«Человек великого духа, всегда сам искавший опасность, с легкостью рисковал жизнью, в битве был первым, в лагере очень настороженным, на совещаниях - молчаливым и осмотрительным, во всяческих разговорах - немногословным, к казацкому произволу - очень суровым».
Все эти черты, по мнению польского дипломата Якова Собеского, гармонично сочетал в себе гетман Украины Петр Конашевич-Сагайдачный. Подчеркнем: эту характеристику знаменитого казацкого полководца и проницательного политика, защитника национальных интересов Украины, дает польский шляхтич… Вторая часть фамилии гетмана - Сагайдачный - образовалась, вероятно, от тюркского слова «сагайдак», что означает кожаную сумку или деревянный футляр для стрел. Вообще оба определения вполне соответствовали его личности. Он действительно был человеком мощным и вместе с тем гибким, который из любой сложной ситуации мог найти достойный выход.
Будущий гетман украинского реестрового казачества родился в селе Кульчицы под Самбором, что в Галичине. Историки и сегодня спорят относительно точной даты рождения - 1565 или 1570 год? Происходил он из старинного православного знатного рода Конашевичей-Попелей из Подгорья герба «Побуг».
Учился в самборской церковной школе. В 1587 году поступил в Острожскую высшую школу (в будущем - академию), где находился под патронатом князя и киевского воеводы Василия-Константина Острожского. Последний был известен как ревностный защитник православной веры. В Остроге действовал кружок блестящих полемистов и просветителей. Среди них такие знаковые фигуры, как Герасим Смотрицкий, Иван Федорович (Федоров), Феофан Грек, Демьян Наливайко, Иов Борецкий. Некоторое время Петр Конашевич был учителем детей киевского воеводы Стефана (Яна) Аксака, но вскоре оказался на Запорожье. Участием в походах завоевал уважение казаков, которые несколько раз избирали его гетманом. В 1607-1608 годах возглавлял отряды запорожцев, взявших Килию, Измаил, Очаков и ходивших за Перекоп… А уже в 1616 году стал руководителем знаменитейшего казацкого похода на Кафу (Феодосию), где был крупнейший на Черном море невольничий рынок, а также на Трапезунд и Синоп. В результате десятки тысяч христиан получили свободу, многие из которых стали позже запорожскими казаками.
Петр Сагайдачный был реальным политиком и всегда учитывал силу государственного механизма Речи Посполитой. В 1617-1618 годах отряды казаков под его предводительством принимали участие в Московском походе польского королевича Владислава, который пытался получить корону царя Московии. Не забываем, что казаки оставались подданными его королевской милости Сигизмунда III Вазы. Впрочем, после того как запорожцы взяли города Путивль, Ливны, Емец, Серпухов, Калугу и подступили к Москве, особого азарта в борьбе с «белым», православным царем Михаилом Романовым они не проявили.
Сагайдачный был ревностным защитником православной церкви и культуры, неоднократно выделял средства на восстановление храмов, помогал братским школам в Украине. При его участии была восстановлена православная иерархия (1620 г.), создан в Киеве при Братском монастыре коллегиум, который стал основой Киево-Могилянской академии - одной из первых в Восточной Европе.
Гетман не мог оставаться в стороне от эпохальных для его родины событий. Судьба Петра Сагайдачного сложилась так, что в конце концов именно он стал единственной надеждой на то, что противостоянию между поляками и украинцами, католиками и православными, казаками и шляхтой, по большей части полонизированной, наступит предел. Сагайдачный, трезво оценивая ситуацию, не видел смысла в борьбе с поляками и потому направил казацкие силы в другое русло, принимая участие в уже упомянутых походах на Крым, Черноморское побережье Турции и Московию.
К сожалению, в полной мере плодами своих успехов Петр Сагайдачный воспользоваться не смог, ведь многие казаки искали себе славы в московском войске и, собственно, сами выбирали, где и с кем воевать. Что же касается гетмана, то он даже не пытался приобщаться к таким аферам.
После Московского похода поляки заключили весьма выгодное перемирие с Кремлем. Именно благодаря своей военно-политической деятельности гетман и получил всеевропейскую славу. Так, в 1618 году он вместе со всем Войском Запорожским вступил в «Лигу христианской милиции» - союз многих европейских государств, который возглавлял герцог де Невер, потомок императоров Византии из рода Палеологов. Среди главных основателей лиги, ставшей важным фактором в противостоянии христианских стран османской экспансии, были Ватикан и Венецианская республика.
Постепенно отношения между гетманом и королевской властью ухудшаются. Король Сигизмунд ІІІ Ваза отказался выполнять обещания, данные Сагайдачному после похода на Москву. Кроме того, король выдвинул ультиматум - сократить казацкое войско, прекратить походы на Черноморское побережье. Наконец в 1619 году Сагайдачный подписал Роставицкое соглашение, вызвавшее недовольство казаков, поскольку им предполагались еще большие сокращения реестра, запрет походов. После этого казацкая старшина лишила гетмана булавы. Гетманом стал Яков Нерода (Бородавка). Сагайдачный был вынужден выехать в Киев, где среди казаков и братчиков у него было много симпатиков.
Он не отступает от своей цели. Во главе казацкого войска Петр Сагайдачный принимает участие в польско-турецкой войне (1620-1621) и в знаменитой осаде крепости Хотин. Подорвав силы султанской армии, он восстановил свой авторитет среди казаков. Именно 390 лет тому назад, в конце сентября 1621 года, украинско-польская армия под Хотином нанесла турецко-татарскому войску тяжелое поражение.
Но Польша в который раз доказывает, какой может быть «благодарной», - запрещает казакам плавать по Днепру. Вопрос относительно признания православия в Украине на сейме даже не рассматривают. Сигизмунд III Ваза не сдержал слово.
Петр Конашевич-Сагайдачный скончался 10 апреля 1622 года вследствие ранения от татарской отравленной стрелы. Есть свидетельства, что его в сопровождении личного врача привезли в Киев, где он, не вставая с постели, прожил еще несколько месяцев.
Похоронили гетмана с торжествами в Братском монастыре Киева. Несомненно, вместе с ним была похоронена и последняя надежда на мир между казаками и поляками. Конашевич-Сагайдачный завещал распределить свои средства на нужды киевских и львовских братчиков.
Без прошлого не бывает будущего. И грядущие поколения должны помнить своих героев-предшественников, при любых обстоятельствах делавших все возможное для блага Отчизны. Одним из них был Петр Конашевич-Сагайдачный - истинный казак, борец за государственность, православную веру, герой посвященных ему народных песен, известных и сегодня.