Ученые клонировали стволовые клетки

16 мая 2013 в 22:55

Полученные клетки способны превращаться в клетки сердечной ткани, печени и нервов.

стволовые клетки
Новый метод возродил опасения относительно промышленного создания клонов

После более чем 15 лет неудач мировой науки биологи произвели человеческую стволовую клетку тем же способом, каким они создали клонированную овцу Долли в 1996 году - трансплантировали генетический материал взрослой клетки к яйцеклетку с удаленной собственной ДНК.

В результате ученые получили урожай человеческих стволовых клеток, которые способны делиться и преобразовываться в любые из более чем 200 типов клеток, из которых состоит человек.

Событие, о котором в среду сообщил журнал Cell, может вновь возбудить интерес к теме использования стволовых клеток в медицине, вызывающей серьезные научные, а также этические споры.

До этого времени основным естественным источником человеческих стволовых клеток были эмбрионы человека, чье использование в научных целях подвергается критике с этических позиций.

Метод, о котором сообщили биологи Oregon Health & Science University и Oregon National Primate Research Center, использует неоплодотворенные человеческие яйцеклетки.

Отсутствие необходимости в человеческом эмбрионе может стимулировать попытки использовать стволовые клетки и их производные для замены уничтоженных или поврежденных клеток при болезнях сердца, болезни Паркинсона, множественном склерозе, повреждениях спинного мозга и других тяжелых травмах и заболеваниях.

В это же время могут вновь появиться опасения относительно промышленного создания клонов - генетических копий живых или мертвых людей.

Еще до опубликования результатов исследования британская организация Human Genetics Alert выступила против направления, в котором шла работа ученых.

"Ученые наконец достигли результата... - метода надежного создания клонированных человеческих эмбрионов. Это делает необходимым введение международного запрета на клонирование человека", - заявил глава организации доктор Дэвид Кинг.

Ученые из университета штата Орегон во главе с Шукратом Миталиповым осторожно ввели взрослую клетку в донорскую человеческую яйцеклетку, у которой была удалена ДНК. Неоплодотворенные яйцеклетки стали делиться под воздействием электрического тока и развились примерно до 150 клеток.

Полученные клетки "способны изменяться как и обычные эмбриональные стволовые, в том числе превращаться в клетки сердечной ткани, печени и нервов", сказал Миталипов.

"Хотя нужно еще много сделать, чтобы разработать безопасные и эффективные лекарства на основе стволовых клеток, мы считаем, что это значительный шаг вперед", - добавил он.

Как утверждает Миталипов, клонирование человека не было целью исследований, и открытый учеными способ получения человеческих стволовых клеток, по его мнению, не может быть использован для клонирования человека.