Краски на первобытных наскальных рисунках оказались «живыми»

Исследования, проведенные в австралийских пещерах, показали, что яркость и долговечность красок обусловлены тем, что они являются «живыми» - на них существуют сложные сообщества микроорганизмов.Автор открытия, профессор Джек Петтигрю из Университета Квинсленда, вместе с коллегами исследовал 80 изображений, которые относятся к так называемому искусству Брэдшоу — «коллекции» наскальной живописи в австралийском регионе Кимберли. При помощи портативных микроскопов удалось обнаружить причину, по которой краски не осыпаются со временем: оказалось, на них поселились красные микроорганизмы, относящиеся, вероятно, к цианобактериям, и черный гриб — предположительно, из отряда хетотириевых. Миниатюрные грибы, поселившиеся в трещинах и выемках, с древности поедали своих сородичей, образовав колонии на первобытных рисунках. Они вступили в симбиоз с микроорганизмами, давая им воду и получая взамен сложные углеводы, необходимые для поддержания их жизнедеятельности. Соединение множества «живых пигментов» придало изображениям вишневый и терракотовый оттенки. О своем исследовании австралийские ученые отчитались в журнале Antiquity. Кстати, наличие плесени и микробов объясняет и то, почему не получалось напрямую определить возраст рисунков. По косвенным признакам (в частности, изображенным на них вымершим животным) считается, что им 46–70 тысяч лет. Теперь ученым предстоит более тщательное изучение и идентификация полученных образцов ДНК грибов и бактерий, а также поиск ответа на вопрос, почему маленькие «поселенцы» предпочитают обитать в указанном регионе.

По материалам «Компьюленты»