Планеты с размерами и массой Земли в космосе встречаются часто

Астрономы из США и Японии представили оценку количества экзопланет земной массы, обращающихся вокруг звезд солнечного типа.Растянувшийся на пять лет масштабный проект, в котором участвовали американские и японские специалисты, должен был выявить закономерности распределения экзопланет по массе. Объектами наблюдений стали сразу 166 звезд из каталога Hipparcos, расположенных в радиусе 80 световых лет от Земли. Все выбранные светила схожи с Солнцем: имеют спектральный класс G или К (у нашей звезды — G2) и массу в 0,54–1,28 солнечной. Используя телескопы обсерватории Кека, исследователи проводили измерения лучевой скорости и пытались обнаружить свидетельства движения экзопланет массой в 3–1 000 земных по орбитам небольшого — менее 0,25 а. е. — радиуса. Зарегистрировать объекты таких размеров на большем удалении (с орбитальным периодом, превышающим 50 дней) не позволила бы ограниченная чувствительность приборов. В результате астрономы отметили 33 экзопланеты, попадающие в указанную область параметров, у 22 звезд, и собрали данные еще о 12 возможных планетах, которые ожидают проверки. После введения поправки на неравномерность распределения телескопного времени между звездами авторы рассчитали, что планеты-гиганты на орбитах малого радиуса обнаруживаются у 1,6% звезд, около 6,5% скрывают планеты с массой в 10–30 земных, а у 11,8% находятся менее крупные планеты, превосходящие Землю по массе в 3–10 раз. Эти данные, заметим, не соответствуют современным теориям, предсказывающим дефицит планет с массой в 5–30 земных и орбитальным периодом, не превышающим 50 дней. Число планет, очевидно, увеличивается с уменьшением их размеров. Простая экстраполяция позволяет заключить, что планеты с массой в 0,5–2 солнечной встречаются у 23% звезд солнечного типа, причем истинное значение должно быть еще более внушительным, так как в реальности радиус орбиты планет не ограничивается четвертью астрономической единицы. «Конечно, это очень грубая оценка, — признает участник исследования Эндрю Говард (Andrew Howard) из Калифорнийского университета в Беркли. — Не удивлюсь, если в действительности планеты, по массе схожие с Землей, будут регистрироваться у каждой второй или каждой восьмой звезды, но я почти уверен в том, что это будет не каждая сотая».

По материалам Компьюленты