Неандертальцы изготовили украшение из кости оленя более 51 тысячи лет назад

Неандертальцы изготовили украшение из кости оленя более 51 тысячи лет назад Артефакт созданный неандертальцем © Dirk Leder et al. / Nature Ecology & Evolution, 2021
Эта находка является доказательством того, что у неандертальцев было развито абстрактное мышление.

Немецкие ученые нашли на севере Германии древний артефакт из кости большого оленя, который украшен геометрическим орнаментом, сообщает N + 1. Археологи откопали его у входа в пещеру Айнхорнхеле. Предполагают, что украшению не менее 51 тысячи лет.

Долгое время шла дискуссия среди ученых о способности неандертальцев преподносить символические подарки, но в последнее время появляется все больше свидетельств тому, что они создавали художественные предметы, украшения из зубов животных, а также рисовали на скалах.

На севере Германии в Нижней Саксонии расположена пещера Айнхорнхеле, где с 1988 года проводятся раскопки. Известно, что начиная с эпохи Средневековья, люди приходили в эту пещеру в поисках древних костей, из которых делали порошок и использовали как лекарство. Недавно ученые обнаружили, что около ста тысяч лет назад эту пещеру заселиляли неандертальцы.

Дирк Ледер из Регионального управления по культурному наследию Нижней Саксонии совместно с немецкими учеными обследовали артефакт, изготовленный из кости оленя, который нашли на входе в пещеру Айнхорнхеле. Радиоуглеродное датирование показало, что предмету не менее 51 тысячи лет. Находка оказалась фалангой гигантского оленя, на которой сделаны насечки. Ее размеры составили 56,8 × 39,9 × 30,9 миллиметра и вес - 36,1 грамма.

Ученые предполагают, что насечки на кости сделаны намеренно, и существенно отличаются от следов разборки тушки зверя. Также предмет не имеет практического применения, так как он небольшого размера, а геометрический рисунок из шести линий - это главный элемент артефакта.

Исследование ученых показало, чтобы создать такие линии на кости, сначала необходимо было ее отварить, а затем уже приступать к созданию орнамента. Ученые считают, что сложный процесс производства, редкость гигантских оленей к северу от Альп подтверждает, что неандертальцы создали артефакт намеренно.

Антропологи пришли к выводу, что у ранних Homo sapiens была способность к творческому самовыражению и к абстрактному мышлению. Но данные по поводу символического поведения неандертальцев часто оспариваются. А находка из пещеры Айнхорнхеле подтверждает, что они владели абстрактным мышлением и могли изготавливать предметы искусства.

Напомним, что ученые нашли череп возможного нового вида человека. Предполагают, что это может быть один из ближайших эволюционных родственников современному человеку.