Археологи раскрыли тайну исчезновения цивилизации острова Пасхи

Археологи раскрыли тайну исчезновения цивилизации острова Пасхи Цивилизация острова Пасхи не могла исчезнуть в результате вооруженного конфликта © wikipedia
Цивилизация не могла исчезнуть в результате военного конфликта.

Археологи из университета Бингхэмтона изучили наконечники копий, найденных на острове Пасхи, и пришли к выводу, что загадочная цивилизация, оставившая после себя множество каменных истуканов, не могла исчезнуть в результате военного конфликта. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Antiquity.

По словам Карла Липо, "практически любую вещь можно использовать как копье, и почти любой предмет может стать орудием убийства. Но когда вы ведете войну, то ваше оружие должно соответствовать неким критериям - настоящее оружие всегда приспособлено для решения одной задачи, убийства противника. Копьями "мата'а" c острова Пасхи можно легко поранить человека, но не убить его".

На острове Пасхи около двух тысяч лет назад жила загадочная цивилизация, которая оставила после себя многочисленные следы в виде гигантских каменных истуканов-моаи, которые, по мнению ученых, представляют собой обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова. Причинами исчезновения цивилизации считаются две вещи – истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами, и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Изучив четыре сотни наконечников боевых копий из вулканического стекла, ученые пришли к выводу, что война не могла быть причиной исчезновения цивилизации. По мнению ученых, "мата'а" не могли быть орудием ведения войны между племенами острова. По своим "тактико-техническим характеристикам" эти орудия труда сильно уступали даже самым примитивным каменным инструментам, так как они просто не были приспособлены для максимально эффективного умерщвления противника. Скорее всего, они использовались для возделывания земли, нанесения татуировок или изготовления пищи.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что племена Пасхи не могли вести военные действия друг с другом. их исчезновение было связано с исчерпанием природных ресурсов и прибытием на остров первых европейцев.

Ранее сообщалось о том, что археологи нашли доказательства существования мигрантов в Древнем Риме. В ходе исследования ученые изучили 105 скелетов людей, который были похоронены на кладбищах Рима в І-ІІІ веке нашей эры. Изотопное соотношение стронция и кислорода помогло определить, формировалась ли зубная эмаль в Риме или за его пределами. Оказалось, что восемь из 105 обследованных родились в других регионах - возможно, в Северной Африке, в альпийских провинциях или в районе Апеннинских гор.