Ученые объяснили возникновение галлюцинаций у человека

Ученые объяснили возникновение галлюцинаций у человека Человеческий мозг имеет сильные способности «достраивать» картину происходящего, опираясь на неполную и неоднозначную информацию © nm2000.kz
Галлюцинации бывают и у психически здоровых людей, уверены исследователи.

Ученые из Великобритании считают, что галлюцинации у человека возникают из-за усиления нормальной особенности работы мозга - при оценке происходящего опираться на уже имеющуюся информацию и прогнозы. Статья исследователей опубликован в журнале Proceedings of National Academy of Sciences (PNAS).

Человеческий мозг имеет сильные способности "достраивать" картину происходящего, опираясь на неполную и неоднозначную информацию. К примеру, при входе в темную комнату человек легко догадается, что быстро пролетевшее за далеким диваном темное пятно - это его кошка.

Однако побочным эффектом "прогнозирования" мозга является склонность видеть вещи, которые в реальности не существуют, то есть галлюцинации. Ученые считают, что такого рода искаженное восприятие присуще не только психически больным людям - почти все слышали или видели нечто иллюзорное.

Исследователи работали с 18 пациентами психиатров, у которых были диагностированы ранние признаки психоза. Им и 16 здоровым добровольцам показали несколько черно-белых картинок с изображением непонятных объектов. Участников эксперимента спрашивали, на каких картинках можно увидеть силуэт человека. Затем добровольцам показали цветные изображения, на основе которых были построены черно-белые картинки.

Ученые решили, что склонные к психозам и галлюцинациям люди должны лучше использовать данную информацию, так как галлюцинации проистекают из гипертрофированной склонности распространять на реальность ранее сложившиеся представления.

Данная гипотеза полностью подтвердилась: пациенты со склонностью к психозу лучше использовали дополнительную информацию (цветные снимки) и быстрее определяли силуэты человека на черно-белых изображениях.

"Появление ключевых симптомов психического заболевания можно понять как сдвиг в равновесии нормальных функций мозга. Еще более важно, что такие симптомы и ощущения указывают не на "сломанный" мозг, а на мозг, который пытается - самым естественным образом - осмыслить неоднозначные данные", - сказал один из авторов исследования Нареш Субраманьям.

Ранее сообщалось о том, что ученым удалось вырастить человеческий мозг в лаборатории. Полученный органоид по размерам напоминает горошину, но структурно и функционально практически идентичен мозгу пятинедельного человеческого плода. От него отходит зачаточный спинной мозг и глаз.