Астрономы обнаружили сверхмассивную черную дыру, выброшенную из центра галактики Черная дыра может быть вскоре выброшена за пределы галактики © NASA
Черная дыра могла быть выброшена из центра галактики из-за влияния гравитационных волн.

Ученые с помощью телескопа "Хаббл" обнаружили сверхмассивную черную дыру, которая была выброшена из центра своей галактики неизвестной силой. О своем открытии исследователи сообщили в Astronomy & Astrophysics.

Наблюдения, проведенные с помощью "Хаббла" позволили обнаружить очень яркий и необычный квазар, который указывал на действие активного ядра галактики и наличие сверхмассивной черной дыры в нем. Вместе с тем, обнаруженный квазар 3C 186, который располагается на расстоянии восьми миллиардов световых лет от Земли, находился не в центре галактики. Рассчитав расстояние, ученые установили, что он находится на расстоянии 35 тысяч световых лет от центра галактики, то есть, дальше, чем Солнце от центра Млечного Пути.

Кроме того, исследователи провели оценку массы черной дыры и скорость движения газов возле нее. Оказалось, что газ вокруг черной дыры удаляется от центра галактики на скорости около 7,6 миллионов километров в час. Этот газ гравитационно связан со сверхмассивной черной дырой, так что и она должна двигаться с той же скоростью. Ее вполне достаточно, чтобы за несколько минут покрыть расстояние от Земли до Луны – и за 20 миллионов лет черная дыра должна вовсе покинуть материнскую галактику.

На снимках, сделанных "Хабблом", ученые заметили необычные структуры, похожие на арки. Эти структуры являются следами слияния двух галактик. Предполагается, что не так давно материнская галактика 3C 186 встретилась с другой крупной галактикой, имевшей собственную сверхмассивную дыру в центре.

Черные дыры сблизились и стали сходиться, закручиваясь друг вокруг друга и теряя огромные количества энергии в виде расходящихся гравитационных волн. Из-за разницы в их первоначальных массах и скоростях вращения это "гравитационное излучение" было сконцентрировано преимущественно в одном направлении. И когда дыры окончательно слились в единый объект, его отбросило в противоположную сторону словно реактивной струей.

Стоит отметить, что астрономы не исключают и другой возможный сценарий развития событий. Например, квазар может вовсе не относиться к этой галактике и располагаться за ней, и лишь телескопы создают эту иллюзию.

Ранее NASA представило видео уничтожения звезды черной дырой. На видео изображен момент так называемого "приливного разрушения", которое находится в центре галактики, расположенной на расстоянии 290 миллионов световых лет от Земли.