ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ? ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП!

Поделиться
Открытый доступ к результатам научных исследований — одно из пяти важнейших научных событий 2003 г...

Открытый доступ к результатам научных исследований — одно из пяти важнейших научных событий 2003 года по версиям The Scientist и Nature, один из семи научных прорывов 2003-го, которому следует уделить максимум внимания в 2004 году (Science Magazine), наконец, одно из десяти самых громких событий года (The Wall Street Journal). Открытый доступ — бесплатный доступ читателей к онлайновым научным публикациям с правом читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать, ссылаться на полнотекстовые статьи, индексировать и т.п. То есть использовать с любой законной целью без финансовых, юридических или технических препятствий. Открытый доступ — современная практика научной коммуникации для тех, кто сломал устоявшиеся принципы научного общения последних четырех сотен лет и вышел за пределы традиционного научного журнала образца Le Journal des Savants или Philosophical Transactions of the Royal Society of London 1665 года издания.

Сегодня насчитывается от двадцати четырех до сорока тысяч научных журналов, в зависимости от того, какой тип изданий считать таковыми. Возьмем цифру Стивена Гарнада — двадцать четыре тысячи, — что означает около 2 млн. 500 тыс. отрецензированных статей в год, в которых ученые эры Гуттенберга стремятся поделиться результатами своих исследований и засвидетельствовать авторство своего научного труда. Речь идет именно о качественных исследованиях, которые выдержали независимое рецензирование, и о сохраненных научных результатах, поскольку библиотеки позаботились об их архивировании для потомков. Привычная и общепринятая модель, проверенная временем. Вот если бы только не устойчивая зависимость от подписчиков, которые, собственно, и покрывают стоимость рецензирования научных статей и издания журналов в бумажную эпоху.

Совершенно очевидно, что ни один научный институт не может позволить себе подписку всех двадцати четырех тысяч журналов ни в печатном, ни в электронном виде. Правда, электронная периодика предлагается в пакетах, где уже содержатся самые «лучшие» и «влиятельные» издания, но эти пакеты медленно обновляются и включают сравнительно мало гуманитарных журналов. Другой недостаток нашей традиционной модели — стоимость подписки. По данным Ассоциации исследовательских библиотек (ARL), стоимость подписки научных журналов с 1986-го по 2002 год возросла на 227%. За этот же период потребительские товары подорожали лишь на 64%. По февральским данным The Bookseller, британские библиотеки впервые потратили на научную и техническую периодику больше средств, чем на книги — стоимость подписки журналов в 2003 году повысилась на 23% по сравнению с 2001 годом, а стоимость книг — лишь на 2,9%. Тринадцать ведущих и наиболее щедро финансируемых американских исследовательских библиотек подписываются лишь на семьдесят из сотни наиболее цитируемых журналов (этот перечень не учитывает медицинских дисциплин, поскольку вузы, при которых работают эти библиотеки, не имеют медицинских факультетов). Таким образом, проблемы доступа к научной периодике беспокоят не только нас с вами. И в «сетевую» эпоху, так же, как и в бумажную, научный потенциал двух миллионов пятисот статей в год используется лишь отчасти.

Из-за языковых, институциональных и финансовых барьеров в перечне авторов этих журналов украинских фамилий практически нет. Даже если наших и издают, то из-за локальной специфики публикации остаются фактически незаметными для западных ученых. И совершенно незаметными для украинских коллег, не имеющих доступа к этим мировым журналам. Наши ученые стоят в очередях на публикацию в отечественных изданиях или сборниках, тиражи которых, как правило, не превышают двухсот экземпляров, а система распространения так и остается загадкой.

Сегодня существует около тысячи электронных научных журналов открытого доступа, что составляет пять процентов от уже упомянутых двух миллионов пятисот тысяч статей в год (все эти издания указаны в директории журналов открытого доступа: www.doaj.org). Для читателей они бесплатны, стоимость рецензирования и публикации оплачивает научный институт, в котором работает автор, или сами авторы. Для авторов остальных двадцати трех тысяч журналов, которые заботятся о читательской аудитории, разработаны механизмы архивирования полных текстов публикаций в открытом интернет-доступе на сайтах научных институтов или в тематических архивах. Над некоторыми, правда, до сих пор тяготеет правило Франца Ингельфингера, бывшего редактора The New England Journal of Medicine, который отстаивал исключительное право первой публикации в журналах. Но, в конце концов, отошло ведь в прошлое право первой ночи, и так же, с течением времени, должно отмереть и это. Такие влиятельные издания, как Nature и The British Medical Journal, уже разрешили своим авторам архивировать статьи на сайтах своих научных институтов в режиме открытого доступа.

