Ученые зарегистрировали выброс квазара мощностью в 100 галактик

Ученые зарегистрировали выброс квазара мощностью в 100 галактик Ученые зарегистрировали выброс квазара мощностью в 100 галактик © eso.org
В результате анализа собранных телескопом VLT данных, ученые установили, что выброс SDSS J1106+1939 был самым мощным из когда-либо зарегистрированных. Его мощность на два порядка превышает мощность излучения всего Млечного пути - это примерно в пять раз выше, чем у предыдущего рекордсмена.

Ученые зарегистрировали выброс квазара рекордной мощности. Статья ученых появится в журнале The Astrophysical Journal.

Объектами исследования выступали квазары - активные ядра галактик. Источниками излучения квазаров является материя, поглощаемая сверхмассивной черной дырой в центре скопления. В процессе поглощения могут происходит выбросы джетов - потоков горячей материи, которые являются источниками мощного электромагнитного излучения.

В рамках новой работы ученые рассмотрели выбросы квазаров SDSS J1106+1939 и SDSS J1512+1119, которые были зарегистрированы в апреле 2011 и марте 2012 годов.

Скорость потоков материи в этом регионе достигает 8000 километров в секунду. За год через этот регион проходит масса около 400 солнечных. Сам квазар располагается на расстоянии 8,8 миллиарда световых лет от Земли (красное смещение 3,038). Выброс произошел на расстоянии примерно 1000 световых лет от самой черной дыры.

Примечательно, что, несмотря на рекордную мощность, выброс не удивил астрономов. Дело в том, что существующие теории формирования джетов рядом со сверхмассивными черными дырами говорят, что такие выбросы должны быть крайне мощными. До последнего времени, однако, ничего подобного ученым на практике наблюдать не удавалось. Новый же выброс очень хорошо укладываются в существующую теорию.

Ученые говорят, что новые результаты помогут им прояснить процессы, проходящие в окрестностях сверхмассивных черных дыр, а также определить, каким образом такие дыры влияют на формирование и структуру той галактики, в которой они располагаются. !zn