Ультразвук сбивает нейроны с пути

Ультразвуковое обследование плода стало рутинной процедурой, позволяющей следить за внутриутробным развитием малыша. В 2004 году сотрудники Йельской медицинской школы в Нью-Хейвене, Коннектикут, проводили эксперименты на мышах, которые требовали инъекций красящего вещества в эмбрион. Для контроля исследователи использовали ультразвуковое сканирование. Позже, наблюдая за развитием мозга будущих грызунов, они обнаружили, что нейроны коры головного мозга у них ведут себя не «по правилам». Это заставило авторов работы провести более масштабные испытания — на 335 мышах.

Ученые заявляют, что у них нет доказательств вредоносного воздействия ультразвука на мозг человеческого эмбриона. Во время эксперимента мыши подвергались непрерывному воздействию ультразвука в течение получаса, а мозг ребенка, который значительно больше, только долю этого периода будет находиться под «обстрелом».

Тем не менее результаты некоторых исследований свидетельствуют о незначительных изменениях в мозге человеческого зародыша вследствие подобной процедуры, что приводит к появлению на свет левши или проблемам с речью в будущем. Например, после пяти ультразвуковых сеансов развитие плода тормозится, хотя за первый год жизни ребенка все приходит в норму. Поэтому американские специалисты, хотя и не спешат с выводами, все же советуют избегать длительного сканирования, к которому прибегают некоторые родители, стремясь насладиться видеосъемкой еще не родившегося малыша.

Нейроны зарождаются в глубине коры мозга эмбриона, мигрируя затем к внешним его пределам. Итогом этого путешествия становится создание нескольких параллельных пластов, схожих с геологическими, каждый из которых выполняет свои специфические функции, помогая взаимодействовать разным областям мозга. Особенно важны они для процессов, которыми руководит кора, в том числе для памяти и речи. Известно, что у животных под влиянием алкоголя, кокаина или вирусных инфекций миграция нейронов нарушается, что сказывается на поведении.

Американские специалисты, подкрасив нейроны мышиного эмбриона, наблюдали за их перемещением после ультразвуковых сеансов продолжительностью от 5 минут до 7 часов на заключительной стадии беременности.

Оказалось, что при длительности процедуры 30 минут и более не все нейроны достигали цели своего путешествия, задерживаясь во внутренних слоях коры или даже в соседнем белом веществе. Таких сбившихся с пути было тем больше, чем дольше продолжался сеанс.

Ученые пока не могут объяснить, как именно ультразвуковые волны сбивают нейроны с пути. Возможно, они заставляют их вибрировать, мешая подсоединиться к нужной клетке.

Следует отметить, что нарушения в перемещении нейронов обнаружились и у тех грызунов, которые вовсе не подвергались обследованию, а только прошли длительную подготовку к нему. Здесь, безусловно, повлиял стресс, хотя взваливать на него всю ответственность вряд ли стоит.

Теперь исследователи работают с обезьянами, но о результатах говорить пока рано.