В эпоху сети у нас появилась хорошая возможность сэкономить на издании и распространении бумажных экземпляров и дополнить традиционные журналы как средство научной коммуникации институционными или тематическими архивами. Если функции журналов — это регистрация авторства, сертификация качества исследования (путем независимого рецензирования), научное общение и сохранение результатов исследований, то институционные архивы могут выполнять как минимум три из этих четырех функций — регистрация, научное общение и сохранение-архивирование. Сейчас насчитывается около 250 архивов с более чем тремя миллионами единиц информации, где кроме изданных статей архивируются и еще ненапечатанные, бакалаврские и магистерские дипломы, докторские диссертации и т.п. Подобные научные цифровые коллекции позволяют оперативно работать с разнообразным цифровым контентом, быстро готовить онлайновые учебные материалы, электронные журналы и книги.

Институты выиграют благодаря политике систематического сохранения информации, ученые почувствуют более мощное влияние их исследований благодаря расширению доступа к ним. Под результатами исследований имеются в виду как изданные тексты, к которым имеют беспрепятственный доступ остальные ученые и научные институты для дальнейшего использования, так и продвижение по ступеням научной карьеры, повышение зарплаты, рост влияния научных исследований, научной производительности и престижа ученого и научно-исследовательского института.

По данным Грега Шварца относительно Astrophysical Journal, 72% статей, размещаемых в открытом интернет-доступе (преимущественно в физическом архиве ArXiv), цитируются вдвое чаще, чем остальные 28% статей, доступные только подписчикам журнала. Питер Субер на основании отчета крупнейшего издателя научных журналов Reed Elsevier подсчитал, что среднее количество «загрузок» статей в ScienceDirect за последний год составляет 28, между тем как для журнала открытого доступа BioMedCentral это количество достигает 2500. Таким образом, статьи, напечатанные в режиме открытого доступа, используются в 89 раз чаще в биомедицинских дисциплинах и в 35 раз чаще в физических. Среди прочих преимуществ получаем: широкий и определяемый доступ читателей, легкость поиска нужных текстов, мощную читательскую аудиторию, интеграцию в глобальные научные базы данных, уменьшение научной изоляции и новые возможности для совместных научных проектов.

Преимущества открытого доступа почувствовали и организации, финансирующие мировые научные исследования (The Howard Hughes Medical Institute, The Welcome Trust, государственные учреждения Австралии, Великобритании, Голландии, Греции, Индии, Италии, Канады, Норвегии, Германии, Венгрии, Франции). На рассмотрении в Конгрессе США лежит «Билль Сабо» об открытом доступе к исследованиям, финансируемым из федеральных бюджетов. Ведь при всей важности финансирования исследований, не менее важно максимально распространить их результаты. Речь идет не о каком-то абстрактном публичном продукте, а о возможности сделать научную литературу более полезной и об истинной эффективности инвестиций в научные исследования. Поэтому политическая поддержка открытого доступа к результатам научных исследований провозглашена в международных политических заявлениях, открытых к присоединению (Будапештская инициатива по открытому доступу, Bethesda Statement об издательстве в режиме открытого доступа, Заявление Welcome Trust о поддержке издательства в режиме открытого доступа, Берлинская декларация об открытом доступе к знаниям в сфере естественных и гуманитарных наук, Заключительное коммюнике встречи комитета OECD по научной и технической политике на уровне кабинетов министров «Наука, технологии и инновации в XXI веке» об открытости научных данных, декларация Международной библиотечной федерации (IFLA) «Открытый доступ к научной литературе и исследовательской документации», декларация «Принципов построения информационного общества: глобальный вызов в новом тысячелетии» мирового саммита по информационному обществу об открытом доступе к научным публикациям, Поддержка открытого доступа ассоциацией научных и профессиональных издателей (ALPSP) и т.п.).

Отлажена и техническая сторона дела: современный научный процесс уже немыслим без компьютеров и Интернета, разработаны удобные беспрепятственные технологические кросс-тематические платформы для поиска научных результатов, стандарты обмена данными (Инициатива открытых архивов), бесплатное программное обеспечение с открытым кодом для создания электронных журналов, институционных или дисциплинарных архивов. Сообщества ученых, практикующих новые модели научной коммуникации, с удовольствием делятся своим опытом. Разработаны механизмы защиты авторских прав и интеллектуальной собственности на продукцию в публичных доменах (Creative Commons). Существуют пособия по созданию электронных журналов открытого доступа или трансформации подписных электронных журналов в журналы открытого доступа, по созданию институционных архивов. С нашей стороны нужна лишь добрая воля и желание изменить устоявшееся за три столетия положение вещей.

Мы привыкли к акселерации в повседневной жизни, но не используем ее преимущества в процессе обмена знаниями. Нам известно, что печатную литературу дорого покупать, хранить и в ней сложно искать нужные нам цитаты. Чем больше ее становится, тем сложнее и дороже становятся эти процессы. С другой стороны, мы привыкли бесплатно пользоваться сетевой литературой, при создании которой финансовые и человеческие ресурсы распределяются между многими участниками. Мы пользуемся более эффективными средствами сетевого поиска, сортирования, индексирования и фильтрования информации. Мы читаем новости в Интернете, переписываемся по электронной почте, поздравляем друг друга электронными открытками. Интернет становится частью нашего быта, но почему-то не частью научного общения, хотя создавался WWW, собственно, именно для этого.

Мы смирились с тем, что нам недоступно большинство влиятельных западных журналов и индекс цитирования, и переживаем собственную уникальность в этой трагедии. Но мы ведь знаем, что научный индекс цитирования (SCI) учитывает максимум 8500 из 24000 издаваемых журналов, причем процент гуманитарных журналов из всех предметов здесь самый низкий. Его разработчики свидетельствуют, что он не является непосредственным определителем качества исследований, зависит от тематики, типа и размера журнала, недостаточно оперативен, дорог, фактически не является автоматизированным. 25 февраля ISI Web of Science и NEC пообещали создать частично открытый сетевой индекс цитирования, в который должны попасть 80% отрецензированных статей, а также существующие в сети исследования, журналы и архивы открытого доступа, еще не напечатанные статьи, материалы конференций, технические отчеты и т.п. Но параллельно реализуется более широкая инициатива, все данные которой будут в режиме открытого доступа — Индекс цитирования исследований открытого доступа, — в основе которого действующая система Citebase Тима Броуди, находки Джона Кляйнерга и Массачусетской лаборатории поиска знаний.

Если нас беспокоит проблема научной коммуникации, то возникает ряд логичных вопросов. Почему бы нашим университетам и научно-исследовательским институтам не ввести политику размещения в режиме открытого доступа результатов научных исследований? Почему бы факультетам, департаментам, кафедрам и отделам не создать открытые интернет-архивы? Почему бы университетским библиотекам не архивировать результаты исследований в цифровых библиотеках? Почему бы ученым не публиковать свои тексты в существующих журналах открытого доступа или создать новые, почему бы не архивировать свои тексты в институционных или тематических архивах — мы же привыкли сохранять эти тексты на своих домашних или рабочих компьютерах? Почему бы организациям, финансирующим научные исследования, не сделать открытый доступ к результатам научных исследований условием финансирования этих исследований и при принятии решений ориентироваться на онлайновые CV ученых со ссылками на полные тексты их публикаций? Почему бы академическим издателям не попробовать поэкспериментировать с электронными журналами и книгами в открытом доступе? Эти шаги делают не только наши западные, но и индийские, китайские, бразильские коллеги. Если же для нас все это звучит утопически-фантастично, то, возможно, не стоит продолжать называть себя учеными, вкладывая в это слово такое же содержание, как и наши зарубежные коллеги?..

Related video

И в заключение очередная здоровая и успешная история. Руководство Oxford University Press, одного из мощнейших академических издательств, в котором ежегодно издается более 4500 новых книг и 180 научных журналов, предложило авторам Nucleic Acids Research нетрадиционный выбор — продолжать издаваться в традиционном электронном журнале, распространяемом по подписке, или начать печататься в журнале открытого доступа, заплатив за такую публикацию. И что же вы думаете, какими были результаты выбора? Девяносто процентов авторов согласились на публикации в режиме открытого доступа. Кажется, достаточно удачный пример для наследования.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме