Расшифрован ядерный геном человекообразного примата из Денисовой пещеры

Специалисты из США, Германии, Канады и России завершили расшифровку ядерного генома неизвестного гоминина, фрагмент фаланги пальца которого был обнаружен в 2008 году в Денисовой пещере (Алтай, РФ) сотрудниками Института археологии и этнографии РАН.Возраст малопримечательного образца археологи оценили в 30–48 тысяч лет. Весной уходящего года уже сообщалось о расшифровке соответствующего митохондриального генома; тогда было установлено, что мтДНК-линии современных людей, неандертальцев и новых гомининов, которых авторы называют денисовцами, разошлись около миллиона лет назад — задолго до того, как человек отделился от неандертальцев. Анализ ядерного генома объемом около 3 млрд «букв» позволил уточнить эти данные. Теперь исследователи говорят о том, что ДНК гоминина больше походит на неандертальскую, чем на человеческую, а разделение последовательностей ДНК неандертальцев и денисовцев произошло около 640 000 лет назад. Полученный вариант расшифровки исследователи сравнили с известными геномами представителей 53 современных популяций и в одном случае обнаружили следы межвидового скрещивания. По утверждению авторов, меланезийцы, населяющие острова к северо-востоку от Австралии, получили от денисовцев от четырех до шести процентов генетического материала. Если учесть, что свой след в геномах современных людей оставили и неандертальцы, общий вклад популяций эпохи плейстоцена возрастет примерно до 8%. В новой работе также представлено описание зуба, найденного в Денисовой пещере. В отличие от ничем не выделяющегося фрагмента фаланги, он имеет непривычно крупные размеры и напоминает (но не копирует) моляры Homo erectus и Homo habilis. Митохондриальные геномы, составленные по результатам изучения фаланги и зуба, оказались схожи. Несмотря на это, денисовцы не имеют статуса отдельного вида или подвида.

По материалам Компьюленты