Астрономы обнаружили самый холодный объект во Вселенной

Астрономы обнаружили самый холодный объект во Вселенной Изображение с телескопа Хаббл, полученное с использованием поляризационных фильтров © polaris-surgut.ru
Температура в Туманности Бумеранга составляет всего 1 градус Кельвина или минус 272,15 градусов по шкале Цельсия. Этот всего на один градус выше абсолютного нуля.

Недавно введенный в строй субмиллиметровый телескоп ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), работающий в высокогорной чилийской пустыне Атакама в Южной Америке, обнаружил во Вселенной объект, претендующий на звание самого холодного объекта. Речь идет о Туманности Бумеранга.

По данным телескопа, температура туманности составляет всего 1 градус Кельвина или минус 272,15 градусов по шкале Цельсия. Этот показатель всего на один градус выше абсолютного нуля - минимально возможной температуры, при которой замерзает самый легкий химический элемент - водород.

Специалисты, работающие с ALMA, говорят, что данная туманность едва видна на фоне микроволнового фона Вселенной, представляющего собой остаточное излучение от Большого взрыва, произошедшего 13,7 млрд лет назад. Считается, что микроволновой фон обладает минимальной из возможных температур и на его фоне все остальные объекты во Вселенной теплее, следовательно, они обладают тепловым излучением и видны в инфракрасном спектре наблюдений.

Однако Туманность Бумеранга тут практически не видна, телескоп передал лишь бумерангообазные очертания этой туманности, что указывает на крайне низкую температуру данного объекта. Ученые говорят, что низкая температура туманности - это лишь одна сторона медали. Другая - в том, что эта туманность обладает небольшим оптическим свечением, что невозможно объяснить современными научными знаниями. Впрочем, ученые говорят, что современной физике известно очень мало о сверххолодных космических объектах и многие данные здесь либо не полны, либо основаны на неподтвержденной теории.

Сама по себе Туманность Бумеранга представляет собой объект, удаленный от нас на 5000 световых лет в созвездии Центавра. Это достаточно молодой объект, что добавляет интриги, так как неясно, как в современной части Вселенной мог возникнуть столь холодный объект. Возможно, что в центре туманности есть несколько небольших или умирающих звезд, которые дают ему светимость, но пока это не подтверждено.

Ученые говорят, что туманность - это пре-планетарный объект, то есть тут нет звездных систем, подобных нашей, следовательно, и планет тут тоже нет. Вероятно, что столь низкая температура туманности обусловлена как раз работой тех самых звезд. Здесь создается эффект, похожий на тот, что существует в холодильниках. Звезды просто забирают все тепло из туманности, оставляя ее в виде гигантской морозильной камеры. При этом свет звезд пронзает всю туманность и газо-пылевые облака в ней начинают светиться.

Отметим, что Туманность Бумеранга была открыта еще в 2003 году при помощи телескопа Хаббл, но этот телескоп не имеет системы температурного мониторинга, поэтому температура Туманности до сих пор была не выясненной.

Специалисты говорят, что в будущем температура Туманности, скорее всего, будет подниматься, так как здесь будут образовываться другие гравитационные центры, которые смогут аккумулировать вокруг себя региональные точки теплого излучения. !zn