Ученые нашли "черные дыры" в Атлантическом океане

19 августа 2013 в 15:40

Ученые нашли аналог черных дыр в гидродинамике. Они обнаружили, что уравнения общей теории относительности подходят и для описания определенного типа водоворотов. Подобно черным дырам такие водовороты затягивают в себя окружающее вещество, и некоторое время удерживают его внутри воронки.

Водоворот
Уравнения общей теории относительности подходят и для описания определенного типа водоворотов

Ученые смогли оценить роль водоворотов в "утечке" воды из Индийского океана в Атлантику, использовав для изучения их свойств уравнения, описывающие поведение черных дыр, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Притяжение черных дыр настолько велико, что их пределы не могут покинуть даже свет и объекты, движущиеся со световой скоростью. Черные дыры могут возникать, например, после гравитационного коллапса — катастрофического сжатия звезды достаточно большой массы, или в центрах галактик. Свойства черных дыр описывает общая теория относительности, но ее уравнения подходят не только для них.

Джордж Халер из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и его коллега нашли аналог черных дыр в гидродинамике. Они обнаружили, что уравнения общей теории относительности подходят и для описания определенного типа водоворотов. Подобно черным дырам такие водовороты затягивают в себя окружающее вещество, и некоторое время удерживают его внутри воронки, утверждают авторы статьи.

"Если их границы действительно устойчивы и не дают "нитей", такие водовороты могут создавать движущиеся оазисы для представителей морских пищевых цепей или даже влиять на изменение климата, перенося воду разной солености и температуры", — говорится в статье.

Аналогия с черными дырами позволила ученым разработать алгоритм обнаружения этого типа водоворотов на спутниковых снимках. Они обработали снимки Индийского океана и южной части Атлантики там, где проходит течение мыса Игольного. Оно идет из Индийского океана в сторону Атлантики, но у мыса Игольного поворачивает обратно. При этом от него отделяются водовороты, двигающиеся дальше в Атлантику. Подсчитав количество водоворотов, ученые пришли к выводу, что они переносят из Индийского океана в Атлантику 1,3 миллиона кубометров в секунду — около одной десятой от всего количества воды, утекающей в Атлантику благодаря течению мыса Игольного.