Топ Новости

Астрономы обнаружили на Юпитере Большое холодное пятно

12 апреля в 11:59

Ученые связали появление пятна холодного газа с полярными сияниями.

юпитер
На Юпитере обнаружен "конкурент" Большого красного пятна
NASA
Астрономы обнаружили в верхних слоях атмосферы Юпитера темное пятно холодного газа, появление которого ученые связывают с полярными сияниями. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Новое пятно простирается на 24 тысячи километров вдоль параллелей планеты и на 12 тысяч – вдоль меридианов. Пятно расположено на уровне термосферы Юпитера, температура здесь на 200 К ниже, чем в атмосфере. Большое холодное пятно намного более подвижно, чем медленно изменяющееся Большое красное, оно меняет и форму, и размеры за время порядка недель, а то и дней. Если же пятно исчезает, то ненадолго. В ходе исследования ученые изучили данные наблюдений за 15 лет и установили, что пятно появлялось снова и снова.

По мнению исследователей, появление Большого холодного пятна связано с действием мощных полярных сияний в атмосфере Юпитера. При этом в ней высвобождается дополнительная энергия, которая в виде "тепловой волны" охватывает всю планету. В то же время в самых верхних слоях термосферы эти процессы ведут к возникновению холодного пятна, которое постепенно рассеивается "волной холода". Однако пока этого не произошло, в нем также могут появляться вихри, вызывающие потемнение на снимках атмосферы Юпитера.