В рамках традиционного уже для нашего города музыкального фестиваля «Апрельские музыкальные встречи» состоялась презентация мультимедийного диска «Юлий Мейтус: возвращение в родной город» (составитель — музыковед Марина Долгих). Память известного композитора и музыканта чтят не только в Кировограде, бывшем Елисаветграде, — городе, где он родился. Благодаря этому солидному изданию — спустя десять лет после смерти деятеля искусства, — которое в Кировограде представляли киевские музыковеды Марьяна Копыця, Ирина Сикорская и композитор Богдана Фильц, музыкальная общественность получила возможность лучше познакомиться со страницами его жизни и творчества.
На эти дни пришлось и 20-летие музея Юлия Мейтуса, основанного в свое время первым директором Кировоградской музыкальной школы №2 Назарием Макиевским. Его дело достойно продолжила нынешний директор Валентина Ревенко. На доме по улице Дзержинского (в свое время принадлежавшем отцу композитора и где размещалась его частная больница) ныне детская музыкальная школа имени Генриха Нейгауза, к 100-летию композитора открыта мемориальная доска (скульптор Виктор Френчко): будущий народный артист Украины провел здесь свое детство и юность…
Среди деятелей искусства, звезд первой величины, живших и творивших в нашем крае, композитор Юлий Мейтус — заметная фигура. Более семи десятков лет яркой творческой деятельности дают основания говорить о нем как об одном из основателей украинской советской композиторской школы. Его музыка, особенно инструментальная, — довольно сложная, но вместе с тем исполнена удивительной гармонии. В ней слышится чрезвычайно благородный отголосок музыкальной жизни Елисаветграда начала ХХ века — города, где активно действовала музыкальная школа Густава Нейгауза и Ольги Блюменфельд (сестры Феликса Блюменфельда, профессора Петербургской и Московской консерваторий, дирижера Мариинского театра), в которой преподавал и Генрих Нейгауз (учеником основоположника советской музыкальной педагогики был и Юлий Мейтус). Города, где в здании украинского реалистичного профессионального театра ставили детские оперы (позже Юлий Сергеевич напишет 18 опер, шесть из которых не поставлены до сих пор); где каждое учебное заведение имело свой хор (кстати, аккомпанируя хору родной классической мужской гимназии, 11-летний Юлий впервые публично исполнил отдельные произведения Николая Лысенко и народные песни в обработке Бориса Лятошинского); где, в конце концов, состоялись последние гастроли Ференца Листа и впервые прозвучали «Вечорниці» Петра Нищинского; где в нескольких кварталах от замечательного особняка Мейтусов жил композитор Кароль Шимановский, в 1919 году уехавший в Польшу и там достигший вершин своей славы.
Юлий Мейтус, бесспорно, был сыном своего времени. Бывший директор музея Мейтуса, а ныне художественный руководитель областной филармонии, Наталья Бондаренко назвала музыку композитора своеобразной музыкальной летописью страны. «Перекоп», «Братья Ульяновы», «Молодая гвардия» — список названий этих опер говорит сам за себя. Но если снять идеологическое наслоение, то и в этих произведениях — он талантливый художник, мастер неожиданного пассажа, интонационного поворота, искренний и в чувствах, и в одаренности. А ведь были еще оперы «Ярослав Мудрый», «Украденное счастье», «Гайдамаки». Последняя, кстати, написана на волне патриотического подъема то ли перед войной, то ли во время войны (исследователи расходятся в определении даты) и до сих пор не поставлена. Современники не присмотрелись надлежащим образом к богатейшему наследию композитора, в котором синтезировались и традиции прошлого, и мощь модерной нации. Нужно сказать, что в независимой Украине произведения Мейтуса вообще не издавались, хотя это касается не только его одного — положение дел с нотоизданием в нашем государстве просто никудышнее: музыканты пользуются преимущественно либо старыми советскими изданиями, либо привозят ноты из других стран, прежде всего из России.
Наследие Мейтуса составляют не только оперы, но и музыка к первым звуковым фильмам. Он был знаком с Александром Довженко, сотрудничал с театром «Березіль» Леся Курбаса (именно здесь он встретил свою любовь на всю жизнь — Александру Васильеву, позже заслуженную артистку Украины, либреттистка его опер, верную жену, с которой прожил до конца дней), переписывался со многими украинскими и российскими поэтами, на стихотворения которых написал более 300 романсов. Или это тоже сегодня не нужно Украине?
* * *
В Кировограде, в ДМШ №2, каждый год проходят конкурсы на самое лучшее исполнение произведений композитора-земляка. Кстати, он много писал для детей: один из циклов посвящен внуку Витюше. Виктор Мейтус в этом году стал гостем кировоградских импрез памяти своего деда.
Несколько лет назад, во время чествования 100-летнего юбилея композитора, впервые в нашем крае состоялся областной конкурс юных композиторов, назвавший имена нескольких молодых талантов, которые, возможно, приумножат украинскую музыкальную славу. В музее Юлия Мейтуса, действующем при этой же музыкальной школе, немало интересных экспонатов. Его сотрудники и ученики школы переписывались с Юлием Сергеевичем вплоть до самой его смерти в 1997 году, но в просьбе присвоить школе имя известного земляка им уже дважды отказано. Без объяснения каких-либо причин.
В свое время композитор в соавторстве с другим выходцем из нашего края, поэтом Саввой Голованивским, написал песню «Земляки», посвященную кировоградцам. Один из крупнейших именных фондов в городском музее музыкальной культуры имени Кароля Шимановского — фонд Юлия Мейтуса. Многие экспонаты подарила музею вдова художника Александра Ивановна. Она намеревалась передать родному городу супруга весь его кабинет вместе с концертным роялем и другими вещами. Но поставила пять условий: улицу Дзержинского, на которой расположен дом, принадлежавший родителям Юлия Сергеевича, переименовать в улицу Мейтуса, установить на доме мемориальную доску, присвоить ДМШ №2 имя Юлия Мейтуса, помочь установить на доме по улице Владимирской в Киеве, где композитор прожил полвека, мемориальную доску и поспособствовать увековечению его памяти на Байковом кладбище. Из этих условий выполнили только одно. Представители музыкальной общественности города обращались к областным властям, но, как известно, воз и ныне там. Сейчас, когда и Александра Ивановна отошла в мир иной, очевидно, что позаботиться обо всем этом вообще будет некому...
…В доме-красавце, построенном в свое время архитектором Яковом Паученко, на втором этаже проживала семья (на первом была больница), там до сих пор сохранились элементы отделки тогдашнего интерьера, а в мемориальной комнате «Семейство Мейтус» проходят концерты из его произведений. Юлий Мейтус постепенно возвращается в родительский дом, в родной город.