна не Y–хромосома сама по себе, а находящиеся на ней гены, ключевым из которых считается белковый фактор развития семенников, который кодируется геном Sry и еще на ранних стадиях эмбрионального развития запускает развитие организма по мужскому типу.

Ученые смогли доказать, что для развития самцов по мужскому типу достаточно всего двух генов, расположенных на Y–хромосоме. Абсолютно необходимым оказался ген Sry, компанию которому составил ген Eif2s3y. Исследователи смогли использовать эти данные, выведя самцов мышей, полностью лишенных Y–хромосомы.

Позже ученые взяли образцы половых клеток в самцов и смогли с их помощью оплодотворить яйцеклетки. Получившееся потомство оказалось вполне способно продолжать род уже без вмешательства ученых.

Ранее ученые сняли на видео развитие эмбриона мыши в первые три дня. Полученные данные показали, что определение судьбы клеток происходит уже на стадии 16 клеток.