239 спортсменов представляли Украину на сиднейской Олимпиаде. И только двое из них выступали на уже далеких сеульских Играх. Сергей Бубка стал тогда чемпионом, а Елена Ковтун заняла шестое место в турнире по настольному теннису. И пусть недавняя Олимпиада не добавила им титулов и славы, оба заслуживают уважения. Ибо столько лет преданы каждый своему любимому виду, пребывая в элите.
О Сергее, живой легенде мировой легкой атлетики, написано немало. Но и Лена — мастер известный, хотя больше в кругу любителей настольного тенниса. Двукратная победительница и серебряный призер (в паре и команде) европейских чемпионатов. Ну а сколько других разных соревнований выиграла — и не счесть. И еще она — интересный собеседник. С Леной часами можно говорить на многие темы, помимо, естественно, настольного тенниса. Беседовали же мы накануне поездки харьковчанки в Сидней, и я предложил вспомнить о сеульской Олимпиаде.
— К тому времени несколько лет входила в сборную Союза. Не раз побеждала на европейских юношеских чемпионатах, а затем — и на взрослых. Играла в паре с москвичкой Флюрой Булатовой. Причем на чемпионате Европы выступали с листа. Она в моем понимании была недосягаемой, чувствовала дистанцию, боязнь. Булатова, мол, известный мастер, а я с периферии... Это со временем пришло взаимное уважение. А тогда тренеры настояли на нашем союзе. И начало получаться. Конечно же, вспоминаю Олимпиаду, шестое место. Но потом Флюру дисквалифицировали, у меня родился ребенок и в сборную СССР перестали вызывать...
— И затем Елена Ковтун надолго стала украинской полячкой. Чем памятен этот заметный этап, длящийся вот уже с десяток лет, в твоей спортивной карьере?
— Да, в начале 90-х годов перебралась в Польшу. Выступаю за команду, которая 10 раз подряд становилась чемпионом страны. Есть и у меня 6 золотых медалей. В прошлом сезоне были финалистами Кубка европейских чемпионов.
В команде есть и три китаянки, но я — основной игрок. У нас прекрасный зал, но хотелось, чтобы тренировочный процесс был основательнее. Два года назад меня признали лучшей спортсменкой региона. Приятно. Да и материально не обижена.
— Но «и дым отечества нам сладок и приятен». Украину, слава Богу, не забываешь. Тебя нередко можно встретить на разных соревнованиях, проходящих в стране.
— А как же! Хоть родилась в России и долго уже играю в Польше, но Украина — моя. Поэтому и выступаю на национальных чемпионатах и за сборную. Прошлогоднюю победу на всеукраинских играх считаю большим достижением. Но хочу, чтобы и ко мне относились должным образом...
— И чем же недовольна первая ракетка страны?
— Вспоминаю предолимпийский отборочный турнир в Греции. Поездку на него пришлось оформлять... самой. За четыре дня провела десять встреч и заполучила-таки лицензию. Но это в одиночном разряде. А почему не удалось в парном? Главный тренер взял другого игрока, а мы с Таней Сорочинской, что называется, пролетели. А между прочим, обыгрывали с ней тех, кто поехал на Олимпиаду!
— Возвращаясь домой, всегда спешишь в Харьков, ставший для тебя родным.
— Да, именно там начинала играть. В ДЮСШ №7 у Людмилы Бондарь. И она, и родители учили, что если уж взялся за дело, нельзя бросать на полпути. Дорогу осилит идущий! Четыре года тренировалась у Людмилы Викторовны. И когда она звонит, просит помочь, скажем, с оформлением стенда, разве откажешь. Еще в Харькове начала выступать за взрослых, по «Буревестнику». В этом городе закончила и филологический в университете. Почему именно этот факультет, а не физвоспитания? Не все спортсмены становятся тренерами, а образование получить должны.
С Харьковом меня связывает многое. Тут муж играл в хоккей. Здесь дочь Аня, которой 11 лет, занимается у моего тренера Людмилы Юнашевой. Уже и на турниры ездит. Кто спонсор? Мама.
— Настольный теннис в твоей жизни вытесняет, наверное, все остальное? Особенно если учесть многочисленные турниры. Да и еще выступаешь ведь и в одиночном, и в парном разрядах. После этого, как выжатый лимон...
— Но ведь все равно другие спортсмены потом отправляются на дискотеку или в разные компании. Вот говорят, что было у отца два сына: один — умный, а другой, дескать, футболист. Немалая доля правды в этих словах есть. В спорте (да и разве только в нем?) есть примитивные люди. Привыкли, чтобы их опекали. Многие наши спортсмены, уж поверьте, так мало знают. Но это не по мне. Свободное время вполне можно использовать по-иному. Да и вообще: век живи, век учись!
— И как же это выглядит у тебя?
— Моя отдушина — книги. Люблю классическую литературу, Достоевского с его глубочайшей психологией. И тут нахожу очень много ценного для себя, для... настольного тенниса. Не удивляйтесь. Ведь игра — это психология. И поэзия нравится, Кольцов, например. Когда уж совсем тяжело на душе, особенно хочется читать великих. Нередко хожу на книжные развалы. Но там почти нечего выбрать... Разве что энциклопедии, справочники.
Что еще, кроме книг? Музыка нравится, классическая инструментальная. Как же было не сходить в Харькове на концерт Асии Ахат! Были вместе с дочкой и ее подружкой.
— Но возвратимся к теннисному столу. Спустя 12 лет ты вновь стала участницей Олимпиады.
— Догадываюсь, о чем будет вопрос. Хочу сыграть как можно лучше. Не опозориться. Еще на отборочный турнир ехала показать, что жива (улыбается. — Авт.). Ведь те, кто играл когда-то со мной, уже воспитали учеников...
...Лена еще долго тепло и трогательно рассказывала о всех тех, кто помогает ей в Харькове. А потом была Олимпиада. Суровый регламент турнира: в первом раунде только победитель группы выходит в 1/32 финала. Лена легко в трех сетах расправилась с представительницей Венесуэлы. Затем достойно противостояла тайваньской спортсменке, но пришлось уступить. Соперница и шагнула дальше. И все же, считаю, Лена не опозорилась. На днях ей исполнилось 34 года, с чем и хочется поздравить лидера украинского настольного тенниса. Она по-прежнему крепко держит в руках ракетку, полна сил и желания порадовать поклонников яркой игрой и новыми победами